Файл: Процедуры банкротства (несостоятельности) (Институт несостоятельности (банкротства) в системе современного гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если собранием кредиторов принято решение о введении процедуры внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести процедуру финансового оздоровления, при условии что к суду с ходатайством обратились учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) и была предоставлена банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

Если первое собрание кредиторов не состоялось и не приняло решения о применении последующей процедуры, то арбитражный суд при отсутствии возможности отложения рассмотрения дела в пределах сроков, установленных ст. 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления при наличии достаточных оснований для восстановления платежеспособности должника. Вывод суда о возможности восстановления платежеспособности должника основывается на анализе финансового состояния должника, проведенном в процедуре наблюдения временным управляющим и отраженном им в его заключении.

Переход к внешнему управлению возможен после процедуры финансового оздоровления. Основанием введения процедуры внешнего управления выступает возможность восстановления платежеспособности должника.

Арбитражный суд вправе вынести определение о введении процедуры внешнего управления как на основании ходатайства собрания кредиторов, так и по своему усмотрению, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника.

При введении процедуры внешнего управления должны быть соблюдены сроки санационных процедур. В совокупности процедуры финансового оздоровления и внешнего управления не должны превышать два года.

Возможность перехода к внешнему управлению предусмотрена Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в процедуре конкурсного производства.

Основанием перехода к внешнему управлению выступает возможность восстановления платежеспособности должника, выявленная в ходе конкурсного производства.

В этом случае конкурсный управляющий обязан в пределах одного месяца после выявления указанных обстоятельств созвать собрание кредиторов.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр и не погашены на момент проведения собрания. В решении собрания должны быть указаны срок внешнего управления и требования, предъявляемые к кандидатуре внешнего управляющего.


Условиями вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению являются: неприменение ранее к должнику процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления; наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В процедуре внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам (ст. 95 Закона).

Во внешнем управлении действует специальный порядок предъявления требований кредиторами по денежным обязательствам и обязательным платежам. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а также кредиторы первой и второй очереди предъявляют требования к должнику в процедуре внешнего управления, а не в общем процессуальном порядке.

Текущие кредиторы предъявляют требования к должнику и разрешают споры с ним в отдельном исковом производстве.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с введением внешнего управления отменяются ранее принятые обеспечительные меры в исполнительном производстве.

Обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания Закона, без вынесения об этом самостоятельного судебного акта, а судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке, как и при удовлетворении иска об освобождении имущества от ареста.

Действия судебного пристава-исполнителя совершаются в разумный срок.

Новые аресты на имущество должника, а также иные ограничения по распоряжению имуществом должника в процедуре внешнего управления могут быть наложены в рамках гражданского или арбитражного процесса, в исполнительном производстве при взыскании задолженности по текущим платежам, истребовании имущества из чужого незаконного владения, т.е. вне производства по делу о несостоятельности.

Завершение процедуры внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника предполагает осуществление расчетов с кредиторами, по окончании которых внешний управляющий представляет отчет арбитражному суду, который выносит определение об утверждении отчета и о прекращении производства по делу.


2.4. Процедура конкурсного производства

Процедура конкурсного производства характеризуется как ликвидационная процедура в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве). Должник решением арбитражного суда признан несостоятельным (банкротом), его имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому срок исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до введения процедуры конкурсного производства, считается наступившим (абз. 2 п. 1 ст. 126), а начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых денежных обязательств и обязательных платежей прекращается (абз. 3 п. 1 ст. 126).

Исключение составляют текущие обязательства и обязанности, а также проценты, начисление которых производится в ходе конкурсного производства согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Указанные проценты начисляются только на сумму основного требования, на проценты по нему они не начисляются (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88[11]). Начисление процентов не производится на требования кредиторов первой и второй очереди (п. 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60).

В связи с ликвидацией юридического лица в процедуре конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не определяет сведения, которые могут быть отнесены к конфиденциальным или составляющим коммерческую тайну должника.

В конкурсном производстве сделки с имуществом должника, связанные с отчуждением имущества должника или влекущие передачу его имущества третьим лицам в пользование, совершаются в порядке, установленном гл. VII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".


Должник в конкурсном производстве не имеет права распоряжаться своим имуществом, так как полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему.

Продажа имущества должника регулируется ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" посредством торгов в форме аукциона, конкурса или публичного предложения, а также в ином порядке, установленном решением собрания (комитета) кредиторов, если стоимость имущества не превышает 100 тыс. руб. Произведенную в ходе конкурсного производства продукцию должник отчуждает в обычном порядке. В случае совершения крупных сделок, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", требуется получить одобрение коллегиальных органов управления или собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Введение над имуществом должника конкурсного производства влечет согласно абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" прекращение исполнения по исполнительным документам судебным приставом-исполнителем, в том числе и по исполнительным документам, исполнение по которым производилось в ходе процедур несостоятельности (банкротства).

Признание должника решением арбитражного суда несостоятельным (банкротом) и направление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю означают согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" окончание исполнительного производства.

Правовым последствием введения конкурсного производства выступает установленный законом порядок предъявления требований кредиторами. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования должны быть предъявлены в конкурсном производстве.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в конкурсном производстве предъявляются также, в отличие от иных процедур несостоятельности (банкротства), иные имущественные требования, возникшие до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) должника, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности.


В конкурсном производстве снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия арестов служит решение арбитражного суда о признании должника несостоятельным (банкротом) и о введении конкурсного производства.

Не допускается в конкурсном производстве наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника (абз. 9 п. 1 ст. 126).

Запись снятого в соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ареста подлежит погашению в ЕГРП согласно правовой позиции, выраженной в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59.

Введение конкурсного производства прекращает право залогодержателя удерживать движимое имущество при его закладе, оно должно быть передано в конкурсную массу должника для реализации в предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядке (п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58).

Налоговый орган не вправе принимать предусмотренное ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счету должника (п. 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60).

Исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским, уголовным, процессуальным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены гл. VII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

С введением конкурсного производства прекращаются полномочия единоличного органа юридического лица, а также его коллегиальных органов. В абз. 1 п. 2 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено сохранение полномочий общего собрания учредителей (участников) при необходимости совершения сделки об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.