Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Введение
Демографический кризис как угроза региональному развитию России в последние годы является предметом серьезного обсуждения и, прежде всего, это касается смертности, как одной из важнейших составляющих Национальной программы демографического развития России.
Неблагоприятные тенденции в смертности и продолжительности жизни в последние десятилетия уже давно требуют применения детальных медико-демографических и эпидемиологических методов для описания и анализа, а также современных средств автоматизации и информационных технологий, интегральной оценки, и мониторинга.
В данной работе рассматривается разработка регламента выполнения процесса «Изучение демографических данных».
Целью данной работы является изучение процесса демографических данных и разработка мероприятий по улучшению.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- дать описание процесса;
- обосновать необходимость внесения изменений;
- разработать регламент.
Теоретические основы разработки регламента
Понятие и назначение регламента
Регламент в коммерческой организации – это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описывается определенный бизнес-процесс с момента его начала до завершения.
Регламенты строго индивидуальны и могут действовать только в той организации, которая утвердила их для себя. Так, при составлении инструкции по делопроизводству обычно используют ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. На основе этих документов создаются внутренние инструкции и в небольшом магазине, и в ОАО федерального уровня. А вот, например, порядок прохождения внутренних документов, установленный в одной организации, может совершенно не подходить для другой.
Ознакомившись с регламентом, новый сотрудник подразделения должен понять, в чем состоят его задачи, и оперативно включиться в процесс.
Обычно регламенты бизнес-процессов разрабатывают приглашенные в организацию представители консалтинговой компании. Но им не обойтись без помощи работников, которые ежедневно выполняют эти процессы.
Когда в бизнес-процесс вовлечены несколько структурных подразделений (такой процесс называется сквозным), один регламент способен заменить длительную внутреннюю переписку. Ведь работник одного отдела не может подчиняться начальнику другого, так почему же он должен принимать эстафету и выполнять какие-то действия без распоряжения своего непосредственного руководителя? В обычных условиях руководителям отделов приходится вступать в переписку. Если же имеется регламент, то работники разных подразделений включаются в выполнение процесса, не дожидаясь указания «сверху».
Иметь отдельные регламенты на все рабочие процессы, несомненно, очень удобно. Однако у этой медали есть и оборотная сторона, а именно:
- регламентирование требует серьезных денежных вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
- любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его выполнению приходят новые, по-другому обученные люди, и схема процесса, составленная сегодня, может до неузнаваемости измениться через год. За этим тоже нужно следить, что означает новые затраты;
- подход к выполнению процесса, когда «шаг в сторону равносилен побегу», не способствует проявлению работниками инициативы, а ведь никто, в конечном счете, не сумеет оптимизировать процесс лучше тех, кто непосредственно работает над ним;
- внедрение регламента практически гарантированно влечет за собой сопротивление работников, причем как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сочувствующих». Преодоление сопротивления – целый этап внедрения регламента, требующий и временных, и материальных ресурсов.
Таким образом, регламентированию подлежат в первую очередь типовые процессы. Они будут выполняться в организации всегда, независимо от внешней ситуации. Перечень процессов, подлежащих регламентированию в конкретной организации, составляется строго индивидуально, исходя из множества факторов.
Структура и содержание регламента
Как правило, регламент состоит из следующих основных разделов:
- Общие положения.
- Термины, определения, сокращения.
- Описание процесса.
- Ответственность.
- Контроль.
Подробнее содержание разделов регламента представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание разделов регламента
Раздел |
Содержание раздела |
Общие положения |
|
Термины, определения, сокращения |
Определение терминов и разъяснение сокращений, используемых в тексте регламента. Термины приводятся в алфавитном порядке. Каждый из них пишется с новой строки в единственном числе, а его определение указывается через тире без слова «это». В качестве источника определений желательно использовать законодательные акты, государственные стандарты и другие нормативные документы |
Описание процесса |
Пошаговое описание процесса. Для удобства этот раздел делится на подпункты, каждый из которых соответствует очередному этапу процесса. В разделе указываются работники, задействованные в выполнении, описываются действие и результат |
Ответственность |
Ответственность участников процесса за неисполнение регламента (дисциплинарная, административная, уголовная). Последняя касается обычно сложных производственных процессов, связанных с риском для здоровья и жизни работников |
Контроль |
Указание Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента, а также, при необходимости, средства контроля |
Порядок работы над регламентом
К числу основных реквизитов документа относят:
- наименование организации;
- дату и номер документа, место его составления;
- гриф утверждения;
- наименование документа;
- текст документа;
- приложение (если есть);
- визы согласования.
Работа над регламентом ничем не отличается от работы над любым другим организационно-распорядительным документом: сначала составляют проект документа, который согласовывают с заинтересованными должностными лицами, затем его утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицом. Наконец, участники процесса знакомятся с регламентом под роспись и получают на руки его копии.
Утверждение регламента может производиться несколькими способами:
- Напрямую (руководитель собственноручно расписывается на документе);
- Косвенно (путем издания приказа). В данном случае в гриф утверждения будут внесены регистрационные данные приказа.
Регламент процесса «Изучение демографических данных»
Смертность – один из наиболее достоверных показателей состояния здоровья населения, активно используемый для стратегического планирования здравоохранения, а также для мониторинга медико-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.
Рис.1. Существующая система регистрации смерти
Существующая система регистрации смерти в Российской Федерации на сегодняшний день не отвечает современным требованиям, статистика смертности не является достоверной, позволяющей планировать мероприятия, направленные на снижение смертности от управляемых причин.
В системе регистрации сегодня участвуют три ведомства, которые осуществляют различные функции в единой системе (рис. 1).
Так, органы ЗАГС отвечают за сбор информации и регистрацию смерти, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - за создание баз данных и разработку причин смерти по своим устаревшим перечням, а не по перечням МКБ-10, Минздравсоцразвития РФ – за оформление «Медицинских свидетельств о смерти» и кодирование первоначальной и множественных причин смерти.
Органы ЗАГС регистрируют факт смерти на основании «Медицинского свидетельства о смерти» и выдают в обмен на него гражданское свидетельство о смерти, которое фактически является разрешением на захоронение и юридическим документом для решения ряда вопросов - о наследстве и т.д. Свидетельство органов ЗАГС не содержит пункта о причине смерти. Медицинские организации не имеют доступа к персонифицированной информации органов ЗАГС, которую они последним предоставили.
Федеральной службой государственной статистики на основании выборочных данных из «Медицинского свидетельства о смерти» производятся ежемесячные разработки по полу, возрасту и причинам смерти. Причем, разрабатывается только около 25% информации из «Свидетельства», и учитывается только один код первоначальной причины смерти. Базы данных всех трех ведомств никак не взаимосвязаны.
Основным «донором» персонифицированной медико-демографической информации о смерти является медицинская организация, далее информация поступает в орган ЗАГС, где деперсонифицируется, затем передается в территориальный орган федеральной службы государственной статистики, там она значительно сокращается и в таком виде поступает в Росстат. Подразделения Росстата не имеют в своем штате врачей, разработки по причинам смерти ведутся по своим устаревшим перечням, органам управления здравоохранением предоставляется неполная информация о смертности, причем, только в рамках федерального плана статистических работ, что вынуждает органы здравоохранения разрабатывать статистику смертности самостоятельно, дублируя информацию Росстата.
Из Росстата часть информации поступает в Министерство здравоохранения и социального развития. Вертикаль: медицинская организация – органы управления здравоохранением – Минздравсоцразвития РФ – не действует, и получить дополнительную информацию о смерти из базы данных Росстата не представляется возможным (рис. 2).
Рис. 2. Технология существующей системы регистрации смертности в Российской Федерации
На рисунке 3 представлена модель многоуровневого взаимодействия различных организаций и структур в регистрации смерти.
Органы ЗАГС должны регистрировать факт смерти на основании «Медицинского свидетельства о смерти». Территориальные органы Росстата на основании копии актовых записей и «Медицинских свидетельств о смерти» должны производить разработки только общих показателей смертности и разработки по полу и возрасту.
Следует отметить, что до сих пор не внесено дополнение в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", предусматривающее передавать в органы государственного статистического учета данные, полученные при государственной регистрации актов гражданского состояния, путем предоставления вторых экземпляров записей актов гражданского состояния и медицинских свидетельств о смерти на срок, необходимый для их статистической обработки при условии обезличивания.
Мониторинг и разработки по причинам смерти должны быть переданы органам здравоохранения, они должны производиться только по перечням МКБ-10 и предоставляться не чаще 1 раза в квартал. Информация о причинах смерти должна предоставляться, как в Росстат, так и в Минздравсоцразвития РФ. На основании анализа причин смерти органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрабатывают программы снижения смертности населения от управляемых причин.