Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Покупка сырья и материалов» (Построение бизнес-процессов «как должно быть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сырье и материалы составляют значительную часть затрат предприятия в себестоимости продукции. Поэтому повышение эффективности их использования является одним из важнейших факторов снижения себестоимости продукции и роста прибыли. Рациональное использование сырья и материалов во многом определяется постановкой бухгалтерского учета и организации аналитических работ, что в условиях становления рыночной экономики требуется особого осмысления В условиях рыночной экономики актуальными становятся вопросы эффективного контроля за движением материалов в производстве продукции (работ, услуг), поэтому материалы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Они могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия.

Поэтому в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть классификацию и оценку сырья и материалов на предприятии;

рассмотреть практику документального оформления и ведения учета поступления и отпуска сырья и материалов;

разработать модель процесса «Как есть»

разработать модель процесса «Как будет»

1 глава. Построение бизнес-процессов «как есть»

1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.

К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками[1].

Сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и прочие материальные ценности на заводах и фабриках хранятся на складах. Состав, число и размеры последних зависят от номенклатуры и количества потребляемых материальных ценностей. На крупных предприятиях количество складов нередко достигает нескольких десятков. Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Организация складов, их техническое оснащение и размещение на территории завода и фабрики имеют существенное значение для работы и экономики предприятия.


Предприятие результатом своей деятельности видит получение максимальной прибыли. Фактором роста которой является новая эффективность использования и снабжения материальными ресурсами. Важным условием бесперебойной работы предприятия является качественное планирование и полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах[3].

Бюджет закупки

Бюджет закупки формируется как план службы материально-технического снабжения и определяет потребность в приобретении сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении в планируемом периоде:

план закупок в натуральном выражении предназначен для определения необходимого объема и ассортимента материальных ресурсов;

бюджет расходов на приобретение материалов позволяет оценить стоимость предполагаемых расходов предприятия.

Источником информации для построения бюджета закупок являются следующие данные:

- потребность в основных материальных ресурсах, полученная при формировании плана производства,

- уровень остатков материальных ресурсов на начало планируемого периода,

- уровень нормативов запасов материальных ресурсов,

- сводные заявки на ненормируемые материалы для осуществления производственно- хозяйственной деятельности, предложения поставщиков,

цены на все виды материальных ресурсов[2].

Потребность в материалах для выполнения производственной программы рассчитывается на основании предполагаемого объема производства и обоснованных норм расходования материальных ресурсов:

Потребность в постоянных материальных затратах на производство и реализацию продукции определяется коммерческими расходами, плановыми работами по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, планов капитального строительства и подготовки производства новых изделий. При составлении бюджета предприятия обычно считается, что данная потребность не влияет на выпуск продукции и может быть приобретена, как у определенного поставщика, так и на свободном рынке.

Особое внимание при составлении бюджета закупок уделяется состоянию складских запасов с целью определения сверхнормативных ресурсов. Норматив оборотных средств по запасам исчисляется на основании их среднедневного расхода и средней нормы запаса в днях[4].

В бюджете закупок потребность в материалах корректируется на величину складских запасов и увеличивается на объем опережающих закупок, обусловленных ограничениями поставки. Учитывая специфику производства, при согласовании планов объема выпускаемой продукции и времени, определяется потребность в расходовании материальных ресурсов с учетом срока обеспечения и незавершенного производства.


Целесообразно выделять три уровня определения потребности в материальных ресурсах:

1-й уровень – определение перспективной потребности на основе стратегического плана развития предприятия;

2-й уровень – определение потребности на год по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов на предприятии;

3-й уровень – оперативное определение потребности в материальных ресурсах в специализированной номенклатуре на квартал, месяц, день для организации закупки и завоза материалов на предприятие[5].

Общая потребность в ресурсах складывается:

– из потребности в ресурсах, необходимых для выполнения планов производства и поставок продукции;

– потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода;

– потребности в ресурсах на осуществление прочих видов деятельности предприятия.

Планирование потребности производится по всей номенклатуре и заключается в определении объемов потребных ресурсов. План потребности в ресурсах является основанием для планирования приобретения ресурсов со стороны (в натуральном и стоимостном измерениях) и для планирования поставок ресурсов на предприятие (в натуральном измерении и по срокам поставок)[1].

Исходными данными для разработки плана МТС являются:

-планируемый объем выпуска продукции в ассортименте и номенклатуре;

-информация о конъюнктуре рынка товаров;

-прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов;

-анализ расхода материальных ресурсов в отчетном периоде;

-изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода;

-планы технического и организационного развития, технического перевооружения и реконструкции предприятия, капитального строительства.

1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Инструментарий, который можно использовать для моделирования бизнес-процессов;

Сущность структурного подхода к разработке модели состоит в расчленении анализируемой системы на части, «черные ящики», и иерархической организации этих черных ящиков. Структурным анализом принято называть метод исследования статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня иерархии и определения отношений и связей между ними. Преимущество оперирования «черными ящиками» состоит в том, что нет необходимости знать, как они работают: достаточно иметь информацию об их входах и выходах, а также функциях, которые они выполняют. В применении к моделированию бизнес-процессов структурный подход базируется на трех основных положениях: разбиение исследуемого процесса на функциональные блоки — подпроцессы;


• возможность детализации любых процессов путем иерархической декомпозиции;

• использование для описания процесса графических нотаций с возможностью текстового

• разъясняющего дополнения.

В 1960-х гг. Дугласом Россом сначала в Массачусетском технологическом институте, а затем в компании SoftTech (одним из основателей которой он стал) была разработана методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis and Design Technique). Согласно этой методологии анализируемый процесс представляется в виде совокупности взаимосвязанных действий, которые имеют четко определенные вход и выход и взаимодействуют между собой на основе определенных правил и с учетом потребляемых информационных, человеческих и производственных ресурсов. В 1970-х гг. появился целый набор таких методов под общим названием IDEF (первоначально ICAM DEFinition, затем Integrated DEFinition). Технология SADT, переименованная в IDEF0, довольно быстро получила статус федерального стандарта США (последняя редакция выпущена NIST [National Institute of Standards and Technology] в 1993 г.).

В настоящее время к семейству IDEF принято относить следующие методологии: IDEF0 — методология функционального моделирования, снабженная наглядным графическим языком и позволяющая представить моделируемую систему в виде набора взаимосвязанных функций. Как правило, моделирование средствами

IDEF0 является первым этапом изучения системы.

IDEF1 — методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи.

IDEF1X (IDEF1 Extended) — методология построения реляционных структур.

IDEF IX относится к типу методологий «сущность — взаимосвязь» (англ. Entity-Relationship, ER) и, как правило, применяется для моделирования реляционных баз данных.

IDEF3 — методология описания процессов, происходящих в системе. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. Хотя IDEF3 и не имеет статуса стандарта, эта технология приобрела широкое распространение как дополнение к IDEF0:

Каждая функция (функциональный блок) IDEF0 может быть представлена в виде отдельного процесса средствами IDEF3.

IDEF4 — методология объектно-ориентированного проектирования. IDEF4 реализует объектно-ориентированный анализ больших систем, предоставляя пользователю графический язык для изображения классов, диаграмм наследования, таксономии методов.

IDEF5 — методология онтологического исследования сложных систем. Применяя методологию IDEF5, онтологию системы можно описать с помощью определенного словаря терминов и правил, на основании которых могут быть сформированы достоверные утверждения о состоянии рассматриваемой системы в некоторый момент времени. На базе этих утверждений формируются выводы о дальнейшем развитии системы и производится ее оптимизация.


Для описания бизнес-процессов нашей предметной области используем методологию IDEF0.

Выбор инструмента для моделирования бизнес-процессов.

Во многих компаниях на этапе перехода к процессному управлению или в качестве одной из его составляющих (нередко даже параллельно с ВРМ-системой) для построения диаграмм бизнес-процессов используют многофункциональные графические редакторы (например, Microsoft Visio, PowerPoint или Word). Преимуществом этих инструментов является то, что они широкодоступны, знакомы большинству пользователей и просты в применении. Однако следует помнить, что программные средства данной категории, хотя и хорошо подходят для построения отдельных диаграмм (в частности, в Microsoft Visio имеется поддержка основных графических нотаций бизнес-процессов: IDEF, EPC, UML и др.) имеют следующие недостатки:

1) Не предназначены специально для моделирования бизнес-процессов.

2) В них невозможно создать базу данных, или репозитории, в котором была бы собрана вся информация о бизнес-процессах компании.

3)С их помощью трудно управлять версиями ПРИ документировании процесса и отслеживать изменения в моделях, поэтому они не подходят для масштабных проектов.

Специализированные инструменты моделирования бизнес-процессов позволяют не только разработать и документировать бизнес-процесс, но и сохранить информацию о процессе в специальной форме, облегчающей последующее обновление и поддержку модели. Компании, переходящие от построения изолированных диаграмм к разработке единой процессной архитектуры бизнеса, практически всегда прибегают к использованию специализированных средств моделирования бизнес-процессов.

Научиться работать с ними немного сложнее, однако после приобретения необходимых навыков их использование дает ощутимые преимущества по сравнению с универсальными графическими редакторами. Современные программные продукты данной группы, как правило, снабжены средой коллективной разработки, механизмом управления версиями и отслеживания изменений. Наряду с поддержкой стандартных нотаций (например, BPMN), они облегчают применение корпоративных стандартов построения диаграмм посредством настраиваемых палитр и шаблонов (например, в выборе цветов для элементов или наименовании объектов), а также поддерживают функции импорта/экспорта моделей.

Современное моделирование бизнес-процессов обычно осуществляется с использованием CASE–средств. Эта аббревиатура означает Computer Aided System Engineering, что переводится как «проектирование систем с помощью компьютера». На современном рынке программного обеспечения CASE–средств не одна сотня. В такой ситуации имеет смысл обсудить их классификацию и задачи, кото­рые можно решить с их помощью (применительно к процессному подходу).