Файл: Методика анализа движения денежных средств на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также предприятие осуществляет оптовые поставки промышленных и других товаров на основании заключенных договоров с предприятиями, другими фирмами, частными предпринимателями.

Фирма имеет собственный отдел маркетинга, во многом успешная деятельность фирмы определяется участием в ее работе маркетологов. Отдел сбыта и реализации не может обойтись без их целенаправленной работы, организации подходов к организации реализации товаров, действий на рынке сбыта.

Основные задачи, поставленные перед отделом маркетинга, следующие:

1. Проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и потребителями.

2. Участие в работе по выработке предложений по объемам и ассортименту закупок продукции с учетом результатов маркетинговых исследований.

3. Организация рекламной деятельности, а также разработка комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность деятельности предприятия, так и поддержание его имиджа.

4. Постоянный анализ и оценка эффективности службы реализации и маркетинговой службы и соответственное их развитие.

5. Поддержание политики предприятия в области маркетинга и сбыта.

Виды деятельности, закрепленные за службой маркетинга:

  • маркетинговые исследования, анализ и планирование маркетинговой деятельности;
  • организация продвижения товаров (реклама и стимулирование сбыта).

В области маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности:

  • изучение перспектив развития имеющихся рынков сбыта, а также выявление потенциальных рынков;
  • разработка и представление руководству прогнозов по конъюнктуре и ёмкости рынков сбыта;
  • изучение и систематизация сведений о конкурентах и сопоставление возможностей собственного предприятия с данными об основных конкурентах;
  • подготовка предложений и рекомендаций к плану закупок по номенклатуре и качеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции;
  • разработка и представление руководству и специалистам предложений по удовлетворению требований новых сегментов рынков сбыта;
  • составление отчётности по проведенным маркетинговым исследованиям.

В области организации продвижения товаров:

  • определение объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;
  • осуществление прямой почтовой и e-mail рекламы (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами);
  • организация участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах;
  • подготовка необходимых документов и материалов;
  • работа на выставках;
  • оснащение представителей фирмы, направляющихся в командировки, на выставки, ярмарки, выставки-продажи рекламными проспектами и другой рекламной продукцией.

Ассортимент товаров ООО «Плёс» очень велик, поскольку товары бытовой химии и хозтовары пользуются большим спросом у населения:

  • стиральные порошки, отбеливатели, кондиционеры для белья;
  • шампуни, мыло, зубные пасты и щетки;
  • чистящие средства для всего дома;
  • косметические товары по уходу за кожей;
  • электролампочки, товары из пластмассы, и другие хозтовары.

Специальный отдел разрабатывает план по ассортименту представленной продукции, поэтому в продаже имеется более 1000 наименований предлагаемых товаров — товаров повседневного спроса, бытового назначения.

Все товары, которые продаются через магазины фирмы, — в основном отечественного производства, либо произведены совместными предприятиями, а также по зарубежным лицензиям и технологиям.

Фирма строго следит за соблюдением правил торговли. На все товары имеются сертификаты качества, указаны сроки годности, правила эксплуатации, прилагаются инструкции по применению.

Ассортимент товаров постоянно обновляется и расширяется, поскольку постоянно появляются новые товары, или новые модификации уже известных товаров. Кроме того, потребительский спрос на товары бытовой химии и хозтовары постоянно растет. За годы своего существования ООО «Плёс» увеличило объемы продаж в 7 раз.

Ценовая политика предприятия имеет своей целью получение максимальной прибыли путем увеличения сбыта товаров, расширение сегмента рынка. Поэтому цены на ходовые товары бытовой химии устанавливаются на уровне мелкооптовых, т. е. несколько ниже, чем у конкурентов.

Кроме того, на менее ходовые товары устанавливаются скидки, действующие в течение определенного периода. Цены на мелкооптовые партии со склада устанавливаются несколько ниже среднерыночных, в целом они равны соответствующим оптовым ценам. Из полученной прибыли на счетах фирмы создается определенный резервный запас прибыли, чтобы при необходимости реализовать тактику ценовой дискриминации в конкурентной борьбе за сохранение своей доли рынка.

В настоящее время интересы потребителя на рынке смещаются в сторону более дорогих, но качественных товаров бытовой химии и хозтоваров, произведенных по передовым технологиям, обеспечивающих тот эффект, на который рассчитывает потребитель. Однако не меньшим спросом пользуются и дешевые товары: мыло, шампуни, зубные пасты.

Целевой рынок разделены на два сегмента в соответствии с уровнем доходности населения (выше среднего и ниже среднего уровня доходов) и ценами на товары (дешевая отечественная и дорогая отечественная продукция). Доля рынка — 8-10%.


Существует стабильно высокая рентабельность вложения капиталов и, поскольку данный товар пользуется постоянным, устойчивым спросом, это привлекает в данную отрасль многих конкурентов. Среди них выделяются фирмы «Фея», «Плес», «Орион», «Стимул», «Астра-Плюс» и др. В основном ассортимент товаров у всех конкурентов сходен, все они являются основными конкурентами. Однако практически все эти фирмы продают исключительно товары бытовой химии, в то время как ООО «Плёс» занимается также продажей хозяйственных товаров.

2.2. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия

Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Она определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заёмными источниками их формирования, соотношением объёмов собственных и заёмных средств и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Устойчивость служит залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия, но также может способствовать ухудшению финансового состояния под влиянием внешних и внутренних факторов. Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путём эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

Финансовая устойчивость — это способность организации развиваться, наращивать капитал (выручку от продаж, прибыль), поддерживая баланс актива и пассива таким образом, чтобы это обеспечивало финансовую независимость, ликвидность, а также обеспеченность запасов собственными источниками финансирования.

Степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяет выделить 4 типа финансовой устойчивости, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Типы финансовой устойчивости

Типы финансовой устойчивости

Трехмерный показатель

Используемые источники покрытия затрат

Краткая характеристика

1. Абсолютная финансовой устойчивость

S = (1,1,1)

Собственные оборотные средства

Высокая платежеспособность предприятия, не зависит от кредиторов

2. Нормальная финансовой устойчивость

S = (0,1,1)

Собственные оборотные средства, долгосрочные кредиты

Нормальная платежеспособность, эффективное использование заемных средств, высокая доходность производственной деятельности

3. Неустойчивое финансовое состояние

S = (0,0,1)

Собственные оборотные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы

Нарушение платежеспособности, необходимость привлечения дополнительных источников, возможность улучшения ситуации

4.Кризисное финансовое состояние

S = (0,0,0)

-

Неплатежеспособность предприятия, грань банкротства, кризисное состояние


При определении типа финансовой устойчивости используют трёхмерный показатель:

где

x1 – излишек или недостаток собственных оборотных средств;

x2 – излишек или недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных заёмных средств;

x3 – излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат.

Функция S(x) определяется условиями:

Анализируя соответствие или несоответствие средств для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости (табл. 2).

Таблица 2

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1.Источники собственных средств (490+640), тыс. руб.

263 009

289 350

294 531

2.Основные средства и прочие внеоборотные активы(190) , тыс. руб.

158 462

183 236

244 628

3.Наличие собственных оборотных средств (п.1 – п.2) , тыс. руб.

104 547

106 114

49 903

4.Долгосрочные кредиты и займы (590) , тыс. руб.

9 366

15 360

44 604

5.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п.3 +п.4) , тыс. руб.

113 913

121 474

94 507

6.Краткосрочные кредиты и займы (610) , тыс. руб.

20 135

23 952

50 746

7.Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (п.5 + п.6) , тыс. руб.

134 048

145 426

145 253

8.Общая величина запасов и затрат (210) , тыс. руб.

155 410

183 861

204 091

9.Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3 – п.8) , тыс. руб.

-50863

-77747

-154188

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п.5 – п.8) , тыс. руб.

-41497

-62387

-109584

11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (п.7 – п.8) , тыс. руб.

-21362

-38435

-58838

12. Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости S = (п.9; п.10; п.11)

(0;0;0)

(0;0;0)

(0;0;0)


Основываясь на данных таблицы, можно сделать вывод, что предприятие находится в кризисном финансовом состоянии. В данной ситуации наблюдается наличие просроченной кредиторской задолженности и неспособность погасить её в срок. Денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже кредиторской задолженности. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо провести расчет ряда показателей:

Коэффициент автономии (финансовой независимости) — показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования, характеризует независимость от заемных средств.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками — показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования — показывает, какая часть запасов финансируется за счет собственных источников предприятия.

Коэффициент маневренности — характеризует способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнить оборотные средства за счет собственных источников.

Коэффициент финансирования — показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет заемных средств.

Коэффициент капитализации (финансовой активности, плечо финансового рычага) — показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на 1 рубль вложенных в активы собственных средств и характеризует соотношение собственного капитала предприятия и заемного капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости — показывает отношение собственного и долгосрочного заёмного капитала к общей валюте баланса.

Таблица 3

Показатели финансовой устойчивости предприятия

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

2009 к 2007

1. Коэффициент автономии

0,79

0,75

0,34

-0,45

2. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собств. источниками

0,60

0,53

0,22

-0,38

3. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками

0,66

0,58

0,24

-0,42

4. Коэффициент маневренности

0,40

0,37

0,17

-0,23

5. Коэффициент финансирования

3,82

3,02

0,51

-3,30

6. Коэффициент капитализации

0,26

0,33

1,96

1,69

7. Коэффициент финансовой устойчивости

0,79

0,75

0,63

-0,16