Файл: Расчет себестоимости услуг организации индустрии гостеприимства».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ себестоимости гостиничных услуг
1.1 Себестоимость гостиничных услуг и её структура
1.2 Объекты, цели и задачи анализа себестоимости услуг
1.3 Пути снижения себестоимости гостиничных услуг
2.1 Организационно-экономическая характеристика гостиницы "Спутник"
2.2 Анализ элементов себестоимости гостиничных услуг и пути их снижения
Введение
Гостиница - коллективное средство размещения, состоящее из определённого количества номеров имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправка постелей, уборка номера и санузла) и сгруппированная в классы в соответствие с предоставляемыми услугами и оборудованию номеров.
Индустрия гостеприимства развивается с каждым годом все больше и больше. Например, в Москве властями города увеличить количество гостиниц втрое до 2011 года, а далее ещё больше. Разрабатывают много новых план и схем, появляется все больше частных гостиницы. Гостиничный бизнес развивается высокими темпами, а значит вместе с ним и сама инфраструктура гостиниц. Сегодня Москва очень популярна среди туристов судя по данным, что во многих отелях нашего города загрузка отелей практически 100 %.
Самая главная задача для предприятий гостиничного бизнеса- это предоставить максимум удобств своим гостям, и именно на эту цель направлена работа всех служб гостиницы. Но чтобы работа отеля продолжалась круглосуточно и без сбоев, необходимы существенные и постоянные затраты.
Анализ затрат, а также снижения себестоимости (если сохраняется качество предоставляемых услуг по проживанию в гостинице) даёт возможность снизить цены на услуги, что при других таких же условиях позволяет гостинице сохранить или даже укрепить свои позиции на рынке.
3
Приоритетным направление в детальности финансовой службы гостиницы является анализ себестоимости услуг, чтобы сделать её (себестоимость) оптимальной, повышение конкурентоспособности услуг проживания и в итоге получение прибыли, а также обеспечение устойчивого финансового состояния. Управление затратами и их анализ - неотъемлемая часть краткосрочной политики гостиницы.
Именно из-за этих факторов, которые были перечислены выше, и актуален вопрос анализа себестоимости гостиничных услуг.
Особенность гостиниц является то, что процесс производства реализуется в виде предоставления определённой гостиничной услуги. Соответственно, чтобы осуществить такую услугу у организации должны быть основные и оборотные средства.
Однако производство, а также и реализация услуги не зависят от времени - должна быть постоянная готовность оказать услугу, также, нельзя забывать и о сезонности, которая оказывает достаточно большое влияние на гостиничное хозяйство. Так как спрос на гостиничные услуги может быть неравномерен, руководством гостиницы должны быть предусмотрены резервы основных и оборотных средств.
Особенностью гостиничных услуг является и то, что они не нуждаются при реализации в посредниках и в создании или в помощи специальных сбытовых структур.
4
Но в современной экономической литературе приводятся, в общем, только общие методики анализа себестоимости. В данной работе я постараюсь рассмотреть именно особенности анализа себестоимости услуг на предприятии сферы гостеприимства.
В данной курсовой работе рассмотрен вопрос анализа себестоимости гостиничных услуг. Себестоимость рассматривается как с теоретической точки зрения, т.е. как ее описывают в научной литературе, статьях и т.д. Так с практической, т.е. проводится анализ себестоимости гостиничных услуг на конкретном примере гостиницы "Спутник". А также приводятся примеры того, как себестоимость можно снизить в конкретном случае.
Задачами моей курсовой работы является: Себестоимость гостиничных услуг и её структура; Анализ элементов себестоимости гостиничных услуг и пути их снижения; Пути снижения себестоимости гостиничных услуг.
Целью моей курсовой работы является достижение наилучших результатов при наименьших затратах, то есть с максимальной экономией труда, денег и материальных ресурсов.
Предмет моей работы- Анализ себестоимости гостиничных услуг. Объектом данной работы является гостиница "Спутник".
5
Глава 1. Анализ себестоимости гостиничных услуг
Я думаю, что прежде чем начать рассматривать подпункты данной главы следует дать определение понятия анализ, чтобы дальше не возникло каких-либо проблем с пониманием или непониманием данного термина. И так, сам термин "анализ" ведёт своё происхождение из греческого языка, где слово "analysis" означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления.
А так как курсовая работа пишется по предмету "экономика гостиничного предприятия", то нужно дать так же понятия экономического анализа. себестоимость услуга гостиничная гостеприимство
Экономический анализ (иначе анализ хозяйственной деятельности) - играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.
1.1 Себестоимость гостиничных услуг и её структура
Себестоимость услуг (работ, продукции) это - 1. стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и
6
реализацию. 2. один из важнейших экономических показателей деятельности гостиницы, выражающий в денежной форме все затраты, связанные с оказанием услуг.
Себестоимость показывает, во что обходятся гостинице оказываемые ею услуги.
Себестоимость включает:
· затраты прошлого труда, которые перенесены на услуги (например, стоимость материалов, топлива и др. материальных ресурсов);
· расходы на оплату труда работников гостиницы (заработная плата).
Себестоимость услуг - это качественный показатель, который характеризует производственно-хозяйственную деятельность гостиницы.
В отличие от организаций торговли и общественного питания гостиницы формируют напрямую себестоимость своих услуг.
Так как себестоимость является обобщающим экономическим показателем, то в ней отражаются все стороны деятельности гостиницы, которые только в ней есть:
7
· степень технического оснащения гостиницы;
· уровень организации производства и труда;
· степень использования номерного фонда;
· экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и др. условия, и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
Затраты характеризуют в деньгах объем ресурсов за определённый период, которые были использованы в гостинице, а дальше трансформируются в себестоимость услуг. Представления о затратах гостиницы основываются на трёх важных положениях:
1. Затраты определяются тем, какие ресурсы были использованы и показывают, сколько и каких ресурсов израсходовано при оказании услуг за какой-то период.
2. Объем использованных ресурсов можно представить в деньгах и натуральных единицах, в экономических расчётах используют денежное выражение затрат.
3. Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, то есть объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям оказания услуг в целом по гостинице или по её
8
производственным подразделениям.
Состав затрат для гостиниц определён в Методике планирования, учёта и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства
Объект калькулирования - это продукт производства какого-либо предприятия, его подразделений, этапов технологии, стадий, то есть продукция разной стeпени готовности. Одно койко-место - это и есть объект калькулирования в гостинице.
Чтобы проанализировать себестоимость нужно применять классификацию затрат, которая обоснована экономически. Выделяют затраты:
По экономической роли в процессе производства:
· основные;
· накладные.
По составу:
· одноэлементные;
9
· комплексные.
По способу включения в себестоимость продукции:
· прямые;
· косвенные.
По отношению к объёму услуг:
· условно-переменные;
· условно-постоянные.
По периодичности возникновения:
· текущие;
· единовременные.
По участию в процессе оказания услуг:
10
· производственные;
· коммерческие.
По эффективности:
· производительные;
· непроизводительные.
По характеру налогообложения:
· нормируемые;
· ненормируемые.
Затраты гостиниц на оказание услуг складываются из таких элементов:
· материальные затраты;
· затраты на оплату труда;
11
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных фондов;
· прочие затраты (например, командировочные) Котляров С.А. Управление затратами. Санкт - Петербург: ПИТЕР, 2002. с. 15..
Однако выше приведённая классификация не даёт возможность исчислить себестоимость отдельных видов услуг, узнать объем затрат конкретных подразделений на предприятии. В более общем виде она выглядит так:
· материалы;
· топливо;
· продукты питания;
· электроэнергия;
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
12
· амортизация;
· ремонтный фонд;
· ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату всех видов ремонтов;
· содержание и обслуживание внутридомовых сетей;
· проведение аварийно-восстановительных работ;
· покупная продукция;
· прочие прямые затраты, в том числе: отчисления на оплату работ службы Заказчика;
· цеховые расходы;
· общеэксплуатационные расходы;
· внеэксплуатационные расходы.
Анализ играет важную роль в обеспечении оптимального уровня затрат, и, таким образом больше прибыли и повышению конкурентоспособности отеля. Тем не менее, в последние годы, анализу хозяйственной деятельности не
13
уделялось достаточно должного внимания, потому что не было никакой объективной необходимости. Формирование рыночных отношений требует совершенствования методов анализа с учётом особенностей перехода к рыночной экономике и международного опыта. Поэтому нужно рассмотреть пользователей, цели, задачи и источники анализа себестоимости услуг.
1.2 Объекты, цели и задачи анализа себестоимости услуг
Цель анализа себестоимости - достижение наилучших результатов при наименьших затратах, то есть с максимальной экономией труда, денег и материальных ресурсов.
Частные цели анализа - узнать тенденций в изменении этого показателя, определение как влияют факторы на его рост, изучить структуру и динамику затрат по экономическим элементам, калькуляционным статьям, некоторым видам услуг учитывая изменения в процессе производства, а также найти резервы как сократить себестоимость.
Конечная цель анализа себестоимости- определить возможные пути снижения себестоимости услуг.
Объекты анализа себестоимости услуг по проживанию в гостинице:
· полная себестоимость услуг по проживанию в целом и по элементам затрат;
14
· затраты на 1 рубль объёма оказанных услуг;
· себестоимость каждого отдельного вида услуг;
· отдельные элементы и статьи затрат.
Задачи анализа затрат:
· оценить динамику и выполнение плана по важнейшим показателям себестоимости;
· определить факторы, которые повлияли на динамику показателей и выполнение плана по ним, плюс определить суммы и причины отклонения фактических затрат от плановых;
· оперативно воздействовать на формирование показателей себестоимости;
· выявлять и мобилизовать резервы как дальше снижать себестоимости услуг.
1.3 Пути снижения себестоимости гостиничных услуг
Экстенсивный способ - сокращение затрат до минимума, ликвидация обособленных подразделений и т. д.;
15
Интенсивный способ - заменять оборудование гостиницы на более новое, изменять технологии оказания услуг на более продуктивные и т. д.
В экономической литературе выделяют множество факторов и резервов снижения затрат (элементы регулирования).