Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Функции проектного офиса).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Что такое проектный офис
Глава 2. Предпосылки для возникновения проектного офиса
2.1. Этапы развития проектных офисов
2.2. Задачи и функции проектных офисов
2.4. Типы управления в проектных группах
2.5. Стили лидерства в проектной команде
2.6. Станадартныйпроцесс управления командой
2.7. Некоторые аспекты управленческого регулирования
2.8. Подходы общепринятых стандартов
2.9. Методология реализации проекта
Глава 3. Решение - детальный разбор
3.1. Стадия I - закладка фундамента
3.2. Стадия II - Запуск краткосрочных процессов.
Введение:
Когда хаотичный и неформализованный подходы к управлению проектами не удовлетворяют требованиям рынка, появляется острая необходимость в Офисе управления проектами. Что позволит решить текущие проблемы организации и усовершенствует систему управления проектами. Благодаря чему вы сможете получить немедленную отдачу, одновременно работая на своё будущее.
Если ваши сотрудники работают упорно, но проекты все равно редко завершаются вовремя. И что еще хуже, в каждом подразделении свой взгляд на оценку хода работ; и отсутствие взаимопонимания сводит на нет все попытки коммуникации. Очевидно, что необходим тщательно структурированная методика управления проектами. Для этого необходимо создать инновационный офис для управления проектами. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо пройти 4 стадии:
- I стадия: Закладка фундамента
- II стадия: Запуск краткосрочных мероприятий
- III стадия: Развертывание долговременных решений
- IV стадия: Поддержка и совершенствование
Глава 1. Что такое проектный офис
Для начала разберёмся с определением того, что означает проектный офис:
Проектный офис – подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления в организации, планирование и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по программам/проектам.
Функции проектного офиса
2.1. Функции Проектного офиса
Существуют разные классификации Проектных офисов по типам выполняемых функций, но ни одна из них не является идеальной. Более правильно разделять функции PMO на базовые и расширенные. Базовые функции используются всеми Проектными офисами, расширенные подбираются в зависимости от поставленных задач перед PMO.
Базовые функции:
- разработка и внедрение методологии управления проектами и контроль соблюдения методологии управления проектами
- формирование реестра проектов и сводной отчетности по проектам
- помощь в планировании и контроль реализации отдельных проектов по запросу или на постоянной основе
Расширенные функции:
- обеспечение работы Проектного комитета (если создан в организации/подразделении)
- централизованное выделение руководителей или администраторов проектов (если решено их содержать не в функциональных подразделениях, а в PMO)
- выбор, внедрение, поддержка и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов (если нужна ИС)
- внедрение и поддержка системы стимулирования участников проектной деятельности (если за задачу отвечает не подразделение по персоналу)
- организация обучения проектному управлению или непосредственно обучение (если за задачу отвечает не подразделение по персоналу)
- аудит проектов (может проводиться также службой внутреннего аудита)
- управление знаниями в области управления проектами (сбор, анализ, обобщение и распространение знаний между участниками проектной деятельности)
- портфельное управление (контроль соответствия проектов стратегии организации/подразделения, обеспечение формирования портфеля проектов, его балансировка и мониторинг)
Таким образом проектный офис необходим для выполнения базовых функций для эффективной работы компании с большим количеством проектов в работе.
Глава 2. Предпосылки для возникновения проектного офиса
Понятие проектного офиса к нам пришло, как обычно, из международных стандартов и опыта. Руководство PMBOK (5-ая редакция) рассматривает под таким органом организационную структуру, решающую задачи структуризации процессов управления проектами, обмена ресурсами, инструментами, методологией и методами. Стандарт допускает множественность вариантов ответственности проектных офисов и типов их структур. В практике и в литературе рассматриваемое нами подразделение может называться по-разному, вот несколько вариантов:
- служба управления проектами;
- офис управления проектами;
- офис проекта;
- проектный офис;
- Project Management Office (PMO) – в англоязычной интерпретации термина.
2.1. Этапы развития проектных офисов
Создание проектного офиса может начинаться вполне эволюционно, не только в рамках проекта внедрения КСУП. Например, проект-менеджеры могут в интересах дела попросить куратора о снятии с них части оформительской и координационной нагрузки. Мне приходилось наблюдать в одной компании среднего уровня, как на совещания проектных команд начали направлять офис-менеджеров. Затем из числа сотрудников секретариата на полставки стали выделять администраторов проектов, которые не только собирали рабочие совещания, но и оказывали помощь PM в подготовке отчетности. Эффект не замедлил сказаться, качество коммуникаций возросло, ориентация руководства и других заинтересованных лиц улучшилась.
В своем становлении и развитии проектный офис проходит через следующие основные этапы.
- Этап формирования. Под разработанные положения и регламенты готовятся должностные инструкции, положения об отделе и оплате труда. Вся информация по выполняемым работам стекается в одно место, она начинает обобщаться, база знаний структурируется. Офис управления проектами заявляет о себе как о координирующем органе и закрепляет свои позиции как контролер методологии. На этапе формирования офис действует пока в единственном числе.
- Этап накопления опыта и ведения ресурсного учета. Основные действия по структуризации и накоплению базы знаний по проектному управлению завершаются. Возникает и развивается контроль распределения ресурсов, в том числе и людских.
- Этап анализа и передачи опыта. Накопленный опыт позволяет перейти к анализу успехов и неудач в проектной деятельности, к формированию новой нормативно-регламентационной базы и ее развитию. Возникает практика плановых и внезапных аудитов проектов с учетом их приоритетов.
- Этап увеличения числа PMO и их дифференциации. Структуризация проектной деятельности выходит за границы единственного офиса. Проектный офис может создаваться на отдельный большой проект, на программу, на подразделение, на всю компанию (на портфель). Офисы обретают специализацию, исходя из типа проектов, программ, сферы деятельности подразделения.
- Этап стратегического управления портфелем. РМО начинает решать новые задачи трансляции стратегии компании на проекты путем формирования корпоративного портфеля с учетом инвестиционной политики. Этапы 4 и 5 актуальны далеко не для всех компаний. Их реализация зависит от масштабов деятельности и уровня развития регулярного менеджмента в целом.
2.2. Задачи и функции проектных офисов
Уровень организации проектных офисов во многом синхронен уровню развития менеджмента в целом, что вполне согласуется со стадией жизненного цикла компании. Как мы уже отмечали, проектный офис или даже целая служба РМО должна входить в состав результирующего продукта в проекте внедрения КСУП. И принципы, применяемые к КСУП, в полной мере относятся и к вопросам формирования проектных офисов. Офис возглавляет руководитель, подразделение включает, как правило, двух и более исполнителей разных специальностей: администраторов, экономистов, снабженцев и т.п. Основные задачи, решаемые РМО, заключаются в:
- содействии успешному завершению максимального числа проектов;
- оказании помощи в снижения длительности проектных мероприятий;
- упрощении доступа участников проектной деятельности к необходимой информации;
- обеспечении соблюдения общекорпоративных правил и норм ведения проектной деятельности;
- содействии PM в достижении практических результатов выполняемых задач.
В основе своей состав задач и функций проектного офиса зависит от типа данного подразделения. Проектный офис по иерархии может находиться в составе структуры высшего руководства, на позициях департаментов управления, единиц бизнеса или на уровне локальных мероприятий. В этой связи рассмотрим некий универсальный пример организационной структуры управления развитой компанией, включающей несколько типов проектных офисов.
2.3. Состав Проектного офиса
В организационной структуре компании позиция руководителя Проектного офиса определяется обычно на уровне заместителя руководителя или директора департамента. Состав PMO может включать следующие роли (зависит от выполняемых задач):
- руководитель
- методолог
- менеджер по планированию
- менеджер по отчетности
- администратор Проектного комитета
- руководитель проектов
- администратор/координатор/куратор проектов
- функциональный администратор информационной системы управления проектами
- администратор системы стимулирования участников проектной деятельности
- менеджер по обучению
- тренер
- аудитор
- специалист по портфельному управлению
- специалист по распределению ресурсов (между проектами в портфеле)
При создании Проектного офиса обычно формируется команда из 2-3 человек: руководитель, методолог, специалист по планированию и отчетности. Дальнейшее развитие PMO зависит от целей и задач.
2.4. Типы управления в проектных группах
Форма принятия и способ реализации управленческого решения определяют типы управления группами проекта. Эта группа обладает собственной уникальной организационной культурой, а значит, принципы и формы управления должны соответствовать ей. Существует определенная взаимосвязь между типом культуры и типом управления. Рассмотрим основные типы.
- Единоличные и безапелляционные решения руководителя проекта как лидера команды. Данный тип управления соответствует органической организационной культуре группы. Стиль управления – авторитарный. Тип управления, мало подходящий к проектной форме деятельности, применяется в проектах с неограниченными людскими ресурсами невысокого профессионального уровня.
- Для рыночного типа управления характерны принципы принятия решений с ориентацией на законы рынка. Единственным мотивирующим фактором для персонала выступает денежное вознаграждение. Тип организационной культуры – предпринимательский. Такая форма управления иногда подходит для проектных команд, реализующих проекты по внедрению на рынок новой продукции, где требуется достиженческий и достаточно конкурентный настрой участников.
- Тип управления, ориентированный на бюрократическую форму. Сила приказов, регламентов и взысканий высока. Данная форма соответствует бюрократическому типу культуры. Для проектной деятельности подходит достаточно слабо, в основном для таких проектов, как внедрение системы бюджетного управления или описания бизнес-процессов.
- Демократический тип управления в настоящее время наиболее распространен для проектной деятельности. Данная форма наиболее соответствует так называемой партиципативной организационной культуре. Команда рассматривается как сообщество профессионалов, нацеленных на достижение результата. Кроме того, каждый из членов ориентирован на собственное профессиональное развитие. Главный регулятор – совместно разработанные и принятые правила, которым все стремятся следовать.
- Относительно новый тип – диалоговая форма управления. Управленческие функции как бы распределяются между несколькими субъектами управления. Данный стиль может быть применен, если принципы управления предполагают высокую активность и равноправие субъектов. Главным управленческим фактором выступают знания участников-профессионалов, обладающих специальными знаниями, которые особым образом, но адекватно описывают управляемую среду. Настоящий тип получает все большее распространение в командах управления проектами с широким привлечением экспертов.
2.5. Стили лидерства в проектной команде
В отличие от традиционных структур, присущих компании в целом, команды действуют значительно эффективнее. Отдельно взятая команда проекта может иметь лучшую морально-нравственную атмосферу и обладать более высокой производительностью, чем подобное по составу работ функциональное подразделение. Команда имеет большую гибкость и способность оперативно реагировать на события. Такое положение вещей достигается во многом благодаря особой позиции менеджера проекта, которая носит название лидерской.
Известный автор Кен Бланшар определяет лидерство, как процесс достижения значимых результатов при действии с уважением, заботой и честностью ради благополучия всех участников. Исходя из данного определения, доктор Бланшар сформулировал основные принципы лидерства в командах:
- доступности информации и открытого общения;
- командного видения цели и ценностей;
- постоянного обучения;
- неослабевающей концентрации внимания на интересах потребителя;
- активирующих систем и структуры;
- доступа к власти и высокой степени заинтересованности.
Стили лидерства в команде по Кену Бланшару
Для управления проектной командой стиль ситуационного лидерства может варьироваться из нескольких сочетаний. При этом в основу для выбора сочетания могут быть положены четыре стиля:
- директивный;
- обучающий;
- поддерживающий;
- делегирующий.
Директивный стиль управления характеризуется высоким числом указательных действий со стороны менеджера проекта. Управление командой проекта ориентирует участников на организацию работы, получение необходимых знаний и навыков, удержание целевых фокусов и структурирование деятельности. Поддерживающий стиль определяет основные действия проект-менеджера в направлении подбадривания членов команды, деятельного участия, активного слушания и всевозможных форм поощрений. Естественно, что проявление такого стиля не должно вносить ощущения избыточности. Поощрения следует делать адекватно реальным успехам сотрудников и всей команды.
Лидерство PM обязательно соотносится с соответствующими фазами развития команды. Гибкость менеджера в проявлении лидерской позиции заключается в том, что он оценивает ожидания команды, каждого его члена, вербальные и невербальные сигналы о потребностях. Руководитель знает о протекающей стадии развития малой группы, согласовывает все это и решает, какой стиль или стилевое сочетание применить в конкретной ситуации.