Файл: Правовые основы организации нотариата (Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность
1.1 История юридической регламентации нотариальной деятельности в России
1.2 Правовое регулирование нотариальной деятельность по действующему законодательству РФ
1.3 Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности.
Глава 2. Система и организационные основы деятельности нотариата
2.1 Нотариус как центральная фигура института нотариата
2.2 Законодательство о нотариате в России: актуальные проблемы и решения
Введение
Современные рыночные отношения в России, обострение отношение товарооборота, приобретения и отчуждения собственности, различного имущества, а также неимущественных прав, способствует усилению роли нотариата. Этот институт юстиции стал чрезвычайно популярным. Преимущества нотариальной защиты осознаются сегодня обывателями, желающими оградить себя от возможных споров, проблем и сложностей, желающих защитить свои имущественные права: в нотариальные конторы идут, чтобы заверить договор купли-продажи недвижимости, брачный договор, завещание, доверенность.
Ежегодно в нашей стране совершается более 50 миллионов нотариальных действия – это значит, что каждый третий житель России обращается к нотариусу по тому или иному вопросу. Нотариус – наиболее «народный» представитель юридической профессии.
Актуальность изучения правовых основ деятельности российского нотариата основывается на нескольких положениях. Во-первых, российский нотариат является членом международного союза латинского нотариата, объединяющего более шестидесяти государств и занимающегося вопросами сближения национального законодательства, распространением положительного опыта в нотариальной сфере. Свободный нотариат, нотариат латинского типа, является единственной формой нотариата, которая отвечает потребностям демократического государства. Российский нотариат, как и во всех странах латинского нотариата, является институтом предупреждения правосудия. Что это значит – это значит, что нотариат является способом не доводить дело до суда. Деятельность нотариуса и направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Поэтому государству надо знать потенциал нотариата и использовать его.
Исходя из этого важно определить, достаточно ли на законодательном уровне определены функции нотариата как института превентивного правосудия, соответствует ли российской законодательство о нотариате международным нормам.
Во-вторых, в концептуальной программе развития нотариата в России заложено, что нотариат способен серьезным образом разгрузить перегруженные суды, обладая большими возможностями по защите прав и интересов граждан и юридических лиц. Большое количество споров – показатель нездоровых экономических и социальных отношений в стране, и именно нотариат является тем институтом, который должен взять на себя обязательства разрешения возможного спора во внесудебном порядке.
Совершенствование законодательства о нотариате, а точнее – концептуальные положения развития российского нотариата должны способствовать наделению нотариальных органов большими полномочиями в вопросах защиты прав граждан и профилактики обращений в суды. При некоторых условиях одним из решений является повышение статуса нотариального акта.
Целью данного исследования является изучение организационно-правовых основ деятельности нотариата в современной России. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть историческо-правовой генезис становления нотариата в России;
- определить нормативную базу современной деятельности нотариата – изучить юридическое регламентирование нотариата;
- определить основы правового статуса нотариуса;
- описать организационные основы нотариальных палат субъектов РФ и Федеральной нотариальной палаты;
- наметить пути совершенствования законодательства о нотариате и в целом развития нотариата в России как института правозащиты;
- в заключение подвести итоги проделанному исследованию.
Объектом исследования являются отношения по поводу организации нотариальной деятельности в Российской Федерации. Предметом исследования являются национальные нормативно-правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и списка литературных источников. В первой главе рассматриваются общие положения о нотариате (исторический очерк, принципы деятельности нотариата, правовое регулирование деятельности нотариата), вторая глава рассматривает систему и организационные основы деятельности нотариата. Важно то, что нотариат в России существует в двух ипостасях – государственный и частный. Деятельность нотариусов вне зависимости от статуса во многом схожа, но значительно отличаются организационные основы деятельности и методы контроля за деятельностью нотариусов. Третий параграф второй главы посвящен рассмотрению вопросов и перспектив взаимоотношений нотариата с другими органами - правоохранительными, судебными, иными, а также возможные пути развития нотариата в нашей стране.
При написании использовался пласт российского законодательства о нотариате, материалы судебной практики, учебная и научная литература современных и классических авторов, периодические издания, электронные источники с сервера Федеральной нотариальной палаты.
Практическая значимость работы в том, что она может быть использована в качестве учебного пособия при изучении нотариата в рамках учебных предметов «правоохранительные органы» или «гражданский процесс». Кроме этого, исследование может быть полезно всем гражданам, желающим обратиться к нотариусу. Не вызывает сомнений тот факт, что определенный процент необращения граждан за помощью нотариуса связан с тем, что население не достаточно информировано о нотариальных услугах и их значимости. Поверхностное представление о необходимости своевременного обеспечения охраны своих субъективных прав путем обращения к нотариусу является причиной многих конфликтных ситуаций, которые могут приключиться с каждым гражданином. Данное исследование в определенной мере может способствовать ликвидации правовой безграмотности российских граждан в отношении института нотариата.
Глава 1. Юридическая регламентация нотариальной деятельности: история и современность
1.1 История юридической регламентации нотариальной деятельности в России
Появление и распространение нотариата на Руси было вызвано рядом объективных причин, среди которых главное место занимает расширение торговой деятельности и торгового оборота, в результате чего устная форма сделки перестала отвечать потребностям контрагентов, желающим обезопасить себя.
В допетровские времена различного рода акты составлялись особыми доверенными людьми – площадными подьячими, которые были объединены в особую организацию. Этот прообраз нотариальной деятельности был отменен в Петровскую эпоху и с того времени нотариальное дело на Руси не могло наладиться в соответствие с теми высокими требованиями, которые предъявляла жизнь к нотариальной охране прав.[1]
Большинство исследователей выделяют три периода развития нотариальных учреждений на Руси:
- первый период – упомянутые площадные подьячие. Площадными они назывались по месту своей деятельности - площади (наиболее известное место - Ивановская площадь в Московском Кремле; также площадные подьячие были в Новгороде, Пскове, Твери, Ивангороде, Вологде, Муроме, Ярославле).
В состав подьячих поступали люди разных классов. Подьячие не считались служилыми людьми; они составляли особую артель с круговой порукой друг за друга. Численность подьячих зависела от величины города, как правило, она определялась указом непосредственно государя и нигде не превышала двацати человек. Численность строго контролировалась «площадной организацией» - неким объединением подьячих: каждый из них был заинтересован в ограничении числа «коллег», чтобы сохранить относительно высокий заработок для уже действующих подьячих, поскольку плата с клиентов бралась по соглашению и делилась поровну. Назначение «на площадь» происходило по указу царя. Претендент составлял челобитную с просьбой о назначении «на площадь», выборные старосты давали ему деловую и нравственную характеристики, вся корпорация несла круговую поруку в возмещении ущерба от деятельности своего члена. Выборные старосты уполномочивались осуществлять надзор за подьячими, чтобы те не составляли различных незаконных документов, не укрывали доходы и заботились о пополнении государственной казны за счет взимаемых пошлин и регистрационных сборов.
Форма для всех актов, совершавшихся подьячими, была примитивна и проста, как и сами органы их составлявшие. Акты писались всегда в первом лице от имени совершателя и начинались словами «Се азъ такой то»[2]
- второй период - с 1649 г. (вступление в силу Уложения царя Алексея Михайловича) по 1866 г. - отличается бессистемным формированием различных нотариальных учреждений, создававшихся для регулирования различных групп правоотношений и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства. Уложение 1649 г. впервые разделило функции публичного органа, удостоверяющего сделку, и органа, ее регистрирующего.
В 1699 г. крепостные дела, традиционно бывшие в ведении площадных подьячих, были переданы Петром I в ведение Поместного приказа, а немного позже - Ратуши. Однако чиновники этих органов так явно продемонстрировали некомпетентность и мздоимство, что в 1701 г. составление крепостей (то есть закреплений сделок, соглашений и т.п.) было вновь перенесено на площадь. Руководство же площадными подьячими было передано Оружейной палате, с 1706 г. - Ратуше, а с 1719 г. - Юстиц-коллегии. При этом произошли существенные изменения в статусе площадных подьячих, которые отныне стали чиновниками-писцами, получавшими жалованье.
Постепенно нотариальные учреждения в России распались на две обособленные части: крепостную и собственно нотариальную. Собственно нотариальная часть, которую представляли различные маклеры и нотариусы, имеет в России более короткую историю.
Органы, выполнявшие нотариальные функции, можно объединить в три группы.
1. Публичные (городские) нотариусы, находившиеся в ведении органов городского управления. Кандидатами становились прошедшие конкурс чиновники с учетом их послужного списка, отзывов начальства, непорочности службы и личных качеств. Купеческое сообщество выбирало одного из них, а на должность нотариуса он утверждался городским главой. Нотариус обязан был дать присягу, в противном случае он не допускался к отправлению должности. Нотариусы считались государственными чиновниками, но права на производство в чины не имели, жалованья не получали, дисциплинарной ответственности подлежали наравне с другими чиновниками. Все их действия признавались публичными, санкционированными государством. Нотариусам запрещалось заниматься коммерческой деятельностью, отлучаться от места исполнения обязанностей. Компетенция публичных нотариусов заключалась в засвидетельствовании различных сделок, протесте векселей в неплатеже, свидетельствовании заемных писем по причине неплатежа.
2. Биржевые нотариусы. Они избирались купеческим обществом из среды купцов или мещан, предпочтение отдавалось людям грамотным, добросовестным, разбирающимся в торговле и финансах. Утверждение в должности избранного нотариуса производилось Департаментом внешней торговли. Биржевые нотариусы вправе были свидетельствовать явку договоров, заключенных иностранными гражданами и российскими подданными, протестовать векселя, выданные иностранными гражданами, совершать морские протесты, свидетельствовать верность перевода документов, совершать все действия, входящие в компетенцию публичного нотариуса.[3]
3. При отсутствии нотариуса его функции исполнялись магистратами, ратушами, думами, таможенными чиновниками, становыми приставами, торговыми словесными судами.
Каждый нотариус вел книгу, в которую вносились все удостоверяемые акты, и книгу денежных сборов; он имел собственную печать, а биржевой нотариус - три печати на английском, немецком и французском языках.
- и, наконец, третий период – с 1866 года по 24 ноября 1917 г. (принятие Декрета №1 о суде[4], упразднившего существовавшие судебные установления, что повлекло фактическое прекращение деятельности нотариальных учреждений)[5].
Считается, что русский нотариат в его представлении, более приближенном к современному, возник 14 апреля 1866 года и введен 15 ноября 1867 года – как один из элементом проводимой судебной реформы. Как совершенно справедливо замечает А.Г.Олейнова, изменение экономической и политической жизни страны влекло, как следствие, необходимость коренных преобразований организации нотариальных органов. Дореформенный нотариальный порядок перестал отвечать постоянно развивающимся гражданско-правовым отношениям и торговому обороту. В эпоху великих реформ XIX века было преобразовано и нотариальное дело[6].
Однако по свидетельству современников происходящих преобразований в Российской Империи – виднейших деятелей правовой науки 19-начала 20 века, принятое Нотариальное положение не вывели нотариат на широкий путь общественного служения, поскольку законодателем и обществом не было осознано большое значение нотариата.
В частности, К.П.Победоносцев через 30 лет после принятия Нотариального положения 1866 года пишет, что «новый нотариат оказался неудачным учреждением, возбуждающим горькие жалобы. Отправления этого учреждения разделены по новому порядку между нотариусами и старшими нотариусами; но как те, так и другие поставлены своею инструкцией в неправильное отношение к делу. Нотариусам предоставлено составление актов; но им не вменено в обязанность справляться с запретительными книгами и объявлениями, которых они и не имеют, следовательно, должны составлять акты, так сказать, на удачу»[7].