Файл: Развитие лидерских качеств руководителя (АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕХНОЛАЙН»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
1.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА
1.3 РОЛЬ ЛИДЕРА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕХНОЛАЙН»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
Лидер и харизма
Среди личностных качеств лидера важнейшим является наличие так называемой «харизмы». Человек, который обладает харизмой, должен отличаться от других людей. Признаки отличия могут быть различными. Это могут быть и стигматы, и акцент, и рост, и другие внешние особенности. При их отсутствии лидеру необходимо их наработать. Кроме того, нужна идея, а также присутствие некоторого личного идеологического стержня. Все это формирует такие неотъемлемые части харизмы, как новизна и неординарность. У всех харизматичных лидеров есть особый ритуал, который проявляется в использовании гербов, эмблем, гимнов и т.д. наряду с успехом. Важно отметить, что харизма и успех -понятия тождественные, поэтому харизма исчезнет, если ее носитель неуспешен.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕХНОЛАЙН»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Компания ООО «Технолайн» основана 26 октября 2012 года. Учредитель компании и основная часть специалистов работают в этой области с 1991 года, имеют большой опыт в строительстве и обслуживании АЗС.Основными направлениями компании являются:
сервисное обслуживание АЗС, ремонт заправки
продажа запчастей
продажа, монтаж и пуско-наладка оборудования для АЗС
гарантийное сервисное обслуживание оборудования
пост гарантийное обслуживание оборудования
Юридический адрес: г. Люберцы, ул. Инициативная 2а.
В таблице 2 приведем значения финансовых показателей деятельности предприятия ООО «Технолайн» .
Таблица 2
Основные финансовые показатели деятельности предприятия по результатам бухгалтерского баланса, тыс. руб.
№ |
Показатель |
Годы |
Разница 2018/2016 |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1 |
Выручка |
86911,00 |
86194,00 |
112846,00 |
26652,00 |
2 |
Себестоимость продаж |
70988,00 |
72593,00 |
101435,00 |
28842,00 |
3 |
Валовая прибыль (убыток) |
15923,00 |
13601,00 |
11411,00 |
-2190,00 |
4 |
Управленческие расходы |
10099,00 |
13088,00 |
11220,00 |
-1868,00 |
5 |
Прочие расходы |
205,00 |
191,00 |
235,00 |
44,00 |
6 |
Чистая прибыль |
450,00 |
250,00 |
116,00 |
-134,00 |
Руководству предприятия необходимо обратить внимание на систему менеджмента для поиска ресурсов относительно снижения расходов и повышения прибыли.
2.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
Для анализа лидерских качеств у руководителей предприятия применялась методика Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, достаточно подробно освещенная в литературном источнике. Оценка проводилась по общему итогу набранных баллов. Данная методика имеет такие шкалы оценки:
- сумма баллов оказалась менее 25 - качества лидера выражены слабо.
- сумма баллов от 26 до 35, качества лидера выражены средне;
- сумма баллов от 36 до 40, качества лидера выражены сильно
- сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
На первом этапе диагностики оценивались лидерские качества руководителей среднего звена предприятия:
- мастера производственного цеха;
- ведущего инженера;
- главного технолога;
- главного энергетика;
- начальника ПТО;
- начальника участка ПНР;
- начальника участка ОСР;
- главного бухгалтера;
Полученные оценки лидерских качеств у руководителей приведены на рис. 1.
Рисунок -1. Результаты диагностики лидерских качеств у руководителей среднего звена предприятия
Анализ данных, приведенных на рисунке 1 свидетельствует, что лидерские качества руководителей среднего звена на предприятии выражены посредственно, что сказывается на эффективности их управления подчиненными коллективами. Следовательно, в рекомендательной части работы требуется разработать рекомендации относительно развития лидерских качеств руководителей данного звена управления.
Сильные лидерские качества выражены у ведущего инженера и главного бухгалтера, слабо у мастера производственного цеха.
Поскольку результаты самооценки лидерских качеств руководителей высшего звена предприятия могут быть искажены неискренними ответами, для диагностики лидерских качеств директора предприятия, заместителя директора, главного инженера, начальника производства использовались оценки их непосредственных подчиненных, выбранные на условиях анонимности по два сотрудника для каждого руководителя. Результаты оценки усреднялись. Для оценки использовалась методика «Эффективность лидерства», предложенная Р.С. Немовым. Максимальное количество возможных баллов – 40 баллов. По данной методике лидерские качества руководителей предприятия оценивались у руководителей высшего звена и руководителя среднего звена.
Ключ данной методики имеет вид:
- от 30 до 40 баллов – стиль руководства как лидера – эффективен;
- от 11 до 29 баллов – стиль руководства как лидера – среднеэффективен;
- менее 10 баллов – не рекомендуется быть лидером коллектива.
Результаты оценки приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты оценки эффективности лидерства для руководителей предприятия
№ |
Должность |
Оценка |
Результат |
1 |
Директор |
21 |
Средняя эффективность |
2 |
Заместитель директора |
14 |
Средняя эффективность |
3 |
Главный инженер |
35 |
Высокоэффективный лидер |
4 |
Начальник производства |
32 |
Высокоэффективный лидер |
Анализ проведенных исследований, дает возможность вскрыть проблемную ситуацию со средней эффективностью директора и заместителя директора предприятия, как лидеров. Данная проблема может быть связана с неправильным выбором стиля управления менеджерами. Следовательно, далее необходимо провести анализ существующего стиля руководства на предприятии.
Для определения существующего стиля руководства воспользуемся моделью Р.Лайкерта который обобщил реальные методы руководства и расположил их на некоторой шкале от 1 до 4
Рассмотрим еще один метод выбора стиля руководства, который получил название «решетка менеджмента» (рис. 2)
Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработанная в университете штата Огайо, была модифицированная и популяризованная Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включающую 5 основных методов и стилей руководства.
Вертикальная ось этой схемы ранжирует "заботу о человеке" по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует "заботу о производстве" также по шкале от 1 до 9. Стиль и методы руководства определяется обеими этими критериями.
Рисунок 2. Решетка менеджмента
Для директора ООО «Технолайн» экспертным путем был определен стиль руководства как (3;8) – показано на рис. 2 заштрихованным кругом. Для данного стиля руководства характерно концентрация внимания на проблемах подчиненных и ослабление внимания к производству, отсутствие ярко выраженных лидерских качеств у директора приводит к снижению эффективности функционирования предприятия.
По результатам написания второй главы сделаем ряд выводов
Анализ производственных и финансовых показателей деятельности предприятия, позволяет сделать вывод о том, что основные производственные показатели ООО «Технолайн» снизились. Поэтому для сохранения эффективности предприятия требуется провести анализ существующей системы менеджмента на предприятии и выделить пути относительно ее совершенствования.
Анализ системы менеджмента на предприятии позволил сделать вывод о сниженной неэффективности организационной структуры и системы контроля.
Анализ лидерских качеств руководителей среднего звена на предприятии выражены посредственно, что сказывается на эффективности их управления подчиненными коллективами.
Выбранный стиль руководства директором предприятия оценивается как консультативно-демократический, который в условиях отсутствия врожденных у директора харизматических черт приводит к снижению эффективности управления сотрудниками.
По результатам анализа необходимо разработать комплекс рекомендаций относительно развития лидерства на предприятия, чему и посвящен третий раздел второй главы курсовой работы
2.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В соответствии с выделенными в параграфе 2.2. проблемами лидерства менеджеров среднего звена, разработаем ряд рекомендаций относительно развития необходимых качеств именно для данной категории управленцев предприятия.
Лидерские качества менеджера, которые необходимо достичь менеджерам ООО «Технолайн» разделим на профессионально значимые и личностные.
Профессионально значимые качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера предприятия можно выделить следующие лидерские профессионально значимые качества.
Организаторские качества, которые характеризуются умением подбирать, расставлять кадры в подчиненных подразделениях, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявлений ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются:
Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
Психологический контакт - способность устанавливать меру влияния, влияния на других людей.
Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении.
Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их, проявлять лидерство.
Общей основой развития менеджера как лидера, специалиста и как компетентного руководителя есть интеллектуальные качества. Обращаясь к проведенному во второй главе исследованию, вспомним, что большинство сотрудников предприятия имеют среднее (среднее специальное образование). Интеллект может выступать или не выступать в роли фактора лидерства менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включенные в его деятельность.
Важное значение имеют для лидерства менеджера в коллективе предприятия коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при решении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационные, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или другой стиль общения. Если менеджер владеет привычками общения, ему легко устанавливать деловые контакты.
Рассмотрим ряд методов, которые можно применить для развития лидерских профессиональных качеств современного менеджера рассмотренного предприятия.
Важным методом является профессионально-психологический тренинг.
Структура профессионально-психологического тренинга ответственности менеджеров может быть рассмотренная с точки зрения сфер влияния психолога как система двух векторов: горизонтального и вертикального. Вертикальный вектор обучения должны охватить три основные сферы психики человека:
- когнитивную (получение знаний на теоретическому уровне и их осознание);
- мотивационно-эмоциональную (человек лучше запоминает ту информацию, которая воспринимается эмоционально, пропускается через себя, что невозможно без привлечения мотивационной сферы личности);