Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ кадрового потенциала кафе ООО «Мята Lounge»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИЧНОСТИ
1.1. Стили руководства: возможности и ограничения
1.2 Достоинства и недостатки стилей руководства в системе управления
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В КАФЕ ООО «МЯТА LOUNGE»
2.1 Краткая характеристика деятельности кафе ООО «Мята Lounge»
2.2 Анализ кадрового потенциала кафе ООО «Мята Lounge»
2.3 Анализ стиля руководства в кафе ООО Мята Lounge
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В КАФЕ ООО «МЯТА LOUNGE»
3.1 Предложения по совершенствованию стиля руководства в кафе ООО «Мята Lounge»
ВВЕДЕНИЕ
Наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Это обусловило появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления.
Руководители больших комплексных предприятий задаются вопросами, на которых основывается любой подход к формированию управленческих способностей: Какие руководители успешно работают сейчас? Какие руководители понадобятся завтра? Чем их привлечь и где найти? Ответы на эти вопросы составляют основу стратегии компании по созданию сильного руководства [4, с.47].
Стратегия эффективного руководства дает представление о том, как будет осуществляться управление бизнесом, стратегия так же важна, как производственная и финансовая стратегии.
Актуальность. В российской практике значение управления персоналом под влиянием стиля руководства заслуживает существенного значения. Также большое внимание уделяется эмоциональной включенности персонала в работу. Отсутствие стрессовых ситуации и стабильный эмоциональный фон в коллективе влияют на качество выполненной работы. Большое влияние оказывают на формирование отношений в коллективе стиль руководства в организации. Перед руководителем стоит задача эффективно воздействовать на коллективную мотивацию, формировать и управлять социально-психологическим климатом, получать высокую отдачу и результативность от подчиненных. Минимизировать конфликтные ситуации и затраченное на них время.
Цель исследования заключается в раскрытии и оценке деловых качеств и особенностей стиля руководства, а также их влияния деятельность предприятия в целом.
Чтобы достичь цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать оценку деловых качеств руководителя;
- рассмотреть степень влияния стилей управления руководителя на процесс деятельности предприятия;
- проанализировать влияние стиля руководства на предприятии на производительность труда;
- провести диагностику причин, препятствующих развитию благоприятного климата на предприятии, основанных на стиле управления;
- разработать рекомендации по совершенствованию методов управления в коллективе;
Объект исследования – персонал кафе ООО «Мята Lounge».
Предмет исследования – выбор стиля руководства на предприятии.
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИЧНОСТИ
1.1. Стили руководства: возможности и ограничения
Самое раннее исследование эффективности стилей руководства было проведено К. Левиным. К. Левин выделил три одномерных стиля руководства авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), попустительский (архаичный). Иногда последний стиль называют либеральным или нейтральным [13, с. 12].
Адизес И. дает определение стиля руководства коллективом как интегральной характеристике индивидуальных особенностей и способности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые системно характеризуют ее способности и особенности решения управленческих задач [5, с. 92].
В стиле, по мнению автора, весьма емкой характеристике личности руководителя находят отражение достоинства и недостатки, его сильные и слабые стороны.
Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.
Т. Митчел и Р. Хаус рассматривают стили управления как подход «путь - цель» представляет собой еще одну ситуационную модель лидерства. Согласно этому подходу, «руководитель может стимулировать подчиненных к достижению целей организации, влияя на пути достижения этих целей с помощью:
- объяснения того, что ожидается от подчиненного;
- поддержки, наставничества и устранения гиперопеки;
- направления усилий на цели достижения;
4) удовлетворения их потребностей, когда цель достигнута».
Р. Хаус рассмотрел два стиля управления: «поддержки и инструментальный». Стиль поддержки сосредоточен на человеке или на человеческих отношениях. Инструментальный стиль сосредоточен на работе или задаче. Позднее Хаус включил еще два стиля: «поощряющий участие подчиненных в принятии решений и сосредоточенный на достижении»
[6, с. 41].
П. Херсии и К. Бланшар развили теорию цикла жизни, согласно чему «наиболее эффективные лидерские стили зависят от «зрелости» исполнителей». Зрелость, которая определяется возрастом отдельных людей и групп, - это способность взять ответственность за поведение, желание достигнуть цели, и также формирование опыта, необходимого для конкретной задачи [20, с. 15].
Эффективный руководитель отличается тем, что характер его управления может проявляться по-разному, в зависимости от конкретных:
- задач;
- особенностей коллектива;
- ситуации на время постановки задачи и ее решения.
Большое влияние оказывают на формирование отношений в коллективе стиль и методы руководства компанией. Перед руководителем стоит задача эффективно воздействовать на коллективную мотивацию, получать высокую отдачу и результативность от подчиненных. Минимизировать конфликтные ситуации и затраченное на них время.
Руководство всегда связано с властью и лидерством. Результаты многолетних исследований показывают, что единственно правильного, наиболее предпочтительного стиля руководства не существует. Эффективными могут быть все стили, однако в определенных ситуациях одни стили эффективнее остальных.
Проблемы, решение которых является главной управленческой функцией руководителя, несомненно, оказывают важнейшее влияние на выбор стиля руководства в процессе принятия решений.
И как следствие, оценка эффективности влияния стиля руководителя на социально-психологические условия в коллективе, имеет первоочередное значение для многих аспектов руководства, поскольку с его помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы менеджера [19, с. 11].
Рассматривая деятельность руководителя в системе управления и применения определенного стиля управления в организации, в первую очередь следует обратить внимание на его общение с подчиненными. Особенности отношения руководителя к такому общению можно считать одним из важнейших составных элементов его стиля руководства.
Руководитель должен иметь ряд качеств руководителя, которые позволят ему иметь не только должностной авторитет, а быть принятым в коллективе в качестве неформального лидера. А также эффективно управлять коллективом, находить общий язык с отдельными сотрудниками, принимать оптимальные для коллектива решения, поддерживать благоприятный для работы психологический климат. В соответствии с личными качествами руководителя, представлениями о своей роли, знаниями и опытом управленческой деятельности, привычками поведения он вырабатывает определенный стиль «управленческого поведения», который по сути является стратегией, основой для принятия решения [21, с. 45].
Чтобы оценить и дать оценку стилям руководства современной школы менеджмента приведем сравнительный анализ в Приложении 1.
Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.
1.2 Достоинства и недостатки стилей руководства в системе управления
Рассматривая деятельность руководителя в системе управления и применения определенного стиля руководства, исследователи в первую очередь обращают внимание на его общение с подчиненными. Особенности отношения руководителя к такому общению можно считать одним из важнейших составных элементов его стиля руководства.
Большое влияние оказывают на формирование отношений в коллективе стиль и методы руководства компанией. Перед руководителем стоит задача эффективно воздействовать на коллективную мотивацию, формировать и управлять социально-психологическим климатом, получать высокую отдачу и результативность от подчиненных. Минимизировать конфликтные ситуации и затраченное на них время. [8, с.44]
Известно, что для достижения единой цели организации быстрее и легче следует прибегать к авторитаризму, так как при жесткой эксплуатации сотрудников руководитель, в большей степени контролирует доступ зависимого работника к экономическим ресурсам, получает возможность контролировать поведение сотрудников.
Неблагоприятный климат в коллективе индивидуально переносится как неудовлетворенность отношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием работы. Это отражается на настроении сотрудников, их работоспособности и инициативности, а главное, на их здоровье. Своевременное выявление и устранение таких факторов влияет на эффективную работу всей организации. Так же затянувшийся преобладающий неблагоприятный эмоциональный фон в организации существенно может повлиять на трудовую производительность персонала и эффективную работу организации [8, с.46].
Косвенными показателями влияния неблагоприятного стиля руководства являются здоровье сотрудников, текучесть кадров, конфликты, особенно в условиях формирования рынка. Стоит отметить, что самочувствие личности неким образом может служить и известным показателем степени обширности ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой всего коллектива.
Излишняя текучесть персонала негативно сказывается на моральном состоянии постоянных работников, на их трудовой мотивации и надежности организации. Таким образом, текучесть кадров сказывается на производительности труда не только тех работников, которые намерены уходить, но и тех, которые продолжают работать, то есть на жизни всей организации, мешает создавать эффективно работающую команду, отрицательно влияет на социально-психологический климат и культуру организации [4, с.21].
С уходом сотрудников разрушаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть кадров может приобрести непрекращающийся характер. В настоящее время на российских предприятиях можно наблюдать случаи ухода всем отделом, в силу равной мотивации и сформировавшихся контактов. Увольнение сотрудников с их последующей заменой может быть достаточно затратным мероприятием для предприятия, поэтому текучесть кадров необходимо снижать до границы в 3-4%. Степень ответственности текучести кадров усиливается, когда сотрудники являются более узкоспециализированными, когда их труднее найти и они требуют более тщательной подготовки. На поиск подходящей замены оставшемуся сотруднику затрачивается до от 14 дней до 2-х месяцев и месяц на адаптацию этого сотрудника на работе, переподготовку и обучение.
Таким образом, из вышесказанного следует отметить, что источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет стиль руководства, особенно в компании, в которой преобладает авторитарный стиль управления. В связи с этим, организация имеет проблемы в системе работы с персоналом, нестабильный и напряженный психологический климат в коллективе, что сказывается на сервисе и здоровье сотрудников.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
В КАФЕ ООО «МЯТА LOUNGE»
2.1 Краткая характеристика деятельности кафе ООО «Мята Lounge»
Кафе «Мята Lounge» было открыто в 2010 году, и уже стало излюбленным местом истинных гурманов японской и европейской кухни, зарегистрировано по адресу г.Москва, м.Сретенский бульвар, проспект Академика Сахарова, 12.