Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и виды договоров о передачи авторских прав
1.1 Понятие, предмет и виды договоров по передаче авторских прав
1.2 Субъекты авторского договора
Глава 2 Содержание и прекращение договора о передаче авторских прав
2.1 Содержание авторского договора
Данный вопрос ни раз обсуждался многими авторами научной литературы, которые говорили о том, что субъектом договора авторского заказа не может быть назван автор, как лицо, которому принадлежит право на произведение, так как на момент заключения договора отсутствует гарантия выполнения своих обязательств стороны по договору и факт создания самого произведения.
В данном смысле, позиция автора А.В. Аверьянова является наиболее справедливой и верной. Автор отмечает, что объектом авторского права являются не отношения, возникающие в сфере создания произведения, а отношения, которые возникают уже при использовании созданного автором произведения.
Таким образом, сущность отношений, возникающих при заключении договора авторского заказа, характеризуется как организационная, то есть отношения формируются до создания самого произведения как объекта авторского права.
Данное положение также раскрывается в определении самого понятия авторского права, под которым, в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведения. В субъективном смысле авторское право выступает как совокупность имущественных и неимущественных прав лиц, создавших произведение.
Сущность отношений, возникающих в сфере авторского договора и договора авторского заказа, имеет различную правовую природу, которая зависит от характера приобретаемых субъектом прав.
Так, лицо, которое создало своим творческим трудом произведение наделено изначально абсолютными имущественными правами, а лицо, которое находится в процессе создания произведения, выступает субъектом относительных имущественных прав. Автор приобретает относительные имущественные права, уже выступая субъектом договорных правоотношений, возникающих при использования созданного им произведения, а сторона по договору авторского заказа приобретает абсолютные правоотношения только после выполнения своих обязательств по договору, то есть создания произведения.
Ввиду того, что положения статьи 1257 ГК РФ, которые определяют автора произведения науки, литературы или искусства как гражданина, творческим трудом которого созданы данные произведения, являются по своей сути исчерпывающими. Это, в свою очередь, исключает неопределенность и дискуссионность вопроса законодателя о субъектах первоначального авторского права. Однако, в зарубежном законодательстве существует несколько иная позиция законодателя по этому поводу. Ее представители науки считают, что наделение юридическим лицом первоначальным абсолютным авторским правом не имеет на то оснований, так как творчество как исключительный титул авторского права может принадлежать первоначально только человеку, но не юридическому лицу.
Но если посмотреть на позицию зарубежных авторов с другой стороны, а именно со стороны тех организаций, чьим уставным видом деятельности выступает «выпуск духовной, идеологической “продукции”, то данное утверждение является совершенно верным. Так, данные организации обладают специфическим субъективным правом, так называемое «фирменное» право. «Фирменное» право защищает права юридического лица при передаче произведений для использования за границей, при экспорте кинофильмов и совместной их постановке с зарубежными организациями и фирмами, при международном обмене радио- и телевизионными программами, при заключении издательских договоров с иностранными издательствами и т. п.
В случае когда стороной договора выступает юридическое лицо, возникает вопрос о принадлежности того или иного договора к авторским договорам [5, с. 384].
Итак, рассмотрим далее работу автора Л.Ю. Грудцыной, в которой показана тенденция развития и формирования различных точек зрения законодателя относительно принадлежности авторских прав юридическому лицу.
До принятия Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5315-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон об авторском праве), ст. 484, 485, 486 ГК РФ определяли, что авторские права на периодические издания, кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телепередачи признавались принадлежащими юридическим лицам с момента создания таких произведений.
Закон об авторском праве наделяет юридическое лицо исключительными авторскими правами по следующим основаниям:
- создание служебного произведения по заданию работодателя;
- создание аудиовизуального произведения его изготовителем;
- наследование исключительных авторских прав по завещанию;
-передача исключительных прав юридическому лицу по авторскому договору.
В настоящее время действующее законодательство в некоторых своих положениях одновременно использует понятия «автор» и «иной правообладатель», тем самым, исключая вопрос о толковании понятия «автор».
Так, например, положения статей 1285, 1286 ГК РФ сторону договора определяют как «автор или иной правообладатель», тогда как в договоре авторского заказа стороной выступает исключительно автор.
В науке авторского права существует различные мнения относительно наделения юридического лица исключительным авторским правом.
Так, одни из авторов придерживаются следующей точки зрения по данному вопросу, что договоры одной из сторон которых выступает юридическое лицо, как обладатель права на передаваемое произведение, не является по своей сути авторскими.
Другие авторы, такие, например, как М.И. Никитина утверждает, что передача прав и обязанностей одной организации другой по договору не может квалифицироваться как заключение авторского договора. М.И. Никитина основывает свою позицию на том, что юридическое лицо, которое заключило договор с автором, по сути, освобождается от всех обязанностей по отношению к автору и не приобретает никаких прав по заключенному договору.
Автор Н. В. Макагонова, напротив, определяет юридическое лицо как субъект авторского договора, который является обладателем авторских прав по договору [8, с. 395].
У Т.М. Рассоловой иное мнение по этому поводу. Она считает, что авторские договоры – это договоры, заключенные между автором произведения и пользователями произведения. Однако, как отмечает автор, в действующем законодательстве не существует запрета в отношении юридических лиц на право заключать авторские договоры.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что в литературе существует различные теории относительно определения возможности юридического лица быть правообладателем авторских прав, каждая теория отражает свой индивидуальный подход решения данного вопроса.
Представители теории передачи считают, что к авторским договорам относятся договора, в которых обладателем авторских прав является юридическое лицо. Теория передачи идентифицирует авторские договора в соответствии с предметом договора. Также представители данной теории отмечают, что некоммерческая цель как один из признаков авторского договора не является абсолютным, так как юридическое лицо, равно как и физическое при заключении договора преследует во многих случаях цель – извлечение прибыли.
Представители теории разрешения, напротив, отрицали право юридического лица на заключение авторского договора. Исключение составляли, как считали ее представители, лишь договоры, предназначением которых было дальнейшее распространение произведения в обществе путем передачи его другим организациям для использования строго определенным способом.
Что касается законодательства зарубежных стран, там вопрос о правообладателях на произведение, созданное по авторскому договору, решается следующим образом.
Согласно Закону от 1965 г., в Германии авторским правом на созданное по договору произведение законодатель наделяет как физических, так и юридических лиц.
Во Франции существует Кодекс об интеллектуальной собственности от 1997 г., согласно которому личные неимущественные права автора являются исключительными и непередаваемыми. В то же время законодательством предусмотрены случаи, когда в договоре трудового найма может содержаться условие о переуступки автором работодателю имущественных прав на свое произведение.
В США несколько иначе решается вопрос об авторском праве. Законодательство США указывает на то, что у законного обладателя авторского права нет обязанности упоминать имя автора, за исключением тех случаев, когда это условие прямо оговорено в договоре.
В области исследовании вопроса об авторском праве возникает неоднозначная ситуация при определении правообладателя на произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания. В данном случае, произведение является как результатом деятельности сотрудника его создавшего, так и юридического лица по чьему распоряжению оно было создано. То есть здесь авторское право переплетается со сферой трудовых отношений.
По данному поводу существует две совершенно противоположные позиции законодателя.
Так, законодатель США считает, что автором произведений, созданных по найму, является наймодатель или иное лицо, по заказу которого оно было создано, за исключением тех случаев, когда стороны договорились об ином. В случае, когда наймодателю принадлежат все права на произведение, то он вправе даже не указывать имя автора при его использовании.
Российское законодательство придерживается совершенно иной точки зрения. В российском авторском праве право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания принадлежит исключительно работнику, то есть тому лицу кто создал произведение, независимо от объективных причин его возникновения.
В связи с этим, при заключении международных контрактов необходимо быть предельно внимательным и учитывать позицию иностранного государства в решении данного вопроса; помня о том, что к иностранным граждан применяются положения законодательства той страны, на территории которой он осуществляет свою деятельность.
Прежде чем, заключить авторский договор необходимо четко определить предмет договора и условие о переходе права собственности на создаваемое произведение, чтоб исключить конфликтные ситуации относительно признания авторского права[15, с. 774].
Таким образом, изучив различные позиции в сфере решения вопроса о субъекте авторского права, следует отметить, что более целесообразным является наделение авторским правом на созданное произведение лица, чьим творческим трудом оно явилось независимо от условий его создания. Думается, что именно этот подход в решении вопроса об авторском праве исключит многие противоречия в законодательной сфере, а также предотвратит различные конфликтные ситуации относительно права собственности и нарушения авторского права.
Что касается юридического лица как правообладателя, то его право на произведение должно быть непосредственно закреплено условиями авторского договора.
Глава 2 Содержание и прекращение договора о передаче авторских прав
Авторский договор в юридической литературе определен как гражданско-правовой договор на передачу имущественных прав автора. То есть посредством заключения договора, автор произведения дает свое согласие на использование созданного им произведения другими лицами в соответствии с условиями договор и действующего законодательства.
Авторские договоры, в свою очередь, подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и на договоры о передаче неисключительных прав. Также существуют договор об использовании уже созданного произведения и договор заказа, согласно которому автор обязуется создать произведение по заказу другого лица и в определенный срок.
2.1 Содержание авторского договора
1. В соответствии с законом, авторский договор должен содержать (предусматривать) следующие обязательные положения:
способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
срок и территорию, на которые распространяется право;
размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.
А) проблема выдачи безвозмездного авторского экземпляра.
В.П.Мозолин указывает, что практика выдачи безвозмездно авторского экземпляра пришла к нам из старого (советского) законодательства, но в настоящее время эта практика не согласуется с действующими нормам Налогового кодекса РФ, нужно искать другие законные пути.
Заключать трудовой договор с преподавателем вуза обязательно нужно и это устанавливается нормами Трудового кодекса (ст.ст. 56, 57 ТК РФ). Обязанность заключения трудового договора возлагается на работодателя. Для того чтобы созданное произведение считалось служебным необходимо в трудовом договоре прописать, что создание учебных пособий входит в трудовые функции работника (преподавателя). К тому же при создании (написании) конкретного учебника или учебного пособия необходимо ознакомить работника (преподавателя) под роспись с трудовым заданием, планом - проспектом или с другим локальным нормативным актом, где будет отражено: название произведения, объем, срок сдачи рукописи и др. необходимые условия. Несоблюдение письменной формы ознакомления с трудовым заданием работника (преподавателя), в будущем, может повлечь неблагоприятные последствия для работодателя при использовании произведения.