Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Европейская валютная система).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Следующий элемент НВС России — степень конвертируемости российского рубля - нельзя рассматривать в отрыве от развития валютного регулирования в стране. Валютное регулирование и валютный контроль предполагали ограниченную конвертируемость российской валюты по текущим операциям с сохранением строгого валютного контроля и валютного регулирования по целому ряду операций, связанных главным образом с движением капитала. [13,c.61]

Развитие валютного регулирования шло, с одной стороны, по пути ужесточения контроля за законным перемещением валютных средств из страны и в страну в соответствии с импортом и экспортом товаров и услуг, движением капиталов. С другой стороны, предпринимались меры по либерализации операций с иностранными валютами [34,c.24]. С 1 января 2007 г., а точнее с 1 июля 2006 г., российский рубль является свободно конвертируемой валютой. [34,c.8]

3. Российский рубль не имеет официально установленного паритета.

4. Режим валютного курса рубля (политика валютного курса) был одним из наиболее подверженных изменению элементов НВС России. В 1992 г. было введено понятие единого обменного курса рубля. ЦБ начал устанавливать официальный курс по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. В 1995 г. ЦБ и Правительство ввели валютный коридор, пределы которого регулярно менялись. В 1996 г. был введен механизм установления официального обменного курса рубля на основе ежедневных котировок Банка России. В ноябре 1997 г. Правительство и ЦБ объявили об очередном изменении политики валютного курса рубля, определив на 1998-2000 гг. центральный обменный курс российского рубля на уровне 6,2 руб. за 1 долл. США с возможными пределами отклонений ±15%. Однако разразившийся в России (август 1998 г.) валютно-финансовый и банковский кризис привел к отказу ЦБ поддерживать верхнюю границу валютного коридора. Методика установления официального курса российского рубля также менялась. В настоящее время в стране действует режим управляемого плавающего курса рубля, а в качестве официального курса ЦБ РФ используется курс, устанавливаемый на единой торговой сессии ММВБ по итогам торгов между продавцами и покупателями иностранной валюты [12,c.98].

5. Во внешнеэкономических отношениях российских резидентов с зарубежными партнерами используются общепринятые в мировой практике международные кредитные средства обращения и платежа и формы расчетов. Вексель с конца 90-х годов широко применяется не только в международных расчетах РФ, но и во внутрихозяйственном обороте. [34,c.8] Закон РФ «О переводном и простом векселе» (март 1997 г.) основан на Женевской конвенции 1930 г., является основным нормативным документом. Чек как средство расчетов в настоящее время практически не используется внутри страны; во внешнеэкономических связях чеками расплачиваются лишь зарубежные партнеры российских резидентов. Правовое регулирование расчетов чеками осуществляется ГК РФ . В этой же главе ГК РФ содержатся нормы, регулирующие расчеты по аккредитиву и инкассо между российскими организациями. Эти важные документарные формы расчетов во внешней торговле российских участников внешнеэкономической деятельности подчиняются унифицированным правилам и обычаям, разработанным Международной торговой палатой. [25,c.76]


6. Регулирование валютного рынка и рынка золота как элемент российской валютной системы является неизбежным и необходимым в условиях сохранения элементов валютного регулирования и валютного контроля, свойственным переходному периоду. Главный валютный закон страны (сегодня это Федеральный закон № 173) сосредоточил осуществление всех операций с иностранными валютами в уполномоченных банках, которые проводят валютно-обменные операции на биржевом, главным образом, и внебиржевом рынке. В современных условиях в России функционируют восемь валютных бирж. Ведущее место (свыше 90% оборота всех российских бирж) занимает Московская межбанковская валютная биржа — ММВБ.[33,c.76]

7. В настоящее время в России четко определен статус учреждении, на которые возложено управление и регулирование валютными отношениями страны. Основными исполнительными органами валютного регулирования в РФ являются Правительство России и Центральный банк. ЦБ РФ как орган валютного регулирования и валютного контроля выдает лицензии на право осуществления операций с иностранными валютами и другими валютными ценностями; самостоятельно или вместе с другими органами валютного контроля готовит необходимые нормативные документы; осуществляет контроль за движением капитала из страны и в страну; ежедневно определяет официальный курс рубля и т.д. [12,c.87]

Агентами валютного контроля по Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» являются прежде всего уполпомоченные коммерческие банки, непосредственно осуществляющие все виды операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями и контролирующие благодаря своему статусу своевременную репатриацию в страну иностранной валюты и российских рублей .[23,c.87]

Перечисленные характерные черты национальной валютной системы РФ свидетельствуют, что это все еще система переходного периода, находящаяся в состоянии формирования и развития. Но вместе с тем в ее элементах мы находим их соответствие основным требованиям Устава МВФ к построению национальной системы страной — членом Фонда.

2.2. Анализ современного состояния валютного рынка в России

В начале параграфа обратимся к изучению динамики цен на нефть, как фактора, влияющего на курсы валют и функционирование валютного рынка. Факторы, которые влияют на мировую цену нефти разнообразны. Важную роль в ее формировании оказывают страны-поставщики нефти: Саудовская Аравия и ОПЕК, США, Россия.


Саудовская Аравия является мировым лидером по добыче и поставкам нефти. В то время как в США зарождалась идея «сланцевого бума» и шло наращивание добычи сланцевой нефти, Саудовской Аравией была предпринята попытка сдержать мировую цену на нефть. Основная идея данной концепции состоит в том, что при низкой цене на нефть, затраты на добычу сланцевой нефти и ее переработку будут нерентабельны. Таким образом, на министерской сессии ОПЕК 27 ноября 2014 года в Вене было принято решение о применении сокращенных квот на добычу нефти в 2015 году [11,c.7].

Для Российской Федерации снижение цены на нефть в 2015 году - это ухудшение финансового и экономического положения, которое привело к сокращению доходов не только в бюджет, но и в стабилизационный фонд (таблица 1) [12.c.33].

В настоящее время на фоне неблагоприятных событий в международных отношениях с Украиной и странами ЕС, а также санкций в отношении России и давлении со стороны США и европейских стран, нефть - это не только товар, но и эффективный инструмент геополитики и передела сфер влияния между потребителями и производителями нефти.[44,c.7]

Для того, чтобы повлиять на возрастающий уровень добычи нефти в США, государственной нефтяной компанией Саудовской Аравии Saudi Aramco в 2015 году были сокращены официальные цены реализации нефти на 1,5-1,9 долларов за баррель для Азиатского региона, тогда как для США лишь на 0,1-0,9 долларов за баррель по сравнению с 2014 годом. Таким образом, Саудовская Аравия предоставила самые значительные скидки для Азии за последние 14 лет. [36,c.38]

Таблица 1 -Доходная часть федерального бюджета РФ за 2010-2015 гг. по данным Министерства финансов, млрд. рублей [17,c.5]

Доходная часть федерального бюджета

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1

Доходы, всего

8305,4

11367,7

12855,5

13019,9

14496,9

13659,2

1.1.

Нефтегазовые доходы

3830,7

5 641,8

6 453,2

6 534,0

7 433,8

5 862,7

1.2.

Доходы, кроме нефтегазовых

4474,7

5 725,9

6 402,4

6 485,9

7 063,1

7 796,2

1.2.1.

Доходы, связанные с внутренним производством

1697,7

2 327,6

2 603,8

2 681,5

3 113,6

3 467,6

1.2.1.1.

НДС (внутренний)

1328,7

1 753,2

1 886,1

1 868,2

2 181,4

2 448,3

1.2.1.2.

Акцизы

113,9

231,8

341,9

461,0

520,8

527,9

1.2.1.З.

Налог на прибыль

255,0

342,6

375,8

352,2

411,3

491,4

1.2.2.

Связанные с импортом

1787,1

2 236,7

2 445,8

2 418,0

2 474,3

2 404,4

1.2.2.1

НДС на ввозимые товары

1169,5

1 497,2

1 659,7

1 670,8

1 750,2

1 785,2

1.2.2.2.

Акцизы на ввозимые товары

30,1

46,6

53,4

63,4

71,6

54,0

1.2.2.З.

Ввозные пошлины

587,5

692,9

732,8

683,8

652,5

565,2

1.2.3.

Прочие

990,0

1 161,6

1 352,7

1 386,4

1 475,2

1 924,6


В 2016 году странами ОПЕК было принято решение о сокращении объемов добычи нефти - очередном снижении уровня квот. Однако, ст. 2 Устава ОПЕК гласит, что обязанностью организации является обеспечение стабильных цен на нефть, а значит, ОПЕК нарушает данную статью, т.к. третий год подряд намеренно снижает объем добычи нефти [22].

Дональд Трамп, новоизбранный президент США, опубликовал план из шести первоочередных шагов, которые его администрация намерена реализовать в первые 100 дней работы. Важнейшим пунктом является снятие ограничения с американских производителей ископаемого топлива и стимулирование разработки этих ресурсов путем снятия запрета на аренду и добычу нефти на федеральных землях и федеральном шельфе. Аналитическое агентство BMI прогнозирует, что сланцевая добыча в 2017 году может быть выше запланированных в США 8,5 млн. баррелей в день [13,c.8].

Рисунок 1 - Динамика цены на нефть Brent за 2013-2016 гг.[31]

Управление энергетической информации США зафиксировало в 2015 году уровень добычи нефти, равный 9,3 млн. баррелей в сутки, а уже к 2019 году добыча нефти планируется на уровне 9,9 млн. баррелей в сутки. В результате «сланцевого бума» уровень добычи нефти в США превысит уровень добычи в России и Саудовской Аравии. Аналитическим агентством British Petroleum также был опубликован прогноз: США к 2035 году могут стать страной, практически полностью обеспечивающей себя энергоресурсами. [20,c.6]

В 2015 году добыча нефти в Ираке выросла на 1 млн. баррелей в сутки, а также были отменены запреты правительств ряда развитых стран на покупку нефти в Иране. Сложившаяся ситуация требует от ОПЕК разработки стратегии наращивания производства, для того чтобы сохранить сою долю на рынке вне зависимости от цены [14].

На рынок нефти большое влияние в 2015 году оказал фактор закупок в коммерческие резервы. Заметные для рынка нефти закупки в 2015 году осуществил лишь Китай, эквивалент составил 0,25-0,3 млн. баррелей в сутки. В итоге, стратегические резервы Китая увеличились за 2015 год на 185 млн. баррелей [15,c.8].

30 ноября 2016 года на саммите ОПЕК было принято решение о сокращении добычи нефти до 32,5 млн. баррелей в сутки. С января 2017 года страны ОПЕК снизили среднесуточную добычу на 1,164 млн. баррелей. При этом, руководитель дирекции «Аналитический центр ТЭК» Министерства энергетики России Павел Сорокин заявил об увеличении дохода бюджета России на 600 млрд. рублей из-за роста цен на нефть при реализации данных договоренностей [26,c.6] (рис. 1).


Таблица 2 -Динамика цен на нефть Brent в России в 2016 г.

Дата

Цена

Максимум

Минимум

Динамика, %

Декабрь

54.35

55.31

51.53

7.69

Ноябрь

50.47

50.49

43.57

4.49

Октябрь

48.30

53.73

47.98

-1.55

Сентябрь

49.06

50.14

45.09

4.29

Август

47.04

51.22

41.51

10.79

Июль

42.46

50.75

41.80

-14.53

Июнь

49.68

52.86

46.69

-0.02

Май

49.69

50.51

43.33

3.24

Апрель

48.13

48.50

37.27

21.54

Март

39.60

42.54

35.95

10.09

Февраль

35.97

37.00

29.92

3.54

Январь

34.74

38.99

27.10

-6.81

Цена на нефть в 2016 году (таблица 2) [13] также менялась под влиянием менее глобальных факторов, таких как:

  1. Закрытие буровых установок в мире. В 2016 году в Америке было закрыто 100 установок, в Канаде - 40 установок.
  2. В Америке и Европе прошли забастовки нефтепереработчиков и профсоюзов.

3. Китай в течение 2016 года несколько раз придерживал собственные запасы нефти. [34,c.9]

Российская модель нефтегазового сектора обусловлена фискальными условиями, в которых она существует. Таким образом, изменения, вносимые в такие нормативные акты как Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон «О таможенном тарифе» и другие подзаконные акты, должны быть результатом качественной экспертной работы и проверки. [34,c.7]

На экономику российского нефтегазового сектора большое влияние оказывают внешние фискальные факторы, особенностью которых является наличие механизма экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Таким образом, такой механизм позволяет обеспечить низкую цену на нефть и нефтепродукты на внутреннем, российском рынке по сравнению с внешними рынками. Именно наличие экспортных пошлин стало базовым фактором, который обеспечивает низкую стоимость нефти в Российской Федерации в сравнении с Европейским Союзом (рис. 2).

Рисунок 2 - Динамика цены и экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты [16,c.4]