Файл: международная валютная система и тенденции ёё развития.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты международной валютной системы
Глава 2. Валютный курс как элемент международной валютной системы
2.1. Понятие и сущность валютного курса
2.2. Методы регулирования валютного курса
Глава 3. Современное состояние международной валютной системы и пути его улучшения
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.
Официальные интервенции могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.
Для того чтобы государство, проводя валютные интервенции, добилось желаемого результата в долгосрочной перспективе необходимо[29]:
- Обеспечение ЦБ необходимым количеством резервов для проведения валютных интервенций;
- Центральному банку проводить такую политику, которая бы вызывало доверие у участников рынка;
- Изменение таких финансово-экономических показателей, как темп экономического роста, уровень инфляции и т.д.
Вторым методом регулирования валютного курса выступает дисконтная политика. Суть данного метода заключается в маневрировании ключевой ставкой Центрального Банка. Повышение ставок влечет сокращение выдачи кредитов Центральным Банком коммерческим и тем самым уменьшает денежную массу страны. Это, в свою очередь, стимулирует приток зарубежного капитала и улучшает платежный баланс. Кроме того, дисконтная политика ЦБ влияет на уровень инфляции и общий инвестиционный спрос.
И, наконец, третьим инструментом является протекционизм. Эти меры связаны с защитой национальной экономики, в том числе и национальной валюты. К протекционистским мерам, в первую очередь, относятся валютные ограничения. Под валютным ограничением понимается запрещение каких-либо операций резидентам и нерезидентам страны с валютой.
Валютные ограничения бывают двух видов:
- Валютная блокада;
- Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты.
Валютная блокада – одна из наиболее жестких мер валютных ограничений, подразумевающая под собой запрет на хождение иностранной валюты в государстве, устанавливающем блокаду. Зачастую, установление валютной блокады осуществляется с целью побуждения одного государства выполнять те или иные требования другого.
Таким образом, для повышения устойчивости национальной валюты на мировом рынке, многие государства используют меры регулирования валютного курса. Такие инструменты применяются для поддержания на стабильном уровне курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Центральные банки и Минфины проводят политику регулирования валютных курсов, основанную на валютных интервенциях, дисконтной политики и протекционистских мерах. Используя подобные методы, государственные органам зачастую удается повысить конкурентоспособность денежной единицы и страны и увеличить спрос на нее.
Глава 3. Современное состояние международной валютной системы и пути его улучшения
На современном этапе развития глобальной экономики международная валютная система характеризуется повышением нестабильности. В настоящий момент все больше дискуссий ведется на тему реформирования современной мировой валютной системы. Это связано с высокой мобильностью и огромным межстрановым переливом капитала.
Международный Валютный Фонд, являясь главным органом мировой валютной системы, осуществляет мониторинг и наблюдение за экономической политикой, внешнеэкономической деятельностью стран-участниц.
На сегодняшний день основным средством международных расчетов должны быть твердые свободно-конвертируемые валюты и резервное платежное средство, эмитентом которого является МВФ, - СДР. СДР – специальные права заимствования. Это искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным Валютным Фондом. Существует только в безналичной форме.
По данным МВФ доля каждой мировой валюты в структуре СДР определяется экономическим развитием и потенциалом страны. Каждые пять лет МВФ пересматривает структуру СДР, внося в нее коррективы, соответствующие тенденциям развития глобальной экономики на момент пересмотра. Обратимся к данным отчетов Международного Валютного Фонда о структуре СДР с 1999 по 2015 годы (табл. 1.)
На 2015 года структура СДР состояла из четырех валюта: доллара, евро, фунта стерлингов и йена.
Таблица 1. – Вес валют в корзине СДР [30]
Период/Валюта |
Американский доллар, % |
Евро, % |
Фунт стерлингов, % |
Японская Йена, % |
1999-2000 |
39 |
32 |
11 |
18 |
2001-2005 |
44 |
31 |
11 |
14 |
2006-2011 |
44 |
34 |
11 |
11 |
2011-2015 |
41,9 |
37,4 |
11,3 |
9,4 |
В ноябре 2015 г. Исполнительный совет Международного Валютного Фонда завершил периодический пятилетний пересмотр корзины валют, составляющих специальные права заимствования. Основное внимание в ходе пересмотра было сосредоточено на оценке роли китайской валюты в международных платежах и расчетах. Было признано, что юань удовлетворяет выработанным МВФ критериям для включения китайской валюты в корзину СДР. Совет постановил, что с 1 октября 2016 года юань будет включаться в корзину СДР в качестве пятой валюты.
С вводом новой валюты в структуру СДР процентное соотношение на конец 2016 года стало таковым: доллар США – 41,73%; евро – 30,94%; китайский юань – 10,92%, фунт стерлингов – 8,09% и японская йена – 8,33%.
Расширение корзины СДР является важной исторической вехой для СДР, Фонда, Китая и международной валютной системы. Это событие представляет собой существенное изменение для Фонда, поскольку впервые со времени приятия евро в корзину добавлена новая валюта.
Появление китайского юаня в корзине СДР свидетельствует, что усилия правительства КНР, направленные на значительное расширение международного использования юаня (интернационализацию), принесли свои результаты. Действительно, в последние годы китайские власти постоянно ослабляли контроль за движением капитала, позволив использовать юань в зарубежных банках. Его курс формально не привязан к доллару, его колебания очень слабы.
На сегодняшний день наибольшая доля в МВФ принадлежит США -17,08%. Это позволяет США при желании блокировать любое решение. По регламенту за принятие какого-либо решения в рамках МВФ должно быть подано не менее 85 % голосов, а для блокировки достаточно 15%. Соответственно, у США наибольший объем СДР- около 42,1 млрд. (примерно 65 млрд. долларов).
Для сравнения, наименьшая квота у островного государства Тувалу - 1,8 млн. или около 2,78 млн. долларов. После США по размеру квот в фонде следуют Япония (6,13%), Германия (5,99%), Великобритания (4,95%), Франция (4,95%), Саудовская Аравия (3,22%), Китай (2,94%), Россия (2,4%). На долю ЕС приходится 30,3% квот. То есть США, Япония и Западная Европа в целом контролируют более 50% квот, и фактически определяют всю политику фонда. [31]
В 2010 г. Совет управляющих МВФ запланировал увеличение квот России, Бразилии, Индии и Китая. Большинство стран ратифицировали это решение Фонда. Однако на конец 2015 г. этот шаг так и не был сделан. Блокируют корректировку Соединенные Штаты Америки, поскольку опасаются, что в случае четырнадцатой корректировки квот блокирующий пакет также получат страны БРИКС. В настоящее время доля стран данной группы в капитале и голосах составляет неоправданно низкие 11,5%. При этом на пять государств, составляющих БРИКС, приходится около 31% мирового ВВП.
Одним из принципов построения международной валютной системы является полицентричность. Однако на сегодняшний момент, по мнению многих аналитиков, данный принцип отсутствует.
Долларизация экономики — проблема, которая в любой стране способна осложнить проведение независимой денежно-кредитной и валютной политики, поскольку в структуре денежной массы появляется элемент, плохо поддающийся государственному контролю. Иностранные валюты начинают играть значительную роль в качестве инструмента сбережений, наблюдается отток национального капитала. [32]
Таким образом, чрезмерная зависимость национальной экономики от доллара угрожает экономической безопасности страны.
Мнения экспертов в области мировой экономики сходятся в том, что на в настоящее время все нефтяные контракты заключаются исключительно в долларах и, если существует необходимость ухода от долларизации, то нужно заключать крупные сырьевые сделки в национальных валютах.
В эту сторону уже сделаны крупные шаги в отношениях между Российской Федерацией и Китаем.
Помимо этого, глобальными проблемами международной валютной системы являются «валютные войны» и «валютные кризисы». Под валютными войнами понимаются действия государственных органов по целенаправленному занижению курса национальной валюты с целью уменьшения объемов ввозимых товаров и увеличению вывозимых.
Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что международная валютная система на сегодняшний день далека от идеала. Родившаяся когда-то Ямайская система ставила целью полицентричность, тогда как на сегодняшний день приходится говорить о долларизации мировой экономики. Мировая валютная система зависит от США, поскольку последняя имеет 17,08% квот в МВФ, что позволяет ей регулировать деятельность фонда. Кроме долларизации, в международной валютной системе есть проблемы, касаемые валютных войн и валютных кризисов.
Несмотря на существующие проблемы, мировая экономика постоянно развивается и совершенствуется, так как является сложной и многоуровневой системой, представляющей собой совокупность национальных экономик мира. Мировая валютная система является важным элементом мировой экономики в связи с тем, что обеспечивает успешное функционирование международной торговли товарами и услугами, а также выстраивает валютные отношения между странами, то есть позволяет осуществлять международный платежный оборот в международной торговле.
В последние годы в мировой экономике и мировой валютной системе наблюдается тенденция к усилению роли Китая. Как уже было сказано раннее, с 2016 года китайский юань включен в список резервных валют СДР. Это отражает перспективы усиления роли Китая и валюты данной страны в мировой валютной системе.
Включение китайского юаня в корзину специальных прав заимствования говорит о том, что происходят изменения в мировой экономике и мировой валютной системе. Эксперты Международного Валютного Фонда объяснили свое решение включить китайский юань в СДР тем, что он играет важную роль в международной торговле, активно используется в транзакциях, торгуется на крупнейших валютных рынках и должен быть представлен в официальных валютных резервах и международных банковских обязательствах.[33]
Часть экономистов настроены оптимистично, полагая, что китайский юань будет занимать все большую долю рынка. Кроме того, эксперты отмечают, что на данный момент валюта Китая недооценена, а попадание ее в корзину СДР дает возможности для укрепления позиций Китая в мировой экономике и не исключают вероятность того, что доля валюты этой страны в корзине СДР может увеличиться и занять третье место в корзине. Также экономисты отмечают, что в течение десяти лет китайская валюта сможет составить значительную конкуренцию доллару США и стать первой экономикой мира, в связи с тем, что на экономику этой страны приходится около 15% мирового ВВП. При этом экономика Китая характеризуется отсутствием достаточного количества данных, что является следствием отсутствия прозрачной политики и риском для инвесторов при принятии решений об инвестировании.
В то же время, ряд представителей деловых кругов считает, что не стоит ожидать значительных изменений в мировой экономике в связи с включением в корзину СДР, так как данная валюта была привязана к международной корзине МВФ. Кроме того, в ближайшее время значимость изменений в корзине СДР будет не ощутима для многих стран, так как юань отличается от всех других резервных валют, так как данную валюту нельзя свободно покупать и продавать, а также она имеет фиксированный курс. Китайская валюта станет полностью конвертируемой только к началу 2020 года, что не позволит быстро ощутить статус резервной валюты, то есть эффект для мировой экономики и экономики Китая будет ощутим, но не сразу.
Статистика ВВП стран мира по состоянию на 2015 год, по данным МВФ, показывает, что Китай занимает второе место и ВВП этой страны составляет 15% от мирового ВВП. США является первой страной по ВВП в мире и составляет 25% от мирового ВВП.[34]