Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность, структура и требования к программной документации
1.1 Программная документация: проблемы и требования, предъявляемые к ней
1.2 Планирование документирования программных средств
Глава 2 Стандартизация программной документации
2.1 Стандартизация компонент информационных технологий
2.2 Стандартизация документирования программных средств
Глава 3 Пример оформления руководства пользователя
3.1. Состав и содержание дистрибутивного носителя данных
3.2. Порядок загрузки данных и программ
Введение
Документация является органической, составной частью программного продукта для ЭВМ и требуются значительные ресурсы для ее создания и применения.
Тексты и объектный код программ для ЭВМ могут стать программным продуктом только в совокупности с комплексом документов, полностью соответствующих их содержанию и достаточных для его освоения, применения и изменения. Для этого документы должны быть корректными, строго адекватными текстам программ и содержанию баз данных – систематически, структурировано и понятно изложены, для возможности их успешного освоения и использования достаточно квалифицированными специалистами различных рангов и назначения.
Качество и полнота отображения в документах процессов и продуктов в жизненном цикле (ЖЦ) программных средств (ПС) должны полностью определять достоверность информации для взаимодействия заказчиков, пользователей и разработчиков, а тем самым, корректность функций и достигаемое качество программных продуктов и соответствующих систем. Посредством документов (электронных или бумажных) специалисты взаимодействуют с программными средствами и данными в реализующих их вычислительных машинах, а также между собой.
Существует большая разница между тем, чтобы просто написать и запрограммировать некоторую функцию для индивидуального использования её разработчиком, и тем, чтобы изготовить её как качественный крупномасштабный программный продукт, отчуждаемый от разработчиков и поставляемый заказчику.
Создание программного продукта требует значительных организационных усилий, ибо её документация – это сложный живой организм, подверженный постоянным изменениям, которые могут вноситься многими специалистами. Управление документацией должно непрерывно поддерживать её полноту, корректность и согласованность с программным продуктом. Необходимо обеспечивать возможность достоверного, формально точного общения всех участников проекта ПС между собой, с создаваемым продуктом и с документами для гарантии поступательного развития и совершенствования комплекса программ.
Реализация документов ПС в значительной степени определяет достигаемое качество сложных комплексов программных продуктов, трудоемкость и длительность их создания. Для этого должна формироваться и использоваться регламентированная стратегия, стандарты, распределение ресурсов и планы создания, изменения и применения документов на программы и данные сложных систем.
Темой и целью курсовой работы является рассмотрение стандартизации программной документации. В ходе поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие программной документации: ее сущность, структура и требования;
-проанализированы вопросы стандартизации программной документации: рассмотрена стандартизация в целом, как компонент информационных технологий, так и конкретно стандарты программной документации;
- рассмотрен пример стандартизации программной документации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Сущность, структура и требования к программной документации
1.1 Программная документация: проблемы и требования, предъявляемые к ней
Документы в жизненном цикле программных средств отражают сущность процессов и продуктов, доступную для анализа, освоения и изменения участниками и пользователями результатов проектов.
Поэтому организация, планирование, формирование и реализация регламентированных требований к структуре и содержанию документов ПС являются определяющими значительную часть успеха при создании и применении сложных программных продуктов. Наибольшее влияние на качество документирования комплексов программ оказывают: класс программного средства, его масштаб, связь с реальным масштабом времени и степень использования готовых апробированных компонентов. Эти показатели являются основой для выбора технологической среды разработки, а также номенклатуры, структуры и содержания документов.
При этом возникает ряд организационных, методологических и технологических проблем и задач, которые должны решаться при подготовке процессов документирования проектов программных средств. Проблемы определения потребности документирования программных средств, которые следует решать в проектах, начинаются с анализа, с целью понять каждую решаемую проблему до начала разработки проекта и комплекса документов программного средства:[1]
- выявить заинтересованных лиц и пользователей документов, чье коллективное мнение в конечном итоге определяет успех или неудачу проекта и его документации; - определить, где приблизительно находятся функции, области и границы решения проблем документирования ПС;
- достигнуть соглашения с заказчиком по определению наличия и содержания конкретных проблем создания документов для жизненного цикла программного продукта;
- выделить основные причины и источники, определяющие появление проблем документирования;
- понять ограничения, которые могут сопутствовать или препятствовать решению проблем документирования. Для анализа этих проблем применяются методы системной и программной инженерии, позволяющие осуществить разбиение сложной системы на подсистемы.
Масштаб проектов комплексов и компонентов программ является одним из важнейших факторов, влияющим на формирование, структуры и содержание документации, поддерживающей весь жизненный цикл ПС. Оценки масштаба проекта ПС должны быть проанализированы и скорректированы для установления в договоре между заказчиками и разработчиками исходного компромиссного масштаба, допустимого для разработки первичных требований к комплексу документации. [2]
Некоторые требования могут потребовать изменения (обычно увеличения) масштаба, и соответственно ресурсов на этапах предварительного и детального проектирования для обеспечения возможности реализации требуемой функциональной пригодности. Таким образом, требования к функциональной пригодности, к конструктивным характеристикам ПС, к форматам и структуре документации должны быть согласованы с масштабом проекта и доступными ресурсами для реализации, на ранних этапах его жизненного цикла. Для этого необходимо использовать адекватные методы и единицы измерения масштаба проектов ПС.
Формированию требований к комплексу программ должно сопутствовать создание требований, отражающих его документооборот, вследствие чего эти процессы во многом подобны. От масштаба ПС непосредственно зависят затраты ресурсов для их документирования и не всегда целесообразно создавать и использовать в реальных проектах весь комплекс шаблонов документов.
Основная цель оценки масштаба ПС – подготовить возможность принять обоснованное решение о допустимости дальнейшего продвижения проекта в область системного анализа, разработки требований, предварительного проектирования и документирования. Если оказывается, что рассчитанные первично масштаб и требуемые ресурсы не могут быть обеспечены для продолжения проекта, то возможны кардинальные решения: либо изменение некоторых выделяемых ресурсов, либо прекращение проектирования данного ПС.
Для эффективного управления документацией сложного ПС при детальном проектировании целесообразно учитывать и обобщать степень полезности разнородных характеристик и документов в некоторый интегральный показатель, отражающий их совокупное влияние на его функциональную пригодность. Таким образом, при разработке требований к характеристикам документов проекта выявилась проблема анализа системной эффективности документации и обобщения их характеристик, а также оценивания совместного влияния различных документов на функциональную пригодность ПС с учетом затрат на их реализацию.
1.2 Планирование документирования программных средств
Общее руководство процессом документирования комплексов программ можно разделить на два уровня: - адаптация состава и содержания документов к данной деловой, проблемноориентированной области, например, авиационной, медицинской, военной, финансовой или административной; - адаптация номенклатуры, структуры и содержания документов для каждого специфического проекта, контракта или предприятия. В соответствии со стандартами план документирования в виде совокупности руководящих, промежуточных и отчетных документов должен разрабатываться системными аналитиками и утверждаться менеджером проекта вместе со спецификацией требований к ПС.
В спецификации формализуются требования к результатам документирования, а в плане – методы и средства их достижения. Тем самым характеристики ПС не только декларируются в виде требований, но и сопровождаются совокупностью рекомендуемых мероприятий и документов по их обеспечению и реализации. Первичные требования к документированию при проектировании детализируются по компонентам ПС и по этапам их создания. При этом важно обеспечить баланс жесткости требований к качеству различных компонентов и документов с тем, чтобы в ПС не было доминирующих компонентов, заметно снижающих значения важнейших показателей качества, или напрасных затрат ресурсов на высокое качество документов, слабо влияющих на функциональную пригодность ПС и общее качество документации проекта в целом.[3]
При первичной оценке ресурсов, необходимых для документирования сложных проектов ПС наибольшее значение имеют три ключевых фактора:
- размер – масштаб, подлежащих разработке полностью новых программных компонентов и документов;
- размер и относительная доля готовых программных компонентов и документов, которые могут быть заимствованы из предшествовавших проектов и повторно использованы в новом проекте ПС;
- относительные затраты ресурсов на создание проекта с оцененным масштабом: труда специалистов, времени, бюджета на единицу размера (на строку текста программ) или полные затраты на разработку всего ПС и комплекса документов.
Оценивая масштаб, функции и требования к документации, заказчик и разработчики должны хотя бы приближенно представлять тот объем затрат и физический размер комплекса документации, который придется создать в процессе всего жизненного цикла ПС, а также для обеспечения его эффективного применения. Известно, что на документирование крупномасштабных ПС требуется до 20 – 30% общей трудоемкости создания таких проектов, а для относительно малых проектов около 10% трудоемкости. Представляет интерес оценка ориентировочного физического объема документации (например, в стандартных страницах А4 или эквивалентных объемов файлов) для проектов комплексов программ.
Менеджер проекта для оценок документации должен подготовить план выполнения документирования в жизненном цикле ПС. Этот план должен содержать описания соответствующих работ и задач и обозначения создаваемых программных продуктов и документов.
Он должен охватывать (но не ограничиваться) следующие задачи: [4]
- установление графиков и сроков своевременного решения задач документирования;
- оценку необходимых трудозатрат на создание каждого документа и всего комплекса;
- определение времени, необходимого для выполнения конкретных задач документирования;
- распределение задач документирования по исполнителям;
- определение обязанностей исполнителей по созданию содержания документов;
- выделение критических ситуаций, связанных с задачами или самим процессом документирования;
- установление критериев управления и обеспечение качества документов;
- обеспечение внешних условий и определение инфраструктуры проекта системы для выполнения процесса документирования.
В проекте ПС должен быть определен базовый график выполнения работ, а графики документирования отдельных документов должны быть связаны и согласованы с этим базовым графиком. Менеджер каждого программного проекта должен стремиться по возможности использовать существующую организационную инфраструктуру документирования на предприятии. Должен быть определен механизм для разрешения или преодоления конфликтных ситуаций между менеджером всего проекта ПС и администратором процесса документирования на соответствующем уровне их полномочий по организационному управлению. Это положение является общим для всех контрольных этапов, связанных с выполнением договорных обязательств по вспомогательным процессам (например, определением конкретной базовой версии), поэтому необходимы синхронизация соответствующих планов и своевременное уведомление менеджера ПС о всех затруднениях, возникающих при выполнении соответствующих задач процессов документирования.