Файл: Проектирование БД для работника склада.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Но что же такое база данных? База данных – это организованная в соответствии с определенными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Но для того, чтобы пользователь мог ввести свои данные в БД и при необходимости вывести это данные на экран, были разработаны СУБД. СУБД – совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

На рынке программного обеспечения (далее ПО) есть много различных СУБД, такие как Oracle, MS SQL, My SQL, Firebird, PostgreSQL. Использование данных СУБД зависит от возлагаемых на них задач. В крупных фирмах и организациях могут использоваться Oracle или MS SQL или другие аналоги, обрабатывающие миллионы транзакций к БД. Данные СУБД отличаются от того же My SQL. Это огромные программные решения, имеющие в своем составе инструментарий для создания форм, без использования конкретного языка программирования, или для интуитивной и понятной разработки отчетности для пользователей.

1. Аналитическая часть

1.1. Описание предметной области

Ведение базы товара, хранящегося на складах. Ведение информации о сотрудниках, работающих на складе. Учет товара, поступающего на склад посредством накладных. Хранение информации о накладных.

Данные в БД будут поступать посредством ручного заполнения спроектированных и разработанных форм по:

  1. товару,
  2. складу,
  3. сотруднику склада,
  4. накладным.

Пользователю будут доступны следующие формы отчетов:

  1. Общая информация по товару, хранящемуся на конкретном складе.
  2. Информация о поступившей накладной и товаре в ней указанном.
  3. Информация по сотрудникам, работающим на конкретном складе.

Данная БД будет многопользовательской. БД должна поддерживать одновременный доступ нескольких пользователей к ней.

Для пользователей будут доступны следующие роли:

  1. Сотрудник кадрового отдела;
  2. Сотрудник склада;
  3. Директор склада.
  4. Директор фирмы складов.

Для роли Сотрудник кадрового отдела должна быть доступна формы заполнения информации о сотруднике склада и его должности.

Для роли Сотрудника склада должна быть доступна форма заполнения информации по накладным и товаре, содержащемся в накладной, форма просмотра товара на складе.

Для роли Директор склада должны быть доступны формы и информация по складу, к которому привязан директор.

Для роли Директор фирмы складов должны быть доступны все формы и информация по товару на складах.

1.2. Выбор средств/методологии проектирования. Выбор СУБД.

На этапе разработки базы данных важным этапом является выбор инструментария для разработки структуры базы данных. Выбор конкретного инструментария для разработки – это совокупность выбора, который совмещает в себе цену, удобство и быстроту разработки, но в данному случае будут выделены критерии, по которым данным инструментарий будет выбираться.

Критерии отбора:

  1. Цена;
  2. Интерфейс разработки
  3. Перенос разработанной схемы под конкретную СУБД.
  4. Избыточность в интерфейсе.

Сравнение инструментария представлено в таблице 1:

Таблица 1. Сравнение инструментария

Инструментарий

Цена

Интерфейс

Перенос

Избыточность

MS Visio

11927 рублей

Интуитивно понятный

-

Нет

Erwin

от 60000 рублей

Сложный в освоении неподготовленным пользователям

+

Да

MySQL Workbench

Бесплатно

Сложный в освоении неподготовленным пользователям

+

Да

dbForge Studio

от 11000 тыс рублей

Сложный в освоении неподготовленным пользователям

+

Да

HeidiSQL

Бесплатно

Сложный в освоении неподготовленным пользователям

+

Да

Мой выбор пал на MS Visio. Не смотря на его цену, он входит в состав набора офисных программ MS Office. В нем нет лишних функций, за которые можно переплатить, и которые нужно долго осваивать, обладает интуитивно понятным интерфейсом. В рамках разработки MS Visio подойдет лучше всего. Остальные программные комплексы требуют небольшого или долгого освоения по времени.


Мой выбор для использования СУБД пал на следующие СУБД:

  1. Oracle,
  2. MS SQL,
  3. MS Access;
  4. My SQL.

При первичном рассмотрении Oracle, MS Access, MS SQL и MY SQL от MS SQL и MY SQL пришлось отказаться по причине того, что для них нужно будет создавать отдельно формы на определенном языке программирования. Oracle и MS Access уже имеют встроенный функционал по разработке форм. Но при более глубоком анализе использование Oracle имеет свои подводные камни, такие как вычислительные ресурсы. Для данной СУБД нужно будет разворачивать отдельную серверную электронно-вычислительную машину (далее ЭВМ). Из данного списка остается MS Access.

1.3. Проектирование логической структуры базы данных.

На начальном этапе выделено четыре базовые сущности:

  1. Сотрудник;
  2. Накладная;
  3. Склад;
  4. Товар.

Для сущности Сотрудник определены следующие атрибуты:

  1. Идентификатор;
  2. Имя;
  3. Фамилия;
  4. Имя отчество;
  5. Должность;
  6. Дата приема на работу.

Для сущности Накладная определены следующие атрибуты:

  1. Идентификатор накладной;
  2. Идентификатор работника, принявшего накладную;
  3. Идентификатор склада;
  4. Номер накладной;
  5. Дата приема;
  6. Дата создания накладной.

Для сущности Склад определены следующие атрибуты:

  1. Идентификатор склада;
  2. Наименование склада;
  3. Адрес склада;
  4. Размер склада.

Для сущности Товар определены следующие атрибуты:

  1. Идентификатор;
  2. Наименование товара;
  3. Размер товара;
  4. Количество товара;
  5. Описание товара;
  6. Категория товара.

Отношение сущностей показано на рисунке 1:

Рисунок 1. Первичные связи и атрибуты.

На рисунке 1 есть не разрешенные связи многие ко многим, данные связи нужно привести в отношения один ко многим, так же нужно внести две справочные сущности по Сотруднику и по Товару и ввести дополнительную сущность для Накладной.

Для разрешения связей многим ко многим определены следующие сущности:

  1. Товар склад;
  2. Сотрудник-склад.

Для корректного ввода информации по товару и сотруднику определены сущности:

  1. Категория;
  2. Должность;

Для накладной вводится дополнительная сущность с названием Товар в накладной. Данная сущность вводится для отображения отчетности по накладным.


Для сущности Категория определены атрибуты:

  1. Идентификатор
  2. Категория.

Для сущности Должность определены атрибуты:

  1. Идентификатор;
  2. Должность.

Для сущности Товар в накладной определены атрибуты:

  1. Идентификатор;
  2. Наименование товара;
  3. Размер товара;
  4. Количество товара;
  5. Описание товара;
  6. Идентификатор категории.
  7. Идентификатор накладной

Для сущности Товар-склад определены атрибуты:

  1. Идентификатор склада;
  2. Идентификатор товара.

Для сущности Сотрудник-склад определены атрибуты:

  1. Идентификатор склада;
  2. Идентификатор сотрудника.

На рисунке 2 представлено отображение всех связей и отношений сущности с определенными им атрибутами.

Рисунок 2. Связи, атрибуты, сущности.

1.4. Проектирование физической структуры базы данных

На рисунке 3 представлена общая схема разработанной базы данных в среде СУБД MS Access.

Рисунок 3. Общая схема БД в MS Access.

На рисунке 4 представлена структура таблицы Product (Товар) в среде MS Access.

Рисунок 4. Схема таблицы Product (Товар).

На рисунке 5представлена структура таблицы Categories (Категории) в среде MS Access.

Рисунок 5. Схема таблицы Categories (Категории).

На рисунке 6 представлена структура таблицы Store (Склад) в среде MS Access.

Рисунок 6. Схема таблицы Store (Склад).

На рисунке 7 представлена структура таблицы WorkStore (Сотрудник-Склад) в среде MS Access.

Рисунок 7. Схема таблицы WorkStore (Сотрудник-Склад).

На рисунке 8 представлена структура таблицы Worker (Сотрудник) в среде MS Access.


Рисунок 8. Схема таблицы Worker (Сотрудник).

На рисунке 9 представлена структура таблицы Positinon (Должность) в среде MS Access.

Рисунок 9. Схема таблицы Positinon (Должность).

На рисунке 10 представлена структура таблицы Invoice (Накладная) в среде MS Access.

Рисунок 10. Схема таблицы Invoice (Накладная).

На рисунке 11 представлена структура таблицы ProdStore (Товар-Склад) в среде MS Access.

Рисунок 11. Схема таблицы ProdStore (Товар-Склад).

На рисунке 12 представлена структура таблицы ProdInInvoice (Товар в накладной) в среде MS Access.

Рисунок 12. Схема таблицы ProdInInvoice (Товар в накладной).

2. Инструкция по работе с базой данных.

2.1 Последовательность шагов по заполнению данных вручную.

На начальном этапе должны быть заполнены справочные таблицы Должность и Категории. Данные в таблицах можно заполнить следующими способами:

  1. Вручную через заполнение полей в таблице;
  2. С помощью оператора языка SQL Insert.

В дальнейшем данные в таблицах Должность и Категории нужно будет заполнять через специально разработанные формы, описанные в разделе 2.2.

Ручное заполнение данных в таблицах осуществляется следующим образом:

  1. Открываете файл с БД. Файл имеет названия DataB.accdb.
  2. В списке таблиц нужно найти таблицу Position или Categories. В каком порядке заполнять таблицы не имеет значения.
  3. Двойным нажатием по таблице откроется окно для ручного заполнения данных в БД.
  4. В строки таблицы нужно внести данные и нажать Сохранить(Save) или комбинацию клавиш CTRL+S.

Для данных таблиц оператор Insert будет иметь следующий вид:

  1. Для таблицы Должность – INSERT INTO Position (Posname) VALUES ('Ведущий специалист');
  2. Для таблицы Категория – INSERT INTO Categories ( Catname ) VALUES ('Компьютер');