Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теперь попробуем дать определение индивидуальной предпринимательской деятельности. Вполне обосновано можно предполагать, что предпринимательская и индивидуальная предпринимательская деятельность соотносятся как родовое и видовое понятие соответственно. По этому, для дачи определения индивидуальной предпринимательской деятельности нам, в первую очередь, необходимо определить отличительные черты индивидуальной от иных видов предпринимательской деятельности.[10]

Главным отличием в таком случае, бесспорно, будет субъект, осуществляющий такую деятельность. Им является индивидуальный предприниматель - лицо, зарегистрированное таковым в установленном законом порядке. Кроме этого, выделяются следующие признаки индивидуальных предпринимателей: «единство правоспособности и дееспособности, их одновременное возникновение и момент регистрации государственным органом в качестве индивидуального предпринимателя; наличие системы установленных законом требований к субъекту индивидуальной предпринимательской деятельности».

Таким образом, индивидуальная предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, гражданина зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Право физических лиц на осуществление предпринимательской деятельности 

Рассматриваемый нами вопрос, безусловно, имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение исследуемого вопроса заключается в необходимости уяснения содержания соответствующего права. Практическое значение состоит в том, чтобы определить не только объём права физических лиц на осуществление предпринимательской деятельности, но и степень его реализации посредством принятия нормативно-правовых актов меньшей юридической силы.

Прежде всего, следует сказать, что рассматриваемое право предусмотрено ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ), согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».


Для рассмотрения данного вопроса, необходимо установить субъектов, на которых распространяется указанная правомочность (возможность обладать правом). Формулировка «каждый», употребляемая в данной статье, означает, что соответствующая возможность принадлежит всем физическим лицам, без какого либо исключения. Однако в юридической литературе существует довольно распространённое мнение о том, что положения данной статьи относится и к юридическим лицам13 которое, к тому же, подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации (далее -КС РФ) Данное утверждение представляется спорным исходя из следующего. Во- первых, II раздел Основного закона, в соответствии с его названием, определяет права и свободы только человека и гражданина, а не юридического лица.[11] Кроме этого, категория «права», хоть и используется в законодательстве относительно юридических лиц, но не является характерной для них.

Теоретическое несоответствие проявляется хотя бы в ракурсе деления прав на естественные и позитивные. Понятное дело, невозможно вести речь о «естественных» правах юридического лица. Кроме этого, трудно представить то, как юридическое лицо реализовывает своё право на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской деятельности являясь некоммерческой организацией. Какие вообще «способности» могут быть у такого субъекта и в чём они могут проявляться. Даже если юридическое лицо и является коммерческой организацией, то реализация права на предпринимательскую деятельность осуществляется не таким юридическим лицом, а конкретными физическими лицами посредством создания (участия) в этой коммерческой организации. По сути, юридическое лицо это творение «рук» человека и призвано, среди прочего, служить «инструментом», «организационной формой» реализации его прав.[12]

Так же ч. 2 ст. 34 Конституции РФ устанавливаются одновременно гарантии и границы реализации данного права: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В данном случае, гарантией исследуемого права является запрет кому-либо осуществлять деятельность, ущемляющую права других участников отношений. К этим участникам относятся как другие субъекты экономической деятельности, так и потребители. Следует признать, что в конечном итоге, права потребителя, в частности на качественную продукцию и услуги, в случае недобросовестной конкуренции или излишней монополизации рынка, так же ставятся под угрозу. В тоже время, границами осуществления права является запрет для конкретного лица на такую деятельность, которой осуществляется недобросовестная конкуренция и монополизация. Поэтому рассматриваемая норма так же является универсальной.


Как общеизвестно, нормы Конституции РФ обладают прямым действием. Однако, как бы законодатель не хотел придать Основному закону прямое действие, в своём большинстве его положения носят декларативный характер. Так, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации16, нормы Основного закона применяются напрямую только тогда, когда они полностью, «комплексно» регулируют конкретное общественное отношение, сложившуюся правовую ситуацию. Иными словами, только тогда, когда по данному направлению отсутствует законодательное регулирование «уточняющее» и определяющее порядок реализации конституционного предписания.

Не является исключением и право на предпринимательство. В настоящее время законодательство об осуществлении предпринимательской деятельности очень обширно, что вызывает определённые трудности в его систематизации и анализе. Осуществляя правовое регулирование экономических отношений, государство, по сути, выполняет свою внутреннюю экономическую функцию.[13]

В связи с этим, С.Т. Чумаков видит главную задачу государства в «создании не только жестких правил, но и таких условий (правовых, экономических), при которых любому субъекту бизнеса было бы наиболее выгодно только цивилизованное, законопослушное ведение дел, что являлось бы гарантией его безопасности». Попробуем проанализировать насколько государство выполняет такие задачи.

Так, в рамках защиты предпринимателя от недобросовестной конкуренции и монополизации принят соответствующий федеральный закон, действует и специальный закон о защите субъектов предпринимательства от произвола контролирующих органов при проведении проверок законодательство о проведении закупок. Безусловно, стоит отдать должное законодателю, который пытается защитить право на предпринимательство от необоснованных нарушений, однако, следует так же отметить, что качество правового регулирования и реализация исследуемого права на практике, это две разные вещи. Причём, последнее, в большей степени зависит от эффективности применения закона, чем от его качества. Исходя из этого, необходимость контроля за соблюдением прав индивидуальных предпринимателей, приобретает исключительно важное значение.

Как отмечает А.Н. Палагина, «в 2012-м году одним из ключевых событий в системе поддержки бизнеса стало появление должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченного) в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом». Появление данной должности позволяет оценить проблем реализации права на предпринимательство в количественных и качественных показателях.


Анализ деятельности Уполномоченного позволяет говорить о том, что самой незащищённой группой бизнеса являются представители малого и среднего бизнеса, то есть в своём большинстве – индивидуальные предприниматели. При этом наиболее многочисленные жалобы поступили в сфере торговли. При этом, данные жалобы в своём большинстве адресованы в отношении органов государственной власти. Проблемы неэффективного законодательного регулирования по количественному показателю (количество жалоб) находятся на втором месте. Основная причина таких жалоб субъектов предпринимательства состоит в том, что действующие, а так же принимаемые нормативно-правовые акты государства существенно ухудшают их свободу, увеличивают давление на бизнес, препятствуя ему тем самым. Третьей по величине проблемой является многочисленные проявления недобросовестной конкуренции, проблемные отношения с государственными монополиями, банкротство, рейдерские захваты, проблемы проведения государственных аукционов и торгов (доступ к гос. заказу).

Кроме перечисленного в научной литературе выделяются следующие проблемы реализации используемого права общего характера. К ним, по мнению автора, относятся: чрезмерное вмешательство государства в качестве регулятора в экономику. Данную проблему ещё можно назвать проблемой разработки экономической политики государства; нестабильность законодательства.

Как отмечает В.В. Мельнкиов, «частые изменения законодательных актов крайне негативно сказываются на эффективности защиты прав предпринимателей»; невысокая эффективность судебной защиты права на предпринимательство. Вышеперечисленные «частные» проблемы бизнеса говорят о комплексном характере общей проблемы реализации права человека на предпринимательство. Исходя из этого, утверждать то, что проблему может исправить принятие какого либо одного закона или внесение изменений в действующий, не представляется возможным. Глобальность проблемы обуславливается её взаимосвязью с другими сферами жизни общества – социальной, культурной и политической.

Основываясь на этом, можно утверждать, что решение проблемы правового регулирования права на предпринимательство возможно только в рамках общегосударственной программы, предусматривающей систему взаимосвязанных мер как правового, так организационного и другого характера. Выше были показаны основные направления, по которым наблюдается наибольшее количество жалоб от представителей малого и среднего бизнеса. В основном, это те сферы, которые уже получили


«усовершенствованное» правовое регулирование: государственные и муниципальные закупки, отношения между бизнесом и контролирующими органами, налоговые отношения и прочее. Данная ситуация лишний раз подтверждает невозможность искать пути решения проблемы только лишь правовыми методами.[14]

Учитывая это, проблемы реализации прав человека на предпринимательскую деятельность необходимо искать не только в праве, хотя в этом сегменте они не менее заметны, а и в экономических, политических и некоторых других социальных аспектах. Решение вопроса о качественном правовом регулировании исследуемого вопроса не обязательно будет гарантировать решение проблемы в целом. В данном случае можно вести речь только о создании правовых условий (гарантий) осуществления права, эффективного механизма реализации и не более.[15]

Выводы по главе 1

Подводя итоги написания данного параграфа, можно сделать вывод о том, что субъектами предпринимательства являются как физические, так и юридические лица. Одновременно с этим, физические лица осуществляют предпринимательскую деятельность и путём создания и участия в деятельности юридического лица. Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности, как, впрочем, и любое другое юридическое лицо, немыслимо и невозможно без физического лица (лиц) создавших и принимающих участие в его деятельности, что не позволяет говорить о «независимости» первого от последних и самостоятельности в принятии решений. Таким образом, представляется, что физические лица (здесь и далее – граждане) имеют возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в двух основных формах (видах) – индивидуальной и коллективной (путём создания юридического лица или участия в его дальнейшей деятельности).

Глава 2. Гражданско-правовая  характеристика  статуса индивидуального предпринимателя