Файл: Развитие денежно-кредитного регулирования экономики России.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики России
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования экономики России
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
1.3. Типы денежно-кредитного регулирования в системе экономической политики государства
Глава 2. Проблемы и перспективы денежно-кредитного регулирования экономики России
2.1. Анализ денежно-кредитного регулирования экономики
2.2. Проблемы развития денежно-кредитного регулирования экономики России
2.3. Направления совершенствования денежно-кредитного регулирования экономики
Глава 2. Проблемы и перспективы денежно-кредитного регулирования экономики России
2.1. Анализ денежно-кредитного регулирования экономики
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Банком России в последнее время, имело позитивную тенденцию[10]. Рассмотрим структурно-динамические показатели денежной массы в РФ, являющиеся основными макроэкономическими индикаторами, на примере данных таблицы 1.
Таблица 1 -Динамика денежной массы в 2011-2016гг.[12].
Денежная масса (М2) |
В том числе |
Удельный вес |
|||
наличные деньги |
переводные депозиты, млрд. рублей |
другие депозиты, млрд. рублей |
|||
2011 |
20011,9 |
5062,7 |
5797,1 |
9152,0 |
25,3 |
2012 |
24483,1 |
5938,6 |
6918,9 |
11625,7 |
24,3 |
2013 |
27405,4 |
6430,1 |
7323,5 |
13651,8 |
23,5 |
2014 |
31404,7 |
6985,6 |
8551,0 |
15868,1 |
22,2 |
2015 |
32110,5 |
7171,5 |
8217,3 |
16721,8 |
22,3 |
2016 |
35809,2 |
7239,1 |
9336,1 |
19234,0 |
20,2 |
1) Данные Банка России.
Как видно, ежегодно общий объем денежной массы (М2) в России возрастает. Так, если за 2011 г. денежная масса составила 20011,9 млрд. руб., то за 2014 г. -31404,7 млрд. руб., 2015 г. – 32110,5 млрд.руб. Анализируя динамику денежной массы в национальном определении, можно констатировать факт ее постоянного увеличения. Денежная масса за 2011-2016 гг. возросла на 105,7%.
Россия в последние годы столкнулась с большим количеством внешних шоков, оказавших негативное влияние на её экономическое развитие. Эти шоки носили как глобальный характер, так и приходили со стороны её основных внешнеэкономических партнёров. Среди ключевых шоков последнего периода можно выделить в первую очередь: глобальный экономический и финансовый кризис 2007–2009 гг., европейский долговой кризис 2010–2013 гг., сворачивание политики количественного смягчения в США (2013–2014 гг.), экономические санкции ЕС и США (и ряда других стран) против России 2014–2015 гг., падение мировых цен на нефть во второй половине 2014 г. Значимость и характер распространения этих шоков существенно различались
Заметим, что переход к стагнации и стагфляции начался до присоединения Крыма и событий на Украине, до введения санкций, при высоких ценах на нефть (108 долл. за баррель в 2013 г. и 98 долл. в 2014 г.), устойчивом валютном курсе рубля и при отсутствии санкций, которые реально стали влиять на экономический рост с сентября 2014 г.
Сегодня денежно-кредитные условия остаются умеренно жесткими и останутся достаточно продолжительное время под влиянием денежно-кредитной политики. Это означает, в частности, сохранение положительных реальных процентных ставок в экономике. Вместе с тем по мере замедления инфляции в соответствии с прогнозом Банк России возобновит снижение ключевой ставки.
Таблица 2 – Ключевая ставка за 2012 - 2016 годы [13]
Годы |
Годовая инфляция в России |
Ставка рефинансирования, на конец года (%) |
Ключевая ставка на конец года (%) |
2017 |
9,25 |
||
2016 |
6,4 (сентябрь) |
- |
10,00 (с 19.09.2016г.) |
2015 |
12,90 |
8,25 |
11,0 |
2014 |
11,36 |
8,25 |
17,0 |
2013 |
6,45 |
8,25 |
5,50 |
2012 |
6,58 |
8,25 |
- |
Ключевая ставка Банка России на сегодня – 9,25%. Решение снизить ключевую ставку связано с изменением баланса рисков ускорения роста потребительских цен и охлаждения экономики. Принятое решение о резком повышении ключевой ставки привело к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий в той мере, в какой рассчитывал Банк России. Наблюдаемый всплеск инфляции вызван ускоренной подстройкой цен к произошедшему ослаблению рубля и носит ограниченный во времени характер.
В дальнейшем, после снижения инфляции до 4% в конце 2017 г. и стабилизации инфляционных ожиданий около этого уровня, Банк России будет уменьшать степень жесткости денежно-кредитной политики. В этих условиях номинальные ставки в экономике будут постепенно уменьшаться. Банк России ожидает, что банки будут также постепенно смягчать неценовые условия и расширять спектр направлений кредитования, при этом сохраняя консервативный подход к оценке заемщиков. В результате в 2017 г. прирост кредита экономике со стороны банковского сектора будет умеренным (4–7%)[11].
Для развития собственного, прежде всего, высокотехнологичного производства и его диверсификации предусмотрено: реализация федеральных целевых программ создания и развития отдельных предприятий и даже целых отраслей, финансируемых государством; увеличение государственных вложений в городскую и дорожную инфраструктуру; использование таможенно-тарифного регулирования с целью увеличить импортные таможенные пошлины на продукцию, произведённую в России; введения льготных налоговых периодов для новых только что начинающих свою работу малых и средних предприятий; предоставление им государственных субсидий для модернизации оборудования и его приобретения в лизинг и т.д.
2.2. Проблемы развития денежно-кредитного регулирования экономики России
Геополитическая напряженность в марте привела к дестабилизации валютного рынка и к резкому падению курса рубля. В результате спрос на деньги резко упал, усилив и без того высокое инфляционное давление. Хотя инфляция была отчасти обусловлена упомянутыми немонетарными факторами, более высокие, чем ожидалось, цены на продовольствие (рост на 10,3% в августе к соответствующему периоду предыдущего года) продолжали подстегивать инфляцию, несмотря на сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию в июле и августе
Курс рубля испытал три волны высокой волатильности, в результате чего Банк России значительно увеличил объемы валютных интервенций.
Российские банки начинают все больше испытывать воздействие геополитической напряженности и связанных с ней санкций. В условиях, когда коэффициент отношения совокупных займов к депозитам в российской банковской системе в среднем составляет 120 процентов, фондирование банков в значительной степени по-прежнему осуществляется за счет размещения облигаций на международных рынках и за счет межбанковских кредитов. Санкции в отношении финансового сектора могут привести к дальнейшему увеличению для банков стоимости финансирования, привлекаемого на рынке межбанковского кредитования и путем выпуска облигаций.
Кредитная активность снижалась на фоне сокращения депозитной базы и удорожания кредитов вследствие ужесточения денежно- кредитных условий Банком России. Данные указывают на продолжение спада кредитной активности. Эта динамика была главным образом обусловлена более низкими темпами роста кредитования населения. Рост уровня закредитованности населения, замедление роста доходов, а также увеличение количества плохих кредитов все больше ограничивают возможности банков по предоставлению кредитов[12].
Проведение кредитно-денежной политики через регулирование ставки процента порождает ряд проблем: существование временных лагов; проявление «эффекта обратной связи» - повышение национального производства путем понижения ставки процента вызывает подъем спроса на деньги и обратное ее повышение; возникновение «ликвидной ловушки» - когда ставка процента приближается к собственному минимально возможному значению, и прирост предложения уже не может ее снизить и стимулировать вложения и повышение объема национального производства; появление противоречий между целями внутренней и внешней экономической стабилизации - в период инфляционного перегрева экономики Центральный банк уменьшает денежное предложение в целях достижения внутренней стабильности. Поднятие ставки процента привлекает иностранных инвесторов, что увеличивает курс национальной валюты и ухудшает экспортные возможности страны.
В условиях полной занятости повышение предложения денег приводит к инфляции. Исходя из данного, монетаристы предлагают в качестве главного ориентира регулирование темпов подъема денежного предложения (денежной массы).
Чрезмерная концентрация денежных средств наносит вред экономике, подрывает ее развитие, не давая возможности получать финансирование тем отраслям, которые в нем больше всего нуждаются. Так же и разрозненность финансовых ресурсов среди большого количества субъектов ведет к нехватке инвестиций. Таким образом, процессам финансирования и рефинансирования в реальном и финансовом секторах экономики отводится особая роль. Механизм перераспределения денежной ликвидности должен работать сбалансировано и эффективно. Одним из инструментов, который на отечественном финансовом рынке в последние годы стал очень распространенным и востребованным, является операция РЕПО. Примечательно, что РЕПО занимает важное место в деятельности участников финансового рынка и активно используется Центральным Банком Российской Федерации для предоставления ликвидности кредитным организациям.
Однако в последнее время, хоть кредитные организации, являющиеся основными участниками финансового рынка России, и получают от Банка России достаточное количество ликвидности, а регулятор разрабатывает и внедряет все больше инструментов, направленных на предоставление данной ликвидности, передача финансовых ресурсов реальному сектору экономики проходит не так эффективно. Финансовые организации зачастую совершенно не заинтересованы в предоставлении средств нефинансовым компаниям, а прибегают к помощи операций РЕПО с целью наращения финансового рычага и повышения доходности своих вложений в ценные бумаги. Безусловно, проблема перераспределения финансовых ресурсов и построения эффективной системы рефинансирования является одной из главных для отечественного финансового рынка.
2.3. Направления совершенствования денежно-кредитного регулирования экономики
В рамках приоритетной задачей денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, что является твердо поддерживать низкие темпы роста цен. Денежно-кредитной политики, направленной на сдерживание инфляции, будет способствовать достижению общих экономических целей, таких как обеспечение условий для стабильного и сбалансированного экономического роста и сохранения финансовой стабильности.
Реализация денежно-кредитной политики банка Российской Федерации предусматривает внедрение целевой конфигурации значений индекса потребительских цен. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России, задача снижения темпов роста потребительских цен до 4-5%.
Решения в области денежно-кредитной политики, банк будет и впредь принимать на ежемесячной основе. В основе решения будут основываться мониторинг инфляции и оценки перспектив восстановления экономики и динамику инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Главными направлениями антиинфляционной политики ЦБ РФ в условиях кризиса считаются[13]:
-Кредитование банков.
-Политика таргетирования инфляции.
-Проведение политики «дорогих денег».
Основными направлениями антиинфляционной политики Правительства РФ в условиях кризиса являются: