Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Анализ формирования и распределения прибыли в ООО «Даймонд Плюс»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический анализ распределения прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли
1.2 Анализ формирования прибыли на предприятии
1.3 Анализ распределения и использования прибыли на предприятии
Глава 2 Анализ распределения прибыли в ООО «Даймонд Плюс»
2.1 Анализ формирования и распределения прибыли в ООО «Даймонд Плюс»
3.1 Разработка мероприятий по распределению прибыли на ООО «Даймонд Плюс»
Введение
В условиях глобализации экономических процессов и усиления конкурентной борьбы для субъектов хозяйственной деятельности важную роль играет не только факт получения прибыли или ее величина, но и определение направлений ее распределения и использования.
Распределение прибыли для предприятия - это сложный процесс, который предусматривает осуществление комплекса мероприятий по оценке перспективных показателей деятельности предприятия, определение первоочередных задач развития, которые нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах в виде нераспределенной прибыли. Чрезмерное накопление (капитализация) нераспределенной прибыли может приводить к негативным последствиям в деятельности предприятия из-за того, что снижается материальная заинтересованность персонала в развитии компании.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем предприятий является - распределение и использование нераспределенной прибыли.
Нераспределенная прибыль-прибыль компании, фирмы, акционерного общества, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая для реинвестирования, на нужды развития.
Целью любой хозяйственной деятельности является нераспределенная прибыль. Это вполне закономерно, ведь ее наличие означает увеличение собственного капитала компании, что позволяет совершать все более и более крупные сделки и, соответственно, ведет к возрастанию доходов в будущем. Прибыль является важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.
Целью курсовой работы является изучение распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий, а так же разработка рекомендаций направленных на ее повышение.
Объектом курсового исследования является «ООО «Даймонд Плюс».
Предмет исследования – процесс управления формирования и использования прибыли на предприятии.
Основные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические и методологические вопросы анализа формирования и использования прибыли на предприятии;
- провести анализ распределения прибыли на предприятии;
- обозначить проблемы в распределении прибыли на предприятии;
- разработать предложения по повышению эффективности распределения прибыли на предприятии;
- оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
В ходе подготовки данной работы изучены теоретические разработки, специальная литература, официальные документы, законодательные акты.
Глава 1 Теоретический анализ распределения прибыли на предприятии
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли
Экономический потенциал, которым располагает предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы.
В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любой коммерческой организации, задача генерирования прибыли без сомнения занимает центральное место.
В общем случае, деятельность организации не обязательно прибыльна – вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся в том числе, и более или менее значимыми убытками.
В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы, укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности. [1, с. 57]
Прибыль обеспечивает фирме возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников фирмы. Прибыль также является основным источников формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Следовательно, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности фирмы, степени ее надежности и финансового благополучия.
Прибыль характеризует эффект получаемый в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Практически любая фирма как коммерческая организация стремится максимизировать прибыль, вырученную при продаже производимого продукта.
Существуют различные объяснения природы возникновения прибыли. Считают, что прибыль — это дополнительный доход, не связанный непосредственно с платой за использование определенного производственного фактора - труда, капитала или природных ресурсов.
Иногда говорят, что прибыль (или ее часть) есть плата покупателя товара за предпринимательский фактор, т. е. за предпринимательскую деятельность производителя и продавца товаров, дополняющую его собственно производственную деятельность. Прибыль в этом случае, как часть этого дохода компенсирует расход предпринимательской энергии на производство и реализацию продукции.[11, с. 145]
Понятно, что в любом объяснении природы прибыли есть много условности и допустимо просто исходить из положения, что прибыль есть выраженный в денежном исчислении «прибавочный продукт создаваемый факторами производства. Впрочем, для производственников и продавцов все эти политэкономические премудрости не имеют никакого значения, им важно, что продукт производства можно продать по цене, превышающей собственные издержки, затраты, получить прибыль.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли. [10, с. 79]
Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства.
Величина прибыли в данном случае зависит:
- во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
- во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.):
- в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. [28, с.24]
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском -над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Валовая (балансовая) прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.
Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «валовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый Результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года [13, с. 94].
Валовая прибыль включает три укрупненных элемента:
- прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;
- финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов [10].
Таким образом, в условиях перехода к рынку и в его дальнейшем становлении прибыль является основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия.
Расчет прибыли необходим для оценки эффективности работы предприятия и определения налогооблагаемой величины, а так же, для принятия решений, связанных с инвестициями в данное предприятие и обогащения собственников (чем больше прибыль, тем выше курс акций, тем богаче акционер). Убыток можно и нужно рассматривать как прибыль со знаком минус.
В экономической теории известны критерии, которым должен отвечать финансовый результат, чтобы считаться прибылью [7, 101]:
- получение ожидаемой в течении года прибыли имеет высокую вероятность;
- ожидаемая выручка может быть исчислена с высокой степенью надежности;
- предполагаемые расходы рассчитываются с высокой степенью вероятности.
Эти требования носят чисто экономический характер.
Таким образом, конечным финансовым результатом от продаж выступает прибыль или убыток, полученные по итогам доходов от продаж, уменьшенные на величину налоговых расходов и расходов по выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг).
В структуру прочих доходов и расходов включаются доходы, расходы и их разница (сальдо) по операционной и внереализационной деятельности предприятия. Сальдо от прочей деятельности может увеличить или уменьшить его конечный финансовый результат от продаж в зависимости от его величины и положительного или отрицательного значений. Конечный финансовый результат от обычной деятельности предприятия называется прибылью (убытком) от обычной деятельности и является общим итогом его основной и прочей деятельности.
Конечный финансовый результат от обычной деятельности, увеличенный или уменьшенный на сальдо чрезвычайных доходов и расходов, носящих случайный характер и возникающих достаточно редко, формирует нераспределенную прибыль (непокрытый убыток). Выявлением величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) заканчивается финансовый год предприятия.
Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента большое место уделяют в своих исследованиях изучению вопросов формирования и использования прибыли как основы финансового результата предприятия, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.
Например, А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин, отмечают, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» [28, с. 14]. Авторы перечисляют наиболее важные показатели финансовых результатов, характеризующие абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Далее, А. Д. Шеремет рассматривает организацию анализа прибыли и рентабельности продукции и дает следующее определение понятия доходов: «…приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств…». Подчеркивается, что сердцевиной финансового результата хозяйственной деятельности предприятия выступает «чистая прибыль отчетного года» [27, с.15].