Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы создания фирменного стиля предприятий индустрии туризма
1.2. История развития фирменного стиля в России
1.3. Современное понятие фирменного стиля и его элементы
1.4. Психологические аспекты значения торговой марки и товарного знака
1.5. Разработка фирменного стиля компании, этапы и методы разработки
1.6. Особенности внедрения фирменного стиля
Глава 2. Применения фирменного стиля в сфере туризма
2.1. Область компетенции Комитета по туризму Вологодской области
2.2. Анализ фирменного стиля Комитета по туризму Вологодской области
Мировая практика может предложить достаточно интересных примеров творческого подхода в решении этой задачи.[12] Так, сеть отелей типа «Хилтон» разработала особый единый дизайн окон, дверных ручек, светильников, а фирменным стилем сети магазинов «Marks and Spenser» является одинаковое оформление всех магазинов, форма продавцов и зеленые пакеты. Зеленый и желтый цвета компании «British Petroleum» является неотъемлемой частью дизайна автозаправок.
Фирма «Роул Мейл» для того, чтобы повысить свой статус перекрасила 32000 автомобилей и мотоциклов, 12000 почтовых ящиков, изготовила 16000 едениц новой одежды для почтальонов, разработала 1200 вариантов фирменных бланков. Фирму «Роул Мейл» начали узнавать во всем мире.
Внедрение фирменного стиля в деятельность организации является завершающим этапом в разработке фирменного стиля, поскольку оно требует отдельного плана, состоящего из своих этапов, продуманности и последовательности.
Стандартная деятельность по внедрению фирменного стиля организации может, включает в себя следующее:
1. распространение приказа о соблюдении фирменного стиля;
2. распространение внутренних разъяснительных писем по фирменному стилю;
3. проведение внутренних семинаров по фирменному стилю;
4. тренинги для секретарей ресепшн;
5. оформление офиса компании в фирменном стиле;
6. изготовление в фирменном стиле одежды сотрудников, занятых на производстве или в магазинах компании;
7. оформление дверных табличек и вывесок компании в фирменном стиле;
8. нанесение элементов фирменного стиля на продукцию компании;
9. изготовление сувенирной продукции с элементами фирменного стиля компании;
10. изготовление рекламно-полиграфической продукции с элементами фирменного стиля компании;
11. наружная реклама с элементами фирменного стиля компании;
12. реклама в СМИ с элементами фирменного стиля компании;
13. интернет сайт с элементами фирменного стиля компании;
14. использование фирменного стиля во время участия в конференциях и выставках, проведении специальных мероприятий.
Таким образом, внедрение фирменного стиля компании происходит эволюционно не только в рамках ее общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе хозяйственной деятельности компании. Поэтому потребности в целенаправленных действиях по продвижению собственно фирменного стиля нет, гораздо важнее - его соблюдение и правильное применение.
Глава 2. Применения фирменного стиля в сфере туризма
2.1. Область компетенции Комитета по туризму Вологодской области
Комитет по туризму Вологодской области создан на основании постановления Правительства области от 13 июня 2007 года N 714 "О комитете по туризму Вологодской области".[13]
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области и Положением о комитете по туризму Вологодской области, принятым Правительством области. Кроме того является органом исполнительной государственной власти области в сфере туристской индустрии.
Основными задачами деятельности данной организации являются:[14]
- обеспечение в пределах своей компетенции реализации прав Вологодской области как субъекта Российской Федерации в сфере туризма;
- определение приоритетных направлений развития туризма, повышение эффективности использования существующих объектов инфраструктуры, создание условий для ее развития и обновления;
- проведение мероприятий, направленных на привлечение инвестиций и повышение экономической эффективности сферы туризма;
- контроль и координация туристской деятельности на территории области.
Компетенция (функции и полномочия) комитета: [15]
- разработка проектов постановлений и распоряжений Губернатора области, постановлений Правительства области, законов области, нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности комитета;
- подготовка предложений, изменений и заключений по проектам федеральных и областных законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования сферы туризма и организации туристской деятельности;
- разработка концепций, целевых комплексных программ и мероприятий по развитию туризма в области;
- разработка аналитических и обзорных материалов о состоянии туризма в области для представления Губернатору области, органам государственной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований области;
- разработка и реализация мероприятий поддержки и развития внутреннего, въездного, социального и оздоровительного туризма как приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности;
- разработка, реализация и контроль за исполнением мероприятий областной целевой программы «Великий Устюг-родина Деда Мороза»;
- подготовка предложений по совершенствованию деятельности в сфере туризма в муниципальных образованиях области с учетом их особенностей и состояния экономики территорий;
- комплексный анализ, долгосрочное и среднесрочное планирование и прогнозирование тенденций развития сферы туризма, обоснование целей и приоритетов ее развития;
- проведение экспертной оценки влияния туризма на экономику муниципальных образований и области в целом;
- проведение мониторинга состояния туристской сферы на территории области;
- разработка пакета инвестиционных проектов и предложений по развитию туристской индустрии области и их продвижение на российском и зарубежном туристских и инвестиционных рынках;
- разработка мероприятий по включению туристских маршрутов Вологодской области в единое пространство Европейской части России;
- разработка новых туристских маршрутов и развитие перспективных туристских дестинаций (территории приема, объединенные туристскими ресурсами) на территории области;
- разработка мероприятий по эффективной работе туристских предприятий, внедрению новых технологий;
- разработка и реализация в установленном порядке мероприятий по обеспечению безопасности туристов совместно с соответствующими специализированными службами;
- реализация полномочий Вологодской области как акционера в хозяйственных обществах, созданных в сфере туризма;
- разработка программ и проведение в установленном порядке мероприятий по обучению и подготовке кадров для сферы туризма;
- координация деятельности ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских возможностей Вологодской области (туристско-информационный центр)»;
- проведение семинаров, конференций, туристских выставок, организация издания рекламно-информационных материалов с целью популяризации и продвижения брендов Вологодской области на российский и зарубежные рынки;
- осуществление координации межрегиональных и международных связей в области туризма, содействие их расширению;
- участие в работе международных Ассоциаций, Форумов и Союзов, в реализации международных программ в области туризма;
- участие в составе делегаций, направляемых в российские регионы и иностранные государства, для решения вопросов компетенции комитета;
- участие в работе межведомственных, экскурсионно-методических комиссий, координационных, научно-консультативных и экспертных советов по проблемам туризма.
Изучив вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что сфера деятельности Комитета по туризму Вологодской области довольно широка. Но, не смотря на это, главным и перспективным направлением деятельности остается развитие туристской индустрии области, продвижение турпродукта как на российском, так и на зарубежном туристских и инвестиционных рынках.
2.2. Анализ фирменного стиля Комитета по туризму Вологодской области
Основные направления развития деятельности Комитета по туризму Вологодской области связаны с разработкой и реализацией региональных проектов, их продвижением как на региональном, так и на международном рынках, проведением мероприятий, связанных с поиском инвесторов, повышением экономической эффективности сферы туризма области.
Комитет по туризму уполномочен определять приоритетные направления развития туризма, повышать эффективность использования существующих объектов инфраструктуры, создавать условия для ее развития и обновления, контролировать и координировать туристскую деятельность.
В настоящее время благодаря усиленной работе Комитета из 26 районов в 12-ти область имеет собственные туристские бренды, которые уже становятся известными далеко за пределами Вологодчины.
Исходя из области компетенции и основных направлений деятельности Комитета по туризму, его фирменный стиль должен отражать в себе всю совокупность туристского потенциала области, другими словами, фирменный стиль Комитета по туризму – это есть не что иное, как фирменный стиль всей Вологодской области. Учитывая этот фактор, мы постараемся провести комплексный анализ фирменного стиля данного Учреждения.
С каждым годом российская туристская индустрия все более активно включается в мировой рынок. Важнейшим направлением деятельности предприятий, работающих в туристской сфере, являются продвижение турпродукта на рынок, реклама и реализация подготовленного турпакета.
В настоящее время средства массовой информации, специальные издания, рекламные проспекты буквально переполнены разнообразными туристскими предложениями, и путь туристского предприятия к успеху заключается в том, чтобы довести до потенциального клиента соответствующую информацию и вызвать его ответные действия. Эта задача выполнима, если руководство обладает знаниями в области маркетинга или в организации существует отдел маркетинга и рекламы.
В связи с этим при Комитете по туризму создан ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области»; официальное сокращенное наименование Учреждения: ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области», главной целью работы которого является развитие туристской привлекательности Вологодской области в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках, а так же участие в формировании фирменного стиля Комитета по туризму.
Программа разработки фирменного стиля включает в себя различные элементы, поэтому наиболее целесообразным, на наш взгляд, будет проведение анализа по этим составляющим.
-
- Товарный знак (бренд)
Товарный знак Комитета по туризму представлен совокупностью товарных знаков всего региона. Так, например, товарный знак «Настоящий Вологодский продукт» (для предприятий пищевой промышленности) говорит о высоком качестве производимой продукции (см. Приложение 6). Продукция, маркированная данным товарным знаком, пользуется большим спросом на региональном рынке. В то же время это является привлекательным фактором для потенциальных туристов, представляет собой возможность продегустировать экологически чистый, настоящий, без применения вредных примесей продукт.
Благодаря усиленной работе Комитета по туризму в настоящее время в области имеется 12 собственных туристских брендов таких, как:
- Вологда – «кружевная столица России»
- Череповец - «город лидеров»
- Тотьма- «город русских колумбов»
- Вытегра- «обитель батюшки Онего»
- Кириллов- «святая земля Руси»
- Белозерск - «былинный город»
- Липин Бор-«царство золотой рыбки»
- Великий Устюг- «родина Деда Мороза»
- Сизьма – «Самобытный уголок Вологодчины»
10) Тарнога - «Медовая Тарнога»
- Устюжна - «город кузнецов»
- Нюксеница - «сокровищница народных традиций»
В общей совокупности Вологодская область представляет собой один единый бренд.
-
- Логотип
Совсем недавно у Вологодской области появился собственный туристический логотип.
Логотип — это «клеймо» компании. Он является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости на туристском рынке.
Логотип "Вологодская область. Туризм" (см. Приложение 7) был создан не давно, его презентация состоялась в дни проведения всероссийской выставки "Ворота Севера" 13-14 апреля 2007 года. Значок логотипа можно было рассмотреть на ручках, канцелярских товарах, платках, значках и т.д.
Форма логотипа данного региона представляет собой круг, на контурной стороне которого отображена основная смысловая нагрузка в виде текста логотипа "Вологодская область. Туризм". Данный круг имеет отчетливый центр сферической формы желтого (золотистого) цвета. Центральный круг логотипа "защищают" две схожие фигуры, по форме напоминающие бумеранг. В этом просматривается перенос на сферу туризма: качественное обслуживание туриста способствует его повторному визиту и привлечению новых групп.
3. Фирменный блок
Зачастую представляет собой традиционное сочетание нескольких элементов фирменного стиля. В данном случае (см. приложение 8, 10) представлен фирменный блок, оформленный в виде календаря с использованием логотипа и указанием наименования Учреждения, полного адреса, номеров телефонов, электронного адреса и изображения на бумажном пакете.
4. Фирменный лозунг (слоган)
«Вологда – столица Русского Севера» - под этим лозунгом (слоганом) проходит продвижение Вологодчины на региональные и международные рынки. Довольно просто, лаконично, созвучно. Использование литературного приема аллитерации (повторение однородных согласных звуков) создаёт ощущение четкости, точности и позволяет без особых усилий запомнить слоган.
5. Фирменный цвет (цвета)
В качестве фирменных цветов используются три основных цвета:
- Зеленый
- Синий
- Оранжевый
Выбор этой цветовой гаммы не случаен, он отражает специфику туризма области, весь его спектр.
Зелёный цвет считается цветом жизни, прежде всего это связано с преобладающим цветом растений (в Вологодской области развиваются и имеют богатое будущее такие виды туризма, как экологический, деревенский, культурный, оздоровительный и др.). Зеленый цвет – символ весны и растительности, победы жизни над смертью, успокаивает нервную систему. Предпочтение зеленого цвета означает самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе.
Синий цвет означает мудрость, верность, бесстрастность, доброта, постоянство и спокойствие (издавна развиты речной, паломнический, круизный виды туризма). У многих народов он символизирует небо и вечность.
Оранжевый цвет — цвет Солнца. Он высвобождает эмоции, поднимает самооценку, способствует хорошему настроению, является отличным антидепрессантом (событийный, активный туризм).
6. Фирменный комплект шрифтов
Вологда – хранительница традиций, обычаев, обрядов. Это религиозный уголок России с множеством соборов и церквей. Всё это находит свое отражение в фирменных шрифтах. (см. Приложение 9)