Файл: Развитие денежно-кредитного регулирования экономики России.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики России
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования экономики России
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
1.3. Типы денежно-кредитного регулирования в системе экономической политики государства
Глава 2. Проблемы и перспективы денежно-кредитного регулирования экономики России
2.1. Анализ денежно-кредитного регулирования экономики
2.2. Проблемы развития денежно-кредитного регулирования экономики России
2.3. Направления совершенствования денежно-кредитного регулирования экономики
-Уменьшение резервной ставки;
-Уменьшение экспортных пошлин на нефть;
-Снижение налоговой нагрузки на национальную экономику;
-Увеличение зарплат и пенсий, находящихся на бюджетном финансировании государства;
-Использование иных инструментов для повышения ликвидности, например, эмитирование денежных знаков[14].
Использование макроэкономических инструментов влечет за собой как позитивные, так и негативные результаты для экономики любого страны.
Главным направлением российской антиинфляционной политики считается регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы. Показатели уровня инфляции России, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России подходящих условий экономического развития, стабильного повышения благосостояния российских людей, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Осуществление денежно-кредитной политики будет базирована на управлении процентными ставками денежного рынка с поддержкою инструментов предоставления и изъятия ликвидности.
ЦБ РФ в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции откажется от валютного коридора (валютный коридор — установленные пределы колебания валютного курса, которые государство обязуется поддерживать) в его текущем виде. Отказ от управления курсом российской валюты считается основной составляющей режима инфляционного таргетирования. Государства, осуществляющие контроль над ростом цен и избирающие при данном учетную процентную ставку в качестве главного инструмента по поддерживанию запланированного уровня инфляции, при нарастающей угрозе стабильности денежной системы смогут применять валютные интервенции.
В дальнейшем восстановление инвестиционного спроса (темпы роста инвестиций в основной капитал прогнозируются на уровне 2–4%) будет происходить главным образом в результате роста инвестиционной активности компаний частного сектора. С высокой вероятностью запуск инвестиционных программ произойдет не ранее 2017 года. В более долгосрочной перспективе осуществление поставок газа в Китай в рамках данного соглашения будет оказывать существенную поддержку российскому экспорту.
Кроме того, в течение 2017г. рост реальных располагаемых доходов будет ограничен увеличением объемов платежей по кредитным обязательствам. В условиях увеличения совокупного спроса прогнозируется постепенное восстановление темпов роста трудовых компенсаций, что обусловит некоторое ускорение роста потребительского спроса. С учетом относительной негибкости российского рынка труда, а также влияния демографических факторов (таких как сокращение численности населения, в трудоспособном возрасте и повышение долей в экономически активном населении групп с традиционно низким уровнем безработицы) негативные тенденции в динамике экономической активности незначительно отразятся на состоянии рынка труда. Ожидается, что средний уровень безработицы в 2017г. вернется к низким значениям начала текущего года (5,1–5,3%). Заметный вклад в темп прироста ВВП в 2014 г., внесла динамика чистого экспорта.
В среднесрочной перспективе замедление инфляции будет способствовать снижению ставок по кредитным и депозитным операциям банков. Прогнозируемое замедление инфляции и постепенное восстановление темпов роста российской экономики при отсутствии новых внешних шоков будут способствовать улучшению настроений участников финансовых рынков, повышению инвестиционной привлекательности российских активов, снижению уровня ставок и доходности облигаций на внутреннем рынке.
Чрезвычайная ситуация, в которой оказалась наша страна в результате введения антироссийских санкций требует мер экономической политики, которые, видимо, должны иметь соответствующий чрезвычайный характер.
Надзорная деятельность Центрального банка в этой связи должна содержать набор механизмов и инструментов оперативного, текущего и стратегического содержания, диверсификация использования которых с необходимостью будет, во-первых, отвечать регулятивным требованиям эффективного ведения банковского бизнеса, во-вторых, способствовать формированию устойчивого банковского сектора в трансформирующейся национальной экономике.
Международная практика продвижения подобных задач уже выработала приемлемые организационные и методические подходы, правовые соглашения, имплементация которых в российских условиях потребует изменений в действующем законодательстве, процедурах и регламентах банковского регулирования и надзора. Последние следует рассматривать в приоритетном порядке, ибо правила построения взаимоотношений по поддержанию активного диалога между банками и органами надзора для принятия быстрых и решительных действий будут способствовать минимизации потерь в банках и поддержанию устойчивости банковского сектора в целом.
Одна из задач в реализации такой модели надзора – построение взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства. В этом направлении уже наметились тенденции. Реальная перспектива лежит в области совершенствования деятельности института кураторов и повышения его ролевой функции, в применении так называемого риск-ориентированного надзора. Являясь качественным этапом развития надзорной деятельности, разработка стратегии института кураторов требует формирования обширной теоретической основы и значительных прикладных исследований. Созданная база позволяет выделить критериальные признаки, новые параметры управленческого воздействия на объекты надзора, определить цели, задачи процесса реализации полномочий кураторов, базирующихся на партнерских принципах, а также обозначить пути практического применения данного механизма в контексте российской специфики[15].
В настоящее время и в западноевропейских странах органы надзора стали делать больший акцент на усиление надзора за банками непосредственно на местах. В практике некоторых зарубежных банков появились кураторы. Использование института кураторов, как показывает международная практика, позволяет улучшить координационные и субординационные связи в надзоре, повысить его эффективность.
В России, в отличие от Европы, несмотря на определенные положительные результаты политики Центрального банка РФ в этой сфере, все еще сохраняются относительно высокие темпы роста цен, которые препятствуют инвестиционной и производственной активности в стране. В этой связи можно согласиться с мнением зарубежных экономистов: в странах с высоким уровнем инфляции целесообразно устанавливать ориентиры по ее снижению до приемлемого уровня. Однако в условиях переходной экономики такие ориентиры должны носить среднесрочный характер. Согласно проведенному МВФ обследованию, из 40 стран, поставивших перед собой задачу добиться существенного снижения темпов инфляции, только 18 реализуют стратегию ее таргетирования. Однако переход к этой стратегии происходил в них лишь после того, как уровень инфляции опускался ниже 10%.
Опыт европейских стран показывает, что в условиях новых экономических вызовов едва ли целесообразно ставить амбициозные задачи по форсированному снижению темпов инфляции, если в стране накапливаются существенные макроэкономические диспропорции и перекосы в финансовой сфере. Проблема ликвидации диспропорций особенно актуальна для России, где сохраняется значительное межрегиональное неравенство в условиях экономической деятельности.
В настоящее время и в западноевропейских странах органы надзора стали делать больший акцент на усиление надзора за банками непосредственно на местах. В практике некоторых зарубежных банков появились кураторы. Использование института кураторов, как показывает международная практика, позволяет улучшить координационные и субординационные связи в надзоре, повысить его эффективность.
Международный опыт свидетельствует, что использование кураторов при условии их профессионализма и эффективного контроля за их деятельностью способствует развитию банковского надзора и внедрению в его практику риск-ориентированных подходов.
Заключение
Центральный банк является центральным звеном банковской системы государства или группы государств, главным регулятором экономики, осуществляющий денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями.
Основными целями кредитно-денежной политики являются: упрощение циклические колебания в экономике; инфляция; стимулирование инвестиций; обеспечение полной занятости; регулирование курса финансового роста; устойчивость платежного баланса. С достижением определенных целей Центрального банка достигает через действия на промежуточных звеньев механизма денежно-кредитного регулирования денежной массы, процентных ставок, валютного курса.
Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Проведение стимулирующей или ограничительной денежно-кредитной политики в целях смягчения циклических колебаний экономики, Центральный банк использует набор доступных инструментов. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.
Присоединение Федеральной службы по финансовым рынкам России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания мирового финансового центра (МФЦ).
Чрезвычайная ситуация, в которой оказалась наша страна в результате введения антироссийских санкций требует мер экономической политики, которые, видимо, должны иметь соответствующий чрезвычайный характер.
Сейчас необходимо кардинальным образом менять денежно-кредитную политику страны.
Наиболее важные направления трансформации денежно-кредитной политики состоят в следующем:
1. изменение банковского законодательства, в котором, по крайней мере, бы было снято положение о том, что главной функцией ЦБ является обеспечение устойчивости национальной валюты;
2. законодательство и Основные направления денежно-кредитной политики должны направлять Центральный банк не только на решение задач по снижению темпов инфляции и поддержанию ценовой стабильности, но и на расширение кредитной поддержки на долгосрочной основе и на льготных условиях, то есть с низкими процентными ставками тех коммерческих банков и организаций, которые осуществляют кредитование реального сектора экономики, в особенности приоритетных;
3. в случае существенного расширения кредитования и возникновения на этой почве опасности ускорения инфляции ЦБ мог бы прибегнуть к такому приёму: сочетать льготное и расширенное кредитование банков, финансирующих рост приоритетных отраслей экономики, со сжатием кредитования и ужесточением процентной политики по отношению к банкам, деятельность которых не связана с инвестициями, поддерживающими экономический рост.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://base.garant.ru
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (ред. от 26.07.2017) URL: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) URL: http://www.consultant.ru/
4. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. URL: http://www.consultant.ru/
Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф.Г. Г. Коробовой. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. — 554с.
5. Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора: монография / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 180с.
6. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. - С.229.
7. Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник.2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2012. —472с.
8. Тавасиев А. М. Банковское дело: учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. — М.: Издательство Юрайт, 2013. - С.48.
9. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под ред. К. Н. Лобачевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 516с.
10. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2012. — 286с.
11. Минлигареева С. А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. 2014. №6 (6) С.122-131.
12. Рябых Е.А., Всяких Ю.В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ И правительства РФ в условиях кризиса // Финнаука . 2013. №4 (19). С.12-14.
13. Доклад о денежно-кредитной политике. – 2013. - №4. Октябрь [Электронный ресурс] / Банк России. – 2013. – 42 с. // http://www.cbr.ru/
14. http://www.gks.ru/ - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
15. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации// www.cbr.ru.
16. http://www.worldbank.org/
17. Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://minfin.ru
-
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://base.garant.ru
-
Минлигареева С. А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. 2014. №6 (6) С.122-131. ↑
-
Тавасиев А. М. Банковское дело: учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. — М.: Издательство Юрайт, 2013. - С.48. ↑
-
Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. - С.229. ↑
-
Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. URL: http://www.consultant.ru/ ↑
-
Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник.2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2012. С.53 ↑
-
Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф.Г. Г. Коробовой. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. — 554с. ↑
-
Экономическая теория: учебник для бакалавров / под ред. К. Н. Лобачевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 516с. ↑
-
Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2012. — 286с. ↑
-
Доклад о денежно-кредитной политике. – 2013. - №4. Октябрь [Электронный ресурс] / Банк России. – 2013. – 42 с. // http://www.cbr.ru/ ↑
-
Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации// www.cbr.ru. ↑
-
http://www.worldbank.org/ ↑
-
Рябых Е.А., Всяких Ю.В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ И правительства РФ в условиях кризиса // Финнаука . 2013. №4 (19). С.12-14. ↑
-
Рябых Е.А., Всяких Ю.В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ И правительства РФ в условиях кризиса // Финнаука . 2013. №4 (19). С.12-14. ↑
-
Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора: монография / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 180с. ↑