Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Покупка сырья и материалов» (Построение бизнес-процессов «как должно быть»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 глава. Построение бизнес-процессов «как есть»
1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
2 глава. Построение бизнес-процессов «как должно быть»
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Из информационных технологий к CASE–средствам обычно относят инструменты, позволяющие автоматизировать процессы жизненного цикла IT–решений.
Особенностью современных CASE-средств являются:
а) наглядные графические средства для создания моделей;
б) использование средств их хранения в виде файлов или в виде данных в специальном репозитарии;
в) средства интеграции с другими инструментами (например, со средствами разработки приложений, офисными приложениями, другими CASE-средствами, инструментами, применяемыми при внедрении информационных систем).
Часто CASE-средства содержат инструменты для генерации отчетов на основе моделей, средства реинжиниринга– генерации моделей на основе имеющихся данных (например, содержащихся в реляционной базе данных). Нередко CASE-средства включают прикладные программные интерфейсы и даже среду разработки решений на собственной основе.
CASE–средства можно классифицировать по типам:
а) средства анализа и моделирования, предназначенные для создания описаний процессов и иных предметных областей;
б) средства анализа и проектирования, используемые для управления требованиями и документирования IT–проектов;
в) средства проектирования данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию структуры СУБД;
г)средства моделирования приложений (сегодня наиболее распространенной категорией таких средств является семейство средств UML–моделирования).
К наиболее популярным средствам описания бизнес-процессов можно отнести следующие программные продукты:
–Together Architectфирмы Borland (рис.1);
Рис. 1. Together Architect
– семейство AllFusion Business Process Modeler(фирма BPwin) для описания бизнес-процессов с помощью методологии IDEF0(Computer Associates) и организации коллективной работы над единым репозитарием моделей (рис.2);
Рис. 2. CA AllFusion Business Process Modeler (BPwin)
–ARIS Bisiness Architect(фирма IDS Scheer) – инструмент коллективной работы над совокупностью взаимосвязанных моделей различных типов (рис. 3), предназначенных для описания бизнес-процессов, данных и информационных систем, деятельности компаний;
Рис. 3. ARIS Business Architect
–Visio (фирма Microsoft) – средство создания моделей бизнес-процессов и данных с применением различных методологий (рис. 4).
Рис. 4. Microsoft Visio
Выбор инструмента для моделирования бизнес-процессов, в первую очередь, определяется целями и объемом моделирования, функциональностью средств, их интеграцией с другими инструментами и приложениями.
Т. к. для описания бизнес-процессов используем методологии IDEF0, в качестве программного продукта выбираем CASE -средство верхнего уровня BPwin.
CASE -средство верхнего уровня BPwin – это инструмент визуального моделирования ИС, позволяет:
- наглядно описывать, анализировать и совершенствовать сложные бизнес-процессы , любую деятельность или структуру в виде модели, что позволяет значительно повысить эффективность работы предприятия;
- проверить модель на соответствие стандартам ISO9000. Для отечественных предприятий сертификация по ИСО 9000 – это пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия ;
- спроектировать структуру информационных потоков, а соответственно, и модернизировать организационную структуру предприятия;
- четко выявить факторы, оказывающие влияние на бизнес: какие операции являются наиболее критичными, как повысить их эффективность, какие ресурсы требуются для этого;
- снизить издержки и повысить производительность;
- выявить и исключить лишние или неэффективные операции;
- повысить гибкость и эффективность.
Все это позволит получить целостное представление о том, как работает предприятие, начиная от структурного подразделения и заканчивая предприятием в целом. Если компания занимается системной интеграцией или поставкой готовых решений в области ИТ, модель бизнес-процессов - это наилучшее средство обосновать, как повлияют инвестиции в ИТ на эффективность деятельности предприятия.
BPwin входит в семейство продуктов AllFusion компании Computer Associates под именем AllFusion Process Modeler и предназначен для поддержки всех стадий жизненного цикла разработки ИС. В линейку продуктов AllFusion Modeling Suite кроме BPwin для поддержки всех стадий разработки программного обеспечения, входят CASE-средств ERwin , BPwin , ModelMart , Paradigm Plus , ERwin Examiner и средства управления проектами. Совместное применение этих продуктов обеспечивает прочный фундамент для построения, развертывания и управления приложениями. При этом не накладываются ограничения на выбор базовых технологий, методов и платформ разработки. AllFusion Modeling Suite предлагает моделирование и управление процессами, проектами, изменениями, конфигурациями.
BPwin - инструмент моделирования, который используется не только для анализа и документирования, но и реорганизации сложных процессов. BPwin соответствует требованиям к инструментам для разработки ИС, так как позволяет четко документировать различные действия, которые необходимо предпринять, а также способы их осуществления и требуемые для этого ресурсы. BPwin является интуитивно понятным визуальным инструментом, позволяющим сформировать целостную картину деятельности предприятия: от моделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархических структур. В руках же системных аналитиков и разработчиков BPwin - мощное средство моделирования процессов при создании корпоративных информационных систем (КИС).
BPwin достаточно легок в освоении и может применяться практически во всех сферах деятельности, ориентирован на различные категории специалистов: от системных и деловых аналитиков до руководителей, от консультантов до специалистов по маркетингу и менеджеров по качеству. В первую очередь BPwin предназначен для облегчения труда и увеличения производительности системного аналитика на первом этапе разработки системы, т.к. является средством для сбора всей необходимой информации о работе предприятия и графического изображения этой информации в визуальной модели (рисунке).
BPwin является также средством системного анализа деловой и производственной активности, позволяющим отслеживать соответствие структуры бизнеса, документооборота, финансовых потоков требованиям современной экономики.
BPwin автоматизирует задачи, связанные с построением моделей, обеспечивая семантическую строгость, необходимую для гарантирования правильности результатов, а также целостность и непротиворечивость модели, которые гарантируются применением методологий IDEF 0, IDEF 1 X ( Data Flow Diagram ) и IDEF 3 ( Work Flow Diagram ). Каждая из этих трех нотаций, поддерживаемых в BPwin, позволяет рассмотреть различные стороны деятельности предприятия и комплексно описать предметную область с двух различных, но взаимосвязанных точек зрения :
- функциональности системы . В рамках методологии IDEF0 ( Integration Definition for Function Modeling ) процесс представляется в виде набора работ (функций), которые взаимодействуют между собой, а также показывается информационные, людские и производственные ресурсы, потребляемые каждой работой. С помощью функционального моделирования можно провести систематический анализ процессов, сосредоточившись на регулярно решаемых задачах/функциях, свидетельствующих об их правильном выполнении показателях, необходимых для этого ресурсах, результатах и исходных материалах/сырья. Правильно построенная функциональная модель адекватна на всех уровнях абстрагирования ;
- потоков информации (документооборота) в системе. Т.к. DFD не принадлежит к семейству IDEF, то более верно будет именовать ее нотацией Диаграммы DFD ( Data Flow Diagramming ) могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF3, поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией между функциями внутри системы. В тоже время диаграммы DFD оставляют без внимания взаимодействие между функциями. Моделирование потоков данных часто используется при разработке программного обеспечения, сосредоточенного вокруг потоков данных, передающихся между различными операциями, включая их хранение, для достижения максимальной доступности и минимального времени ответа. Такое моделирование позволяет рассмотреть конкретный процесс, проанализировать операции, из которых он состоит, а также точки принятия решений, влияющих на его ход.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Цель процесса: Обеспечить выполнение покупки сырья и материалов
Рисунок 5 – Контекстная диаграмма «Покупка сырья и материалов»
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов (Заявка), выходов («Приходные накладные»,и «Отчеты»), управления («Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.10.2016) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2002 N 3245) » и «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119н») и ресурсов («Кладовщик» и «Бухгалтер»).
Исполнителями процесса являются «Кладовщик» и «Бухгалтер».
Выполним декомпозицию данного процесса
Рисунок 6 – Диаграмма декомпозиции «Покупка сырья и материалов»
Как видно из диаграммы, весь процесс разбивается на пять: [4]
- составление плана закупок;
- выбор поставщика;
- оформление заказа
- оплата заказа;
-оприходование материалов
Процессы управления:
- обеспечение соблюдения технологии обработки накладных и порядка документооборота.
- анализ движения материалов [5].
Документирование процесса.
Основными документами в работе предприятия являются:
- Приходная накладная
- Договора
- Счета на оплату
- отчет о прибылях и убытках
2 глава. Построение бизнес-процессов «как должно быть»
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Рассмотрим следующие подпроцессы:
- составление плана закупок – составляется на основании анализа потребности предприятия в сырье и материалах, требует большого количества расчетов ;
- выбор поставщика – требуется анализ цен различных поставщиков, а так же анализ предыдущего опыта работы с ними, просмотр большого количества данных, кроме того, есть опасность потери нужных данных (адресов, телефонов);
- оформление заказа – много времени тратится на бумажную работу;
- оплата заказа - много времени тратится на бумажную работу, есть опасность потери нужных данных ;
-оприходование материалов – изменения не требуются;
В процессе анализа предметной области выявлено, что процесс планирования закупок, а так же оформление и оплата заказа, а так же оприходование МПЗ вызывает затруднения и занимает много времени, документы в бумажном виде часто теряются. Так же много времени уходит на оформление отчетов.
2.2 Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»
Построим модель Как будет (рис. 7, 8).
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов (Заявка), выходов («Приходные накладные»,и «Отчеты»), управления («Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.10.2016) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2002 N 3245) » и «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119н») и ресурсов («Кладовщик» и «Бухгалтер»).
Исполнителями процесса являются «Кладовщик» и «Бухгалтер».
Выполним декомпозицию данного процесса
Рис. 7. Функциональная модель нулевого уровня «Покупка сырья и материалов» TO-BE
Как видно из диаграммы, весь процесс разбивается на пять: [4]
- составление плана закупок – анализ данных ведет информационная система позволяет сократить время составления плана закупок;
- выбор поставщика – список поставщиков есть в ИС, так же присутствует сортировка и фильтр, что позволяет сократить время выбора поставщика;
- оформление заказа – заказы хранятся в ИС, есть шаблоны, которые позволяют экономить время, так же при помощи ИС нет потери данных;
- оплата заказа – документы на оплату хранятся в ИС, нет потери данных ;
-оприходование материалов
Процессы управления:
- обеспечение соблюдения технологии обработки накладных и порядка документооборота.
- анализ движения материалов [5].
Документирование процесса.
Основными документами в работе предприятия являются:
- Приходная накладная
- Договора
- Счета на оплату
- отчет о прибылях и убытках