Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность и правовая оценка понятия розыск
1.2 Понятие, задачи оперативно-розыскной деятельности
Глава 2 Правовая основа и структура оперативно-розыскной деятельности
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
2.2 Структура органов, осуществляемых оперативно-розыскную деятельность
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую основу оперативно-розыскной деятельности входят также международные правовые акты, касающиеся борьбы с преступностью. Наряду с названной конституционной нормой, содержание ряда норм ФЗ «Об ОРД» в свою очередь свидетельствует о необходимости отнесения отдельных международных правовых актов к правовой основе оперативно-розыскной деятельности. Так, ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, а п. 3 ст. 14 обязывает оперативные аппараты исполнять запросы правоохранительных органов иностранных государств. К числу наиболее значимых международных правовых актов, имеющих отношение к оперативно-розыскной деятельности, можно отнести такие, как: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.; Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписано в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписано в г. Киеве 21 октября 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписано в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписано на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ 16–18 декабря 1998 г. в г. Москве, и др.[13]
В последние годы в ряде публикаций стали появляться высказывания об отнесении к нормативным правовым актам судебных постановлений, разъясняющих отдельные положения законодательных законов в области оперативно-розыскной деятельности. Однако подобная позиция небесспорна, т. к. судебные постановления правовых норм не создают и могут относиться только к актам толкования этих норм. Исключение составляют постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, которые, признавая те или иные нормы федеральных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации, в определенной части меняют содержание таких законов.
2.2 Структура органов, осуществляемых оперативно-розыскную деятельность
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно - розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Министерства юстиции Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно - розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1 - 8 части первой настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ).
Перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно - розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации оперативно - розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (часть 5 введена Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ).
В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Понятие территории детализируется и более подробно раскрывается в Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Так, согласно ст. 5 названного Закона к территории России относятся территориальные прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в "Извещениях мореплавателям".
Однако в соответствии с нормами международного права юрисдикция государства (в том числе и оперативно - розыскная) может быть ограничена. Так, в соответствии со ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) прибрежное государство не может проводить какие-либо следственные или оперативно - розыскные мероприятия на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, в связи с совершением на судне любого преступления во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Закон об ОРД действует и на так называемой "условной территории" государства, т.е. на гражданских судах и самолетах, находящихся на международной территории под флагом или опознавательным знаком России, а также на военных кораблях и летательных аппаратах независимо от места нахождения.
Из смысла комментируемой статьи следует, что на территории Российской Федерации не могут осуществлять оперативно - розыскные мероприятия правоохранительные и специальные службы других государств. В случае возникновения у них потребности в осуществлении следственных и оперативно - розыскных действий на территории России они должны поступать в соответствии с международно - правовыми договорами и Уставом Интерпола (если являются членами Интерпола). В этой связи нужно заметить, что руководители органов, осуществляющих ОРД, не могут заключать договоры и соглашения с правоохранительными органами других государств по предоставлению им права проведения ОРМ на территории России.
В то же время закон не запрещает субъектам, перечисленным в ч. 1 ст. 13, проводить оперативно - розыскные мероприятия вне пределов Российской Федерации.
В структуре органов внутренних дел оперативно - розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:
- уголовного розыска;
- по борьбе с экономическими преступлениями;
- по борьбе с организованной преступностью;
- по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;
- обеспечения собственной безопасности;
- оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;
- оперативного поиска;
- оперативно - технические;
- по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;
- оперативные подразделения милиции общественной безопасности.
Одни из них выполняют оперативно - розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно - розыскные мероприятия (см. комментарий к ст. 6).
Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; борьба с преступностью.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом "Об оперативно - розыскной деятельности", уголовным и уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации. При осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности органы ФСБ руководствуются ведомственными нормативными актами (ст. 9 - 11 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации"), а при организации борьбы с преступностью - Законом об ОРД.
Оперативные подразделения налоговой полиции в соответствии с Законом "О федеральных органах налоговой полиции" решают в пределах своей компетенции следующие задачи:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений (о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы);
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору ФСНП РФ.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации;
- органы федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы;
- органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП - местные органы налоговой полиции.
ФСНП осуществляет оперативно - розыскную деятельность в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также возмещения нанесенного государству ущерба.
Федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно - розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственной охране" под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно - розыскных, технических и иных мер.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ, органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы, органы пограничной службы и иные государственные органы обеспечения безопасности Российской Федерации.