Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio – обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Процесс управления раскрывается в его функциях, которые возникают в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Функции управления – составные части любого процесса управления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности, образуют весь процесс управления и определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Они характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации, от уровня в управленческой иерархии, от роли функциональных подразделений организации, от типа организации и целого ряда других факторов. Дифференциация функций управления позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Функции менеджмента представляют собой состав общих задач управления, решаемых при создании и в процессе функционирования организации. Речь идет о таких задачах управления, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности организации (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т. п.) и составляют содержание любого процесса управления.
Функции менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
Среди основных характеристик функций управления можно выделить:
- однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
- целевую направленность этих работ;
- обособленный комплекс выполняемых задач.
Выделяются общие и конкретные (специальные) функции. Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые – как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Афанасьев B.C., Баринов B.C., Веснин В.В., Коноваленко В.В., Коноваленко М.В., Соломатин А.М., Косьмин А.Т., Свинтицкий Н.С., Шапкин И.М., Шекова Е.Н., Тульчинский Г.И., Евланов В.Е., Новаторов Э.К. и др.
Объектом исследования является современный менеджмент.
Предмет исследования - функции современного менеджмента.
Целью данной работы является изучение функций менеджмента, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и функции менеджмента;
- Исследовать этапы развития менеджмента;
- Охарактеризовать кратко модели менеджмента;
- Определить планирование как функцию менеджмента;
- Выявить функцию организации в менеджменте;
- Проанализировать мотивацию как функция менеджмента;
- Ознакомиться с функцией контроля в менеджменте.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность менеджмента
Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно.
Изучив литературу, я выяснил, что данный термин можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др. Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией[1].
Для определения содержания менеджмента необходимо выделить: основные функции; виды; методы; принципы.
Можно выделить три группы функций: общие; социально-психологические; технологические.
Все функции менеджмента тесно связаны между собой. Их взаимодействие составляет четкую структуру.
Виды менеджмента – определенные области управленческой действительности, связанной с решением определенных задач менеджмента.
Методы менеджмента – это система правил и различных процедур, решение различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Можно выделить три группы методов в исследованиях: методы управления функциональными подсистемами организации; методы управления функциями менеджмента; методы подготовки и принятия управленческих решений.
Принципы менеджмента – какие-либо закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Большое внимание на современном этапе уделяется человеческому фактору в управлении. В связи с этим появилось много трудов, связанных со спецификой личности человека, развитием его лидерских качеств и способностей, работ, посвященных управлению как одним человеком, так и группой людей. Особое внимание уделяется мотивации труда персонала[2].
Менеджмент – это независимый вид профессионально реализуемой деятельности, которая направлена на достижения каждой хозяйственной деятельности компаний, действующих в рыночном условии, установленных намеченных целей посредством рациональных использований материальных и трудовых ресурсов с применениями принципа, функции и метода экономического механизма менеджмента[3].
Менеджмент - это управление в условии рынка, рыночной экономики, что значит:
· ориентации компании на спрос и потребность рынков, на запрос конкретного потребителя и организации производства тех видов продукций, которые пользуются спросом и могут принести компании намеченную прибыль.
· Постоянные стремления к повышениям результативности производства, с наименьшими затратами, получения оптимального результата.
· Хозяйственная независимость, которая обеспечивает свободу принятий решения тем, что несет конечный результат деятельности компании или её подразделения.
· Постоянные корректировки целей и программы в зависимостях от состояния рынков.
· Конечный итог деятельности компании или хозяйственно независимых подразделений выявляется на рынках в процессе обмена.
· Необходимость выполнения современной информационной основы с компьютерной техникой для многовариантного расчета при принятиях оптимального и обоснованного решения[4].
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управления», это его синоним, но, не в полной мере. Термин управлений намного обширнее, потому как используется к различным областям человеческой деятельности (к примеру, управление автомобилем); к различным областям деятельности (управления в неживой природе, в биологических системах, управления государством); к органам управлений (подразделение в государственных и общественных организациях, а также в компаниях и объединениях).
Термин менеджмент используется только к управлению социально–экономическим процессом на уровнях компании, которая действует в рыночном условии, хотя в последнее время его стали использовать в США и в отношениях не предпринимательских компаний[5].
Конечной целью менеджмента являются обеспечения прибыльностей или доходности, в деятельности компании посредством рациональной организации производственных процессов, включая управления производствами и развитиями технико-технологической основой, а также результативное применение кадрового потенциала при одновременных повышениях квалификаций, творческой активности и лояльности каждого сотрудника.
1.2 Этапы развития менеджмента
С некоторой условностью можно выделить 8 этапов в развитии менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита[6].
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции[7]: