Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития современных форм предпринимательства.
В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна как тема собственности, так и анализ основных форм предпринимательской деятельности.
Система экономических отношений собственности охватывает от начала и до конца весь хозяйственный процесс. Она пронизывает и составляет сердцевину всех отношений между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус, отрасль деятельности, выпускаемая продукция, или размер.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Целью исследования данной работы является изучение основных аспектов предпринимательского права, провести анализ научной литературы о понятии предмета, метода и принципов предпринимательского права.
В настоящей работе проведено исследование теоретических вопросов, связанных с понятием предпринимательского права, предмета предпринимательского права, система и принципы предпринимательского права.
Методы исследования. В процессе исследования применялись общетеоретические методы познания: анализ, синтез, аналитический, исторический, метод сравнительного правоведения и системного анализа правовых явлений.
Задачи исследования:
- Дать понятие предпринимательского права;
- Предмет предпринимательского права;
- Рассмотреть принципы предпринимательского права;
Объект исследования:
Предмет исследования - предмет и метод предпринимательского права.
Глава 1. Предмет, метод предпринимательского права
Изучение любой отрасли права или отрасли законодательства начинается с выявления её понятия, предмета и метода. Не является исключением и предпринимательское право. В данном случае вопрос особенно актуален, так, как единого подхода к пониманию сущности рассматриваемого явления не существует. Итак, попробуем рассмотреть основные концепции, объясняющие предпринимательское право и дать своё видение указанной проблемы.
Предмет предпринимательского права
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т. е. отношения предприниматель – предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т. е. отношения предприниматель – орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно – правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.
Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых – самостоятельная деятельность, во-вторых – деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак – это установленная законом обязанность.
Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т. д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т. д.
В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект»[1], содержащийся в ст. 4 Федерального закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Здесь Российское предпринимательское право исходит вслед за Германским торговым кодексом, из личности коммерсанта, т. е., согласно § 1 Германского торгового кодекса, коммерсантом является тот, кто ведет торговый промысел и подлежит регистрации в торговом реестре[2]. Таким образом, хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так некоммерческая организация – учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, например, купить у общества с ограниченной ответственностью товары.
Предпринимательское право может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли прав: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль законодательства – хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. В литературе постоянно муссируется мнение, будто предпринимательское право относится к числу комплексных отраслей права. Такие взгляды являются ошибочными, так как и другие права «пользуются» услугами «охранительных норм» других отраслей для пересечения посягательств и пересечения нарушений правил хозяйственной деятельности. В этом суть охранительной функции права.
Нормы предпринимательского права, не реализованные в жизни, превращаются в декларацию, поэтому формой существования предпринимательского права являются правоотношения, которые не являются фотокопией содержания нормы права, так как при реализации испытывают воздействие различных факторов. Таким образом, правоотношение не является третьим элементом отрасли права, без которых предпринимательское право остается бумажным правом. Правоотношение позволяет ликвидировать монополизм норм права, свойственной нормативной теории права и уделить основное внимание практике применения нормы права.
На основе анализа форм правления отрасли права можно дать следующее определение предпринимательского права. Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества.
Метод предпринимательского права
Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Как правило, каждая отрасль предполагает лишь для нее специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в целом ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе, тесно связанные с этими типичными отношениями. Тогда и метод правового регулирования включает характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права юридические средства. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.
В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:
а) порядок установления прав и юридических обязанностей;
б) степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;
в) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;
г) характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, распределение прав и обязанностей между субъектами;
д) пути и средства обеспечения субъективных прав.
Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:
- метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
- метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором
устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления
предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
- метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.
Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).
Исходя из специфики предмета предпринимательского права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях - в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязанность государственной регистрации)[3].
Нормы предпринимательского права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно, автономно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные между предпринимателями и государством). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться различными средствами - гражданско-правовыми, административными, уголовными и в различном порядке (административном, судебном).
Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов - это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права, который является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.
Глава 2. Понятие принципов предпринимательского права
2.1 Общая характеристика принципов предпринимательского права
Внутреннее содержание и отдельные конкретные особенности того или иного элемента правовой системы, в том числе комплексной отрасли предпринимательского права, наиболее наглядно выражаются в его принципах.
Само понятие «принцип», от латинского «первоначало», «основа». Современная правовая наука под принципами подразумевает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.
В принципах образуются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли или подотрасли. Принципы — это то, что организует право, основывает его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы[4].
Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:
— в сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;
— эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;
— законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.
Непротиворечивая и четко сформулированная система принципов отрасли права имеет большое значение, так как позволяет получить представление о большинстве норм данной отрасли, поскольку они образуются под воздействием и в развитие того или иного принципа или группы принципов.