Файл: Программа слияния и поглощения финансово-кредитных институтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях усиливающейся международной конкуренции, компании всё чаще прибегают к слияниям или поглощениям, чтобы удержать свои позиции на рынке. Сделки подобного рода являются неотъемлемой частью развития любой фирмы. Однако при оценке возможных эффектов таких сделок или рисков их осуществления возникают затруднения.

Теоретическое исследование данного вопроса ведётся довольно долгое время. Однако не существует устоявшейся методики определения эффективности сделок по слияниям и поглощениям. На данном этапе развития экономической науки можно оценить результаты и объяснить их, однако точно предсказать их не представляется возможным.

Для нашей страны данный вопрос достаточно актуален, так как сделки по слияниям и поглощениям являются одной из форм привлечения инвестиций. Несмотря на то, что количество таких сделок в России невелико, необходимо изучение зарубежного опыта, для успешного осуществления подобных сделок в будущем.

Цель моей курсовой работы - определить показатели финансовой эффективности слияний и поглощений, оценить роль синергии в сделках по слияниям и поглощениям.

Исходя из данной цели, можно выделить основные задачи курсовой работы:

  • Раскрыть теоретические аспекты понятия слияний и поглощений;
  • Определить эффект синергии и способы его оценки;
  • Исследовать тенденции развития рынка слияний и поглощений;
  • Исследовать отечественный опыт проведения сделок на примере ПАО «Банк ВТБ24» и ОАО «Банк Москвы».

Основными методами при изучении данного вопроса и написании курсовой работы были использованы такие методы, как изучение научной и учебной литературы, анализ, обобщение и описание.

Для написания данной курсовой работы были использованы следующие литературные источники: тематическая литература и статьи зарубежных и российских авторов, а также электронные ресурсы, материалы учебной литературы, статистические данные и публикуемая финансовая отчётность.

Глава 1. Теоретические основы совершения сделок слияния и поглощения


1.1 Понятие слияния и поглощения и их значение в современных условиях

Для обозначения экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, применяется термин M&A (сокр. от англ. Mergers and Acquisitions) — «Слияния и поглощения».[1] Подход к идентификации процессов слияния и поглощения основывается на появлении в результате сделки новой компании, либо осуществлении процессов в рамках существующих форм. В этом случае можно соответственно рассмотреть два основных вида — слияние и поглощение.

Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).

Слияние форм — объединение, при котором слившиеся компании прекращают своё автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая компания берёт под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние распускаются.

Слияние активов — объединение с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. Это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией.

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путём приобретения более 30% уставного капитала (акций, долей, и т.п.) поглощаемой кампании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.[2]

Можно выделить следующие виды слияний и поглощений:

В зависимости от характера интеграции:

  • Горизонтальные слияния – происходит слияние двух и более кампаний, которые производят похожую продукцию в одной отрасли;
  • Вертикальные слияния – объединение двух и более кампаний, которые связаны с различными стадиями производства одного товара, при этом кампании, как правило, работают в разных отраслях;
  • Конгломератные слияния – слияния кампаний, которые работают в разных отраслях и выпускают разную ни коем образом не связанную друг с другом продукцию. В рамках конгломератных слияний можно выделить следующие подвиды: слияния с расширением продуктовой линии (объединение не конкурирующих продуктов с похожими каналами реализации и процессом производства либо взаимосвязанными между собой), слияния с расширением рынка (как правило, приобретение каналов реализации), чистые конгломератные слияния.

В зависимости от отношения менеджмента к сделке:

  • Дружественные слияния;
  • Враждебные слияния – слияния и поглощения вопреки желанию поглощающейся кампании.[3]

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности кампаний и ресурсов, которыми они располагают.

Исходя из стремления кампаний к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих кампании сливаться/поглощать, можно разделить на следующие группы:

1. Мотивы уменьшения оттока ресурсов (имеются в виду, прежде всего, денежные ресурсы, являющиеся издержками предприятия).

2. Мотивы увеличения/стабилизации притока ресурсов.

3. Нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы.

К первой группе мотивов, нацеленных на уменьшение издержек, нужно, прежде всего, отнести экономию масштаба. Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объёма производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счёт масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объём работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объёма позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы.

Также в первую группу следует отнести мотив повышения эффективности работы с поставщиками и мотив ликвидации дублирующих функций. Первый основан на том, что объединяясь, кампании приобретают дополнительный рычаг снижения закупочных цен. Это может быть достигнуто как путём увеличения совокупного объёма закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками, так и путём прямой угрозы смены поставщика. Второй же тесно связан с мотивом экономии на масштабах, так как повышением эффективности использования имеющихся ресурсов. Смысл заключается, прежде всего, в сокращении управляющего и обслуживающего персонала и расширении функций за счёт устранения дублирования функций различных работников и централизации ряда услуг.

В группе мотивов, нацеленной на увеличение поступлений, прежде всего, стоит обратить внимание на возможность доступа к информации. Информация как ресурс играет всё большую роль в деятельности кампаний. Приобретая кампанию, вместе с видимыми активами предприятие получает в своё распоряжение дополнительные знания о продуктах и рынке. Как правило, новая кампания привносит собой и наработанную сеть клиентов, которые связаны с ней личными отношениями. Внутрифирменные культуры могут как взаимообогатить друг друга, так и стать камнем преткновения в совместной деятельности. Поэтому так важны интеграционные мероприятия на всех стадиях слияния/поглощения.


Также сюда можно отнести мотив взаимодополняющих ресурсов. Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько кампаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Эти кампании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, чего ей не хватало, причём получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

И, наконец, к третьей группе мотивов, нейтральных по отношению к движению ресурсов, относятся мотив разницы в рыночной цене кампании и стоимости её замещения, а также личные мотивы менеджеров. Первый заключается в том, что зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой кампании-мишени значительно меньше стоимости замены её активов. Личные мотивы менеджеров, прежде всего, основываются на стремлении увеличить политический вес руководства кампании.[4]

Большинство вышеприведённых мотивов направлены на достижение так называемого синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение различных ресурсов двух или нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно кампаний. Целое при этом либо превосходит сумму частей, либо приобретает новое качество, не присущее ни одной из его составляющих.

1.2. Эффект синергии как результат слияния и поглощения компаний

В последнее время на мировом рынке наблюдается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов. Одним из способов укрупнения бизнеса являются слияния и поглощения. Основной целью интеграционных процессов является получение планируемого синергетического эффекта, который представляет собой разницу эффектов объединённого банка и суммы эффектов отдельно функционировавших банков. В международной практике наиболее часто приводимыми направлениями синергии в операциях по слиянию и поглощению являются экономия издержек за счёт увеличения объёма оказываемых услуг, а также экономия административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата и капиталовложений в новые проекты и технологии. Цели принятия подобных решений могут быть различны: сохранение компании в жёстких условиях конкуренции, увеличение оборотов и прибыли, с другой стороны – сохранение доли рынка, клиентской базы, избежание банкротства и ликвидации.


Так как данный процесс приобрёл столь масштабный характер, то представляет большой интерес всесторонне проанализировать данное явление, в том числе финансовое состояние присоединяемого или поглощаемого объекта, финансовый менеджмент, основные ошибки, повлёкшие неудачные сделки.

Главная цель слияния или поглощения одного субъекта бизнеса другим – создать условия для того, чтобы объединённый банк стал прибыльным, производящим конкурентоспособную продукцию, и обеспечить рост стоимости компании. Конечной целью интеграции должно стать быстрое становление нового сильного, конкурентоспособного банка, более эффективного, чем каждый из объединившихся банков до консолидации.

В результате слияния или поглощения увеличиваются активы банка, что позволяет расширить масштабы операции и мобильнее перераспределять имеющиеся средства. По мнению специалистов в области финансов, успех банковских структур главным образом зависит от расширения спектра предоставляемых ими услуг, что, несомненно, требует консолидации капитала.

Впервые Теория синергии была сформулирована в работе Бредли, Десаи и Ким в 1983 году. Суть теории синергии применительно к банковскому сектору состоит в том, что банки «А» и «В» пойдут на слияние только в том случае, если у банка «С», образовавшегося в результате их слияния, увеличится доход от деятельности, чистая прибыль, благосостояние акционеров, и увеличится стоимость его акций.

Согласно теории синергии банк, образовавшийся в результате слияния или поглощения, может использовать широкий спектр преимуществ, которые возникают вследствие объединения ресурсов сливающихся банков, а именно – экономии на масштабах, снижения административных, маркетинговых и прочих затрат за счёт централизации функций, расширения продуктового ряда, увеличения доли рынка, географической диверсификации своего бизнеса, повышения эффективности управления и прочих выгод.

Оценка результатов эмпирических исследований, посвящённых выявлению причин и мотивов объединения банков, приводят к выводу о том, что основным движущим мотивом большинства предпринимаемых на практике слияний и поглощений является эффект синергии, то есть увеличение стоимости (или дохода) банка в результате активизации операционной деятельности объединённого банка. В то же время следует иметь в виду, что имеется достаточное количество случаев слияний и поглощений, которые в конечном итоге не приводят к положительному результату, то есть не увеличивают стоимость банка после объединения. Это свидетельствует о высоких рисках, сопутствующих процессам банковских слияний и поглощений и требует тщательной предварительной подготовки намечаемых сделок по слиянию и поглощению.