Файл: Место и роль спортивной индустрии в экономике России (Подготовка транспортных коммуникаций для проведения ЧМ - 2018 года по футболу в Санкт-Петербурге).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Социально-экономические основания спортивного бизнеса
1.1 Спорт как отрасль социально-культурной сферы
1.2 Экономика физической культуры и спорта
Глава 2 Спортивный бизнес как вид предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательская деятельность в сфере спорта
2.2 Особенности бизнеса в профессиональном спорте
3.2.Подготовка транспортных коммуникаций для проведения ЧМ - 2018 года по футболу в Санкт-Петербурге
С экономической точки зрения экономика физкультуры и спорта включает услуги, которые носят характер чистого общественного блага (спорт высших достижений), социально значимого блага (физическое воспитание, оздоровительная ФКС, обязательные учебные занятия ФКС, лечебная физкультура), а также характер частного экономического блага, или рыночных услуг (спортивно-зрелищные услуги, профессиональный спорт, спортивный шоу-бизнес, спортивное спонсорство) [10]. В научной литературе услуга физической культуры и спорта определяется как «коммерческая деятельность, направленная на удовлетворение потребности клиента в физкультурно-спортивной сфере, и имеющая целью сохранение и поддержание здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение спортивного профессионального мастерства» [9].
Данные официальной статистики Росстата РФ в последние несколько лет демонстрируют рост численности занимавшихся в физкультурно- оздоровительных клубах, секциях и группах с 2000 по 2012 год. В 2000 году этот показатель составлял 12803,4 тыс., в 2005 - 17510,3 тыс., в 2010 - 26257,0 тыс., в 2011 - 29439,2 тыс., а в 2012 - уже 32237,4 тыс. человек [6]. По мнению А.С.Адельфинского, результаты социологических исследований демонстрируют несколько иную картину. Согласно данным Фонда «Общественное мнение» в 2007 году занимались физической культурой и спортом 40% граждан РФ, в 2008 - 33%, а в 2013 г. - 25% Причем данная методика учитывала людей, «занимавшихся хотя бы несколько раз в год». В другом исследовании выявлялись «систематические занятия» в «организованных секциях и группах» - показатель указывается равным всего 9% [6].
Смена хозяйственной парадигмы в экономике социально-культурной сферы и недостаточно продуманный переход от жесткой административно-командной системы к рыночной методам хозяйствования поставили перед предприятиями и организациями физической культуры и спорта новые, ранее не возникавшие перед ними проблемы и задачи. В 1990-х годах значительно сократились возможности государства в финансировании спорта. Так, например, при законодательно установленных нормативах финансирования не менее 2% бюджетных средств, в большинстве субъектов Российской Федерации расходы на развитие физической культуры и спорта составляли менее 1% от общего бюджета [9]. Эта ограниченность финансовых средств создавала большие трудности для осуществления спортивно-оздоровительными организациями своих функций. Выход из этой ситуации настоятельно требовал поиска активных форм предпринимательской деятельности и привлечения ресурсов.
С 2000-х годов отрасли социально-культурного комплекса постоянно находятся в процессе реформирования. Доля услуг физической культуры и спорта в общем объеме платных услуг гражданам в период 2000-2008 годов оставалась незначительной, хотя и увеличилась в текущих ценах с 0,4% до 0,6%, что считается позитивной тенденции, обусловленной не только ростом цен, но и физическим увеличением объемов предоставляемых услуг [20].
Новые экономические условия предоставляют субъектам спортивного бизнеса право на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников. Соответственно спорт как социальный институт и как специфический вид деятельности, направленный на воспроизводство человека, претерпевает глубокие структурные, качественные и количественные изменения. Модернизация экономики России обусловливает дальнейшее развитие рынка услуг физической культуры и спорта, прежде всего в направлении предпринимательства и коммерциализации спорта.
Глава 2 Спортивный бизнес как вид предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательская деятельность в сфере спорта
Изучение проблем предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта находятся на пересечении различных специальных дисциплин, включая спортивное право, экономику и социологию физической культуры и спорта. В литературе предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль¬зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве пред¬принимателей в установленном законом порядке»[19].
Представляется конструктивным подход, согласно которому предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта определяется как вид социального предпринимательства, подчеркивается, что в основе последнего «лежит идея - достижение общественного благосостояния и устойчивых общественных преобразований через деятельность, позволяющую использовать энергию предпринимательства, как основную преобразующую силу не только в социальной, но и спортивной сфере» [16]. По мнению А.В.Маслова, такой подход обусловлен тем, что в социальном контексте физической культуры и спорта предпринимательская деятельность «отражает интересы основных групп-участников экономических отношений: предпринимателей, потребителей (включая профессиональных спортсменов), наемных работников, местного сообщества и государственных структур» [16].
Новые экономические условия хозяйствования в спорте предоставляют субъектам спортивной отрасли право на самостоятельную хозяйственную и предпринимательскую деятельность и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников. В спортивном бизнесе происходит процесс формирования качественно новой модели хозяйственной деятельности по организации и предоставлению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Прежняя практика организации, основанная на государственном (ведомственном) финансирования перестала соответствовать изменившимся экономико-правовым отношениям [21]. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что в таких условиях возрастает роль негосударственного сектора экономики.
В научной литературе факторы, определяющие тенденции развития предпринимательства в сфере физической культуры и спорта как вида социального предпринимательства, разделяют на группы - негативные и положительные (рис.2) [16]. В совокупности положительных факторов выделяются финансово-экономические, маркетинговые, социально- психологические и политико-институциональные. Что касается негативных факторов, то они оказывают двойственное влияние на развитие предпринимательской деятельности (бизнеса) в сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, негативные факторы стимулирует развитие спортивного бизнеса, с другой - являются препятствием для его успешного функционирования и развития.
В литературе приводятся следующие аргументы в пользу высказанного выше тезиса. Например, снижение спортивного рейтинга и ухудшение демографических показателей заставляет обратить внимание региональных органов власти на развитие спорта, увеличить выделение средств на строительство спортивных сооружений, предоставить определенные преференции спортивным предприятиям и организациям [16].
В научной литературе указывается, что неподготовленность основных групп населения (ранее работавших в государственных структурах в сфере физической культуры и спорта) к ведению собственного дела, отсутствие необходимого опыта и предпринимательских традиций, закрытие и перепрофилирование многих стадионов и спортивных сооружений, а также отсутствие стартового капитала, необходимых деловых знаний и опыта управления, позволяющего организовать спортивные частные предприятия и прогнозировать реальный спрос потребителей, выдвигают на первый план проблему организации и совершенствования предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта [21].
Рисунок 2. Факторы развития предпринимательской деятельности
в сфере физической культуры и спорта [16]
По мнению специалистов, одной из ключевых проблем современной российской экономики выступает низкий уровень развития предпринимательства. В развитых странах предпринимательство является базисом стабильности экономики и основой формирования общественного благосостояния. В России, к сожалению, созданные институциональные условия не позволили обеспечить значительный рост предпринимательской активности. По данным Всемирного отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства»1 (GEM) общий уровень предпринимательской активности в России в 2011 году составил всего 4,6 % [24]. Эти факты указывают на то, что субъекты спортивного бизнеса в России остро нуждаются в создании правовых условий, которые бы способствовали развитию предпринимательства в условиях взаимного сотрудничества с государством.
В этой связи следует отметить тесную взаимосвязь между спортом и бизнесом, направленным на производство и прибыльную реализацию спортивных услуг. В мире наблюдается стремительное развитие спорта как области, на которую приходится более 3% мирового торгового оборота [22]. Спорт все в большей степени становится товаром. По ориентировочным данным, объем спортивного рынка в мире, включая индустрию спортивного оснащения и оборудования, на начало XXI века составляет в отдельных развитых странах 2% от общего валового внутреннего продукта [21].
В целом, обобщая различные исследования, А.В. Маслов выделяет следующие проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта: во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, в первую очередь, для развития профессионального спорта как сегмента индустрии спорта; во-вторых, отсутствие прозрачных регуляторов земельных отношений, снижающее для предпринимательских структур долгосрочный инвестиционный интерес; в-третьих, недостаточное развитие инфраструктуры (спортивные сооружения и тренировочные базы) для профессионального и оздоровительного спорта; низкий покупательский спрос индивидуальных потребителей индустрии спорта на спортивные продукты, что приводит к переливу капиталов частных инвесторов в другие отрасли экономики; в-четвертых, недостаточное количество образовательных, в том числе правовых, программ для подготовки профессиональных предпринимателей для спортивной индустрии; отсутствие необходимого опыта и предпринимательских традиций в этой сфере [16].
2.2 Особенности бизнеса в профессиональном спорте
Развитие бизнеса в профессиональном спорте обусловливает радикальную трансформацию социально-экономических отношений между субъектами спорта на основе экономических интересов. В научной литературе отмечается, что в силу процессов профессионализации и коммерциализации основные участники спортивных соревнований (спортсмены и спортивные клубы) вынуждены по-новому выстраивать отношения между собой и с внешней средой, принимая во внимание неразрывную связь между спортивными итогами соревнований и финансово-экономическими результатами своей деятельности [22].
В литературе профессиональный спорт определяется как «разновидность предпринимательской деятельности спортсменов-профессионалов и спортивных функционеров, целью которой является производство спортивного зрелища, приобретающего форму товара» [12]. В бывшем СССР наиболее высокий уровень развития получил любительский спорт высших достижений. Последний финансировался из госбюджета и поэтому ориентировался на решение не экономических, а политических задач, связанных с укреплением престижа государства на международных отношениях. Термин «профессиональный спорт» применительно к спорту в СССР в советской научной литературе не использовался по идеологическим мотивам. Профессиональный спорт считался одним из способов эксплуатации спортсменов и получения организаторами за их счёт значительных прибылей [25]. В этой связи в СССР и в других странах социалистического лагеря спорт высших достижений стал превращаться в «государственный профессионализм» как паллиатив профессиональному спорту.
Распад СССР и реформы 1990-х гг. нарушили механизм государственной поддержки спорта высших достижений, что привело к ослаблению его позиций на международной арене. Возникла насущная потребность в новых организационно-экономических механизмах функционирования как любительского, так и профессионального спорта, необходимость в кардинальных изменениях в механизме функционирования спортивной отрасли для ее адаптации к современным социально-экономическим условиям и обеспечения дальнейшего ее развития [26]. Процесс трансформации спортивной отрасли в России осуществлялся группами специальных интересов, что обусловило характер произошедших институциональных изменений и соответствующие им формы спортивного бизнеса. Значимость спорта для его субъектов стала определяться в первую очередь его развлекательной функцией и коммерческими интересами.