Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй случай – это одно из направлений консалтинговой деятельности, при котором поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

Основная цель – это разработка стратегии привлечения средств извне, следовательно, задачи фандрайзинга – это подготовка проектов для донорских организаций, социальное партнерство с органами власти, развитие корпоративности, связей с общественностью.

Тем не менее, работа благотворителей с НКО может быть обоюдно выгодной, самый простой пример – это повышение престижа и деловой репутации организации-спонсора в глазах общественности. В связи с этим перспективы существования и активной жизнедеятельности российских некоммерческих организаций в настоящее время во многом зависят от степени изучения и овладения их лидерами и членами технологией сбора средств или фандрайзинга, то есть конкретными шагами (путями) или инструментами сбора средств и ресурсов в целом[5].

Согласно данным социологического исследования «Правовые инициативы некоммерческих организаций России» можно выделить 7 основных источников фандрайзинга (Рис. 2):

Рис. 2. Источники фандрайзинга

1. Члены совета. Все кампании фандрайзинга проистекают по инициативе совета организации, в связи с чем сами члены совета выступают спонсорами первой волны, своей инициативой стимулируя общую деятельность по фандрайзингу.

2. Физические лица. Представляет собой основный источник фандрайзинга в США. Большинство программ фандрайзинга получает 70-80% денег от физических лиц. Они являются наиболее щедрыми и покладистыми благотворителями. В отличие от предприятий, правительственных агентств и организаций, физические лица могут принимать решения мгновенно. В России данный уровень значительно ниже.

3. Предпринимательские структуры. Есть 3 типа целей, которые предприятия, участвующие в благотворительности, могут ставить перед собой:

– Безвозмездное пожертвование, которое для предприятия не несет какой-либо прямой и даже косвенной выгоды в форме PR. Таким образом, предприятие не рассчитывает на расширение рекламы через пожертвования. В подавляющем большинстве к таким предприятиям относятся крупные корпорации, для которых суммы вкладов на фоне общего бюджета являются незначительными.


– Вклад в благотворительность коррелируется с повышением имиджа предприятия в общественных кругах. Предприятие сосредотачивается на вкладе, направленном на повышение его имиджа, чтобы его образ в глазах общественности стал более ярким и известным. Поэтому чаще спонсируются мероприятия или программы, которые каким-то образом связаны с названием фирмы.

– Получение дохода от спонсорства – это скорее сделка, чем благотворительный дар. Как правило, некоммерческая организация продает, рекламирует и продвигает бизнес-продукты или услуги и получает взносы, вычитающиеся из дохода. Несмотря на реальную прибыль предприятия участника, данный вид фандрайзинга считается ненадежным, т. к. предприятие может выйти из бизнеса в любое время, ведь, несмотря на кажущуюся легкость организовать сбор средств бывает трудным делом для некоммерческих организаций.

4. Частные фонды. Являются важным источником средств, как от отдельных лиц, так и от семей. Они часто работают более свободно, чем фонд сообщества, откликаются более быстро. Некоторые следуют официальным инструкциям, а некоторые спонсируют на основе знакомства.

5. Фонды сообществ. Эти средства часто направлены на повышение качества жизни общества и совершают действия, которые распространяются из одного города в другой штат или страну. Как правило, они дают деньги некоммерческим организациям из прибыли, полученной от пожертвований. Иногда они получают проценты с пожертвований или вложений. Однако такой тип фанд-райзинга занимает много времени, поэтому на практике реализуется редко.

6. Правительство. Местное, государственное или федеральное самоуправление тоже жертвует деньги на некоммерческие организации. Федеральные пожертвования реализуются в рамках грантовой деятельности, которая предусматривает четкие цели и индикаторы их выполнения. Как показывает практика, чем ниже уровень, чем больше требуется времени и затрат для рассмотрения и принятия решений на выделение средств.

7. Другие формы:

– Членские взносы.

– Почести – это один из эффективных инструментов фандрайзинга. Доноры, которые дали определенное количество денег, становятся друзьями организации, а самые преданные сторонники – учредителями или благодетелями.

Не смотря на определенные трудности по внедрению фандрайзинга в практику российского предпринимательства, на лицо – существенные сдвиги, что является подтверждением формирования цивилизованного гражданского общества, одной из характеристик которого является конструктивное, эффективное и действенное сотрудничество трех секторов: государственного, коммерческого и общественного. Именно оно формирует социальное партнерство, основу которого составляют глубокое понимание важности решаемых социальных проблем, возможность взаимодополнения ресурсов и определенные интересы партнеров, их доверие друг к другу.


2. Анализ источников формирования и использования финансовых ресурсов в деятельности благотворительного детского фонда «Виктория»

2.1. Характеристика деятельности фонда

Благотворительный детский фонд «Виктория» создан семьёй Николая Александровича Цветкова 12 ноября 2004 года

С 2004 года Благотворительный детский фонд «Виктория» реализует собственные благотворительные программы в сфере защиты детства, работая по направлениям, связанным с профилактикой социального сиротства, семейным устройством детей-сирот, улучшением качества жизни и социализацией воспитанников детских домов. Фонд сотрудничает с органами государственной власти, представителями бизнес-сообщества, общественными организациями, известными экспертами в разработке социальных технологий и эффективных механизмов семейного устройства и оказания услуг детям.

Миссия Фонда: Сохранять, возвращать, создавать опору детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействовать проявлению родительской любви и заботы в семьях, физическому, духовному и интеллектуальному раз витию детей для обретения ими душевной гармонии, веры в жизнь и в себя.

В 2007 году была разработана и утверждена стратегия Фонда на 2007-2015 годы, в которой определены приоритетные направления деятельности Фонда. Основные результаты деятельности Благотворительного детского фонда «Виктория» приведены в Приложении 1.

С момента создания Фонд занимался улучшением социально-бытовых условий жизни детей-сирот: осуществлял ремонтные работы, оснащал детские и спортивные площадки, закупал необходимое оборудование и мебель, обеспечивал учреждения транспортом, обустраивал комнаты развития, социальные профессиональные мастерские и комнаты психологической разгрузки. Помощь оказывалась наиболее нуждающимся и отдалённым детским учреждениям. Общий объём финансирования 270,7 млн. рублей.


Кроме того, с 2004 года Фонд занимался комплексным развитием одарённых детей, проводил интеллектуальные олимпиады, направленные на выявление талантов детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлял программы по профессиональной ориентации и социальной адаптации старшеклассников, а также поддерживал выпускников детских домов – студентов. Общий объём финансирования 622,9 млн. рублей.

Начиная с 2005 года, Фонд проводил комплекс мероприятий по информированию населения о семейных формах устройства детей-сирот, а также занимался сопровождением приёмных семей из 29 регионов РФ, организовывая ежегодные выездные школы и семинары. В 2014 году в городе Вологде на средства Учредителя БДФ «Виктория» Николая Александровича Цветкова была построена Детская деревня «SOS», в которой на 1 января 2015 года в семейных условиях проживает 32 ребёнка. Общий объём финансирования 282 млн. рублей.

В 2006 году Фонд организовывал межрегиональные семинары по обучению специалистов центров и служб семейного устройства, занимался повышением профессиональных компетенций психологов и педагогов детских учреждений, обеспечивал их специальной литературой, оборудованием, диагностическим инструментарием и методическими материалами. Общее количество специалистов 2 380 человек.

В 2008 году Совет директоров Фонда принял решение о запуске благотворительной программы «Добровольцы», которая давала возможность людям, неравнодушным к судьбе детей-сирот, реализовать себя в качестве их добровольных помощников и наставников. Фонд организовывал и проводил комплексные мероприятия по подготовке и повышению компетенций добровольцев, консультировал добровольцев и координаторов добровольческой деятельности, обеспечивал методическими материалами корпоративное и молодежное добровольчество. Общий объём финансирования 33,6 млн. рублей.

За 10 лет работы Фонд получил 7 государственных наград и знаков общественного признания. В адрес Фонда также поступило около 500 отзывов и благодарностей от благополучателей и партнёров. В 2009 - 2010 годы Благотворительный детский фонд «Виктория» дважды становился победителем конкурса «Национальная общественная награда в области добровольчества» в номинации «Добровольчество в некоммерческих неправительственных органи- зациях (НКО)». В 2014 г. Благотворительный детский фонд «Виктория» был награждён в трёх номинациях VI Всероссийского конкурса годовых отчётов некоммерческих организаций «Точка отсчёта»

С 2014 года приоритетным направлением Фонда стала профилактика социального сиротства. В рамках программы Фонд осуществляет психолого-педагогическую, социальную и юридическую поддержку семей в трудной жизненной ситуации, проводит развивающие занятия для детей, решает насущные бытовые и материальные проблемы семей. Фонд привлекает добровольцев из компаний Конгломерата, а также делится накопленным опытом с представителями некоммерческих организаций из 11 регионов РФ. Передача опыта осуществляется при поддержке Министерства экономического развития РФ. Общий объём финансирования 39,7 млн. рублей.


С 2014 года Фонд занимается подготовкой приёмных родителей, а также готовит детей из детских учреждений к проживанию в семье, сопровождает приёмные семьи и занимается профилактикой возвратов детей в приёмных семьях. С 2014 года Фонд стал уполномоченной организацией Департамента социальной защиты населения города Москвы по подготовке кандидатов в приёмные родители, на базе Фонда была открыта «Школа принимающих семей «Арбат», по окончании которой кандидаты получают Свидетельство, необходимое для предоставления в органы опеки. Кроме очных занятий для родителей были подготовлены циклы видео-лекций. Всего состоялось 8 выпусков школ, в семьи было взято 37 детей. Общий объём финансирования 51,4 млн. рублей.

С 2014 года в Фонде разработано 4 пилотных дистанционных курса по профилактике сиротства и семейным формам устройства. В пилотном проекте участвовали специалисты органов опеки и попечительства города Калининграда, Калининградской и Московской областей. В настоящее время на основе полученных от слушателей отзывов и рекомендаций экспертов Фонд ведет работу по дальнейшему внедрению и усовершенствованию дистанционного обучения. Общее количество специалистов 100 человек.

На базе Фонда создана психологическая служба, в которую вошли компетентные психологи, специалисты по детско- родительским отношениям и семейной психологии. Групповые и индивидуальные тренинги для детей и родителей, постоянные консультации и персональный подход дают очень хороший результат в работе как с семьей группы риска, так и с приёмной семьей. Психологи Фонда не только оказывают поддержку благополучателям, но и разрабатывают инструментарий, позволяющий определить первые признаки кризиса в семье. Особое внимание в Службе уделяется тонкой и сложной теме – теме чувств. В декабре 2016 года был снят первый учебный фильм «Осторожно! Чувства…», рассказывающий о скрытых переживаниях и душевных травмах детей. Фильм позволяет увидеть то, что скрыто от приёмных родителей: переживания горя и потери родной семьи.

В рамках совместной благотворительной программы с Банком УРАЛСИБ «Достойный дом детям» Фонд создаёт социальные квартиры в детских учреждениях. Эта деятельность была направлена на социализацию будущих выпускников детских домов и их подготовку к самостоятельной жизни. Социальные квартиры помогают ребятам получить необходимые бытовые навыки, так как там они живут самостоятельно, в условиях приближенных к домашним. В 2014-2016 годах было создано 9 социальных квартир в детских домах 4 регионов России. Особенно активно эта работа велась в 2015 году.