Файл: Человеческий фактор в управлении организации (Роли человеческих ресурсов и человеческого фактора).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы человеческого фактора в управлении организации
1.1 Роли человеческих ресурсов и человеческого фактора
1.2 Преимущества стратегического управления человеческими ресурсами
Глава 2. Практический анализ человеческого фактора в управлении организации ООО «Соланж»
2.1 Краткая характеристика ООО «Соланж»
2.2 Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Соланж»
Глава 3. Улучшения процесса управления человеческими ресурсами в ООО «Соланж»
Рисунок 5 – Соотношение численности категорий персонала ООО «Соланж», чел.
Доля АУП в общей численности повышается из года в год, в в 2016г. она составила 35% от общей численности персонала.
Произведем расчет эффективности управления, используя
коэффициент численности управленческих работников (ЭУ Кч):
(ЭУ Кч)= Чу/ Ч, (1)
где Чу – численность работников аппарата управления;
Ч – общая численность работников организации.
ЭУ Кч 2014 = 12:42=0,29
ЭУ Кч 2015= 14:41=0,34
ЭУ Кч 2016 = 14:40=0,35
Из расчетов видно, что эффективность управления снижается из года в год, так как чем выше показатель ЭУ, тем ниже эффективность. Так в 2016 г. ЭУ снизилась на 6% по отношению к 2014г., и как отмечалось выше АУП составляет 35% персонала ООО «Соланж», что является негативной тенденцией, так как основной доход организации приносит ТОП.
Одновременно с расчетом количественной потребности проводится определением качественной потребности в специалистах по управлению персоналом в них, т.е. потребности в работниках определенных профессий, специальностей, квалификации, обладающих определенным уровнем знаний [21].
Качественный состав персонала СУП должен соответствовать современным требованиям, определяемым качественными характеристиками и картами компетенции определенной должности.
Для оценки качественного состава управленческого ООО «Соланж» были составлены карты компетенции для данной категории работников (рисунок 6).
Рисунок 6 - Диаграмма компетенции управленческого персонала ООО «Соланж»,%
Как показали результаты оценки, в ООО «Соланж» наметилась тенденция усиления требований к уровню и профилю образования управленческого персонала, о чем свидетельствует рост доли управленцев, чье образование соответствует занимаемой должности с 60,3% в 2014г. до 67,7% в 2016г. Вместе с тем на руководящих должностях занято 19,2% сотрудников, не имеющих высшего профессионального образования. Кроме того заместитель директора по персоналу ООО «Соланж» имеет высшее техническое образование. Следовательно, качественный состав подсистемы кадрового обеспечения СУП не соответствует нормативным требованиям и руководителю ООО «Соланж» следует направить усилия на обучение, повышение квалификации и переобучение управленческого персонала организации.
Глава 3. Улучшения процесса управления человеческими ресурсами в ООО «Соланж»
В качестве метода для разрешения выше перечисленных проблем СУП ООО «Соланж» был использован экспертный метод принятия и обоснования решений.
В целом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- функциональная подсистема СУП предприятия имеет слаборазвитую структуру и представлена службой персонала, состоящей из одного отдела;
- большинство кадровых вопросов решается на уровне подсистемы линейного руководства;
- количественный состав управленческого персонала ООО «Соланж» превышает нормы численности: его доля составляет 35% от общей численности персонала;
- качественные характеристики управленцев не соответствуют современным требованиям (8,5% управленческого персонала не имеют высшего образования, у 14,5% образование не соответствует занимаемой должности, так зам. директора по персоналу имеет высшее техническое образование);
- в организации, имеющей разветвленную сеть АГЗС не применяются современные информационные системы и блоки управления персоналом.
- имеются проблемы в техническом обеспечении СУП (недостаточно принтеров, устаревшие компьютеры).
При этом в качестве экспертов выступал персонал ООО «Соланж». Работники в составе 28 человек получили список проблем и предлагали методы их решения. После этого список всех предложений компилировался и предоставлялся всем экспертам для ранжирования в порядке степени их значимости и выполняемости в ООО «Соланж» (метод простого ранжирования). Каждый эксперт также предоставлял комментарии ко всем решениям.
В таблице 4 представлены обработанные результаты работы экспертов.
Таблица 4 - Предложенные решения по результатам ранжирования проблем СУП ООО «Соланж»
Проблема |
Предложенные решения |
Ранг |
1.Количественный состав управленческого персонала превышает нормы численности |
1.1Сокращение численности управленческого персонала |
3 |
1.2 Расширение деятельности организации и наем ТОП |
1 |
|
2.Качественные характеристики управленцев не соответствуют современным требованиям |
|
3 |
2.1 Обучение и переобучение управленческого персонала |
1 |
|
3. Устаревшие методы ведения учета персонала |
6.1. Внедрение современной информационной СУП |
3 |
6.2.Обучение работников службы персонала |
1 |
Таким образам, таблица демонстрирует, что в предложениях экспертов по решению проблем СУП лидирует мнение о сокращение численности управленческого персонала, затем следуют:
- улучшение организации работы с имеющимися принтерами; - перенос режима работы в сети Интернет на утренние часы (время низкой загрузки сети);
- внедрение современной информационной СУП;
- перераспределение времени выполнения работ на компьютерах.
Поэтому с учетом мнений экспертов на наш взгляд в ООО «Соланж» целесообразно использовать в системе кадрового менеджмента современные программные продукты, позволяющие оптимизировать трудозатраты службы управления персоналом и провести сокращение АУП.
Заключение
В ходе написания данной курсовой работы мы пришли к следующим выводам:
Одним из основных факторов, определяющим успех предприятия в долгосрочной перспективе является эффективно построенная система управления человеческими ресурсами. Комплексная система человеческого фактора включает три направления — подсистемы управления персоналом: экономическая, социальная и организационная. Функционирование каждой из систем осуществляется в рамках целевой, обеспечивающей, адаптирующей и функциональной подсистем.
Система управления человеческими ресурсами – это система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. Функционирование системы управления персоналом осуществляется с помощью обеспечивающих подсистем СУП: кадрового обеспечения; нормативно-методического; технического; информационного; документационного; правового обеспечения.
Исследование человеческого фактора в управлении организацией было проведено на базе ООО «Соланж». Анализ деятельности организации показал, что в 2016 г. наблюдается снижение выручки от продажи на 0,7% по отношению к 2014 г. и на 4% по отношению к 2015г. Снижение объемов выручки от продаж произошло в силу расторжения договоров на обслуживание моторным топливом парка автомобилей ООО «Кавказ», СПХ «Колос». Рост суммы прочих доходов, снижение величины себестоимости на 2% и прочих расходов привели к росту показателя чистой прибыли в 2015 г. на 113,5% и в 2016г. на 86,3% по отношению к 2014 г. Но в 2016 г. по отношению к 2015 г наблюдается снижение величины чистой прибыли на 12,7 % за счет указанного выше сокращения в отчетный период показателя прочих доходов.
В 2016 году наблюдается уменьшение общей численности персонала на 2 человека по сравнению с 2014 годом за счет сокращения четырех кассиров АГЗС и увеличения численности специалистов на 2 человека.
Доминирующим полом на предприятии является мужской, основную категорию работников составляет персонал 30-40 лет – 68%, персонал до 30 лет составляет 26%, более половины трудового коллектива - 53% работников имеют опыт работы свыше 3 лет.
Основную долю сотрудников предприятия в 2016 г. составляют работники со средним специальным образованием - 46,6%, не смотря на ежегодное незначительное увеличение доли сотрудников с высшим образованием, общий уровень образования работников ООО «Соланж» остается недостаточно высоким.
Специфика производственной деятельности организации требует дополнительного профессионального обучения работников, так, все вновь принятые операторы ООО «Соланж» для получения допуска к работе получают образование в Учебном комбинате г. Краснодара, так в 2016 году общее количество обученного и повысившего квалификацию персонала, возросло на 6,1% и составило 27, 6% от общей численности. Наибольший удельный вес обученных составили операторы, прошедшие профессиональное обучение и повысившие рабочую квалификацию.
В целом, по результатам исследования СУП ООО «Соланж» можно сделать следующие выводы:
- функциональная подсистема СУП предприятия имеет слаборазвитую структуру и представлена службой персонала, состоящей из одного отдела;
- большинство кадровых вопросов решается на уровне подсистемы линейного руководства;
- количественный состав управленческого персонала ООО «Соланж» превышает нормы численности: его доля составляет 35% от общей численности персонала;
- качественные характеристики управленцев не соответствуют современным требованиям (8,5% управленческого персонала не имеют высшего образования, у 14,5% образование не соответствует занимаемой должности, так зам. директора по персоналу имеет высшее техническое образование);
- в организации, имеющей разветвленную сеть АГЗС не применяются современные информационные системы и блоки управления персоналом, такие как «Босс–Кадровик», имеющий возможность интеграции в зарубежные информационные системы типа «Oracle» или «Axapta».
- имеются проблемы в техническом обеспечении СУП (недостаточно принтеров, устаревшие компьютеры).
В качестве метода для разрешения выше перечисленных проблем СУП ООО «Соланж» был использован экспертный метод принятия и обоснования решений в предложениях экспертов по решению проблем СУП лидирует мнение о сокращение численности управленческого персонала, затем следуют: улучшение организации работы с имеющимися принтерами; перенос режима работы в сети Интернет на утренние часы (время низкой загрузки сети); внедрение современной информационной СУП; перераспределение времени выполнения работ на компьютерах.