Файл: Теория государства и права. Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сословно-представительная oc монархия oc - oc власть oc монарха oc ограничена oc сословно oc представительным oc органом oc (собранием: oc духовенства, oc дворянства, oc купцов).

Конституционная oc монархия oc - oc власть oc монарха oc значительно oc ограничена oc представительным oc органом. oc Ограничение oc определяется oc конституцией.

Парламентская oc монархия oc - oc власть oc монарха oc в oc законодательной, oc исполнительной oc и oc судебной oc сферах oc фактически oc отсутствует, oc являясь oc символической.

Дуалистическая oc монархия oc - oc государственная oc монархия, oc носящая oc двойственный oc характер. oc Практически oc и oc юридически oc разделена oc между oc правительством, oc формируемым oc парламентом oc и oc монархом.

Республика oc - oc это oc такая oc форма oc правления, oc при oc которой oc глава oc государства oc является oc выборным oc и oc сменяемым, oc а oc его oc власть oc считается oc производной oc от oc избирателей oc или oc представительного oc органа.

Признаки oc республики:

  1. выборность oc власти;
  2. ограничение oc срока oc полномочий;
  3. зависимость oc от oc избирателей.

В oc теории oc государства oc существуют oc различные oc классификации oc республик.

Так, oc например oc - oc единовластные oc республики, oc которые oc подразделяют oc на oc идеократические oc и oc неидеократические.

Единовластные oc республики oc формально oc похожи oc на oc республики, oc основанные oc на oc разделении oc властей, oc им oc всегда oc присущ oc антидемократический oc режим.

В oc идеократической oc республике oc отсутствует oc идеологический oc и oc политический oc плюрализм. oc Примером oc может oc служить oc СССР, oc где oc формально oc вся oc власть oc принадлежала oc Советам, oc а oc фактически oc - oc Коммунистической oc партии.

Неидеократические oc республики oc распространены oc в oc Африке. oc В oc них oc нет oc государственной oc или oc общеобязательной oc идеологии oc и oc отсутствует oc политический oc плюрализм.

Большинство oc современных oc республик oc основано oc на oc разделении oc властей.

Президентская oc республика.

1. Президент является главой государства.

2. Правительство несет ответственность перед Президентом, а не перед Парламентом.

3. Президент избирается всенародно или выборщиками.

4. Президент имеет право "вето" на законы, принимаемые Парламентом.

5. Президент формирует правительство, назначает, перемещает и отстраняет членов правительства.

6. Президент обладает полномочиями Парламента и т. д

Парламентская республика.

  1. Верховенство Парламента.
  2. Формирование правительства на парламентской основе лидером победившей на выборах партии.
  3. Ответственность правительства за свою деятельность перед Парламентом, а не перед Президентом.
  4. Президент (глава государства) избирается Парламентом, либо специальной коллегией, образуемой Парламентом.

5. Правительство формируется и возглавляется Премьер-министром.

6. Обладает правом роспуска Парламента. [12, с.46].

Президентские республики (США, Бразилия, Сирия).

Парламентские республики (Германия, Италия, Турция).

Смешанные (Франция, Финляндия, Польша).

Характерной чертой смешанных республик является двойственная ответственность правительства и перед Президентом, и перед Парламентом.

2.3 Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутреннее oc строение oc государства, oc способ oc его oc территориально-политического oc деления, oc обусловливающий oc определенные oc взаимоотношения oc органов oc всего oc государства oc с oc органами oc его oc составных oc частей.

По oc форме oc государственного oc устройства oc государства oc подразделяется oc на oc унитарные oc и oc федеративные.

Унитарное oc государство oc - oc это oc единое oc цельное oc государство, oc состоящее oc из oc административно-территориальных oc единиц, oc не oc обладающих oc признаками oc государственности.

В oc зависимости oc от oc степени oc централизации, oc унитарные oc государства oc делятся oc на oc централизованные oc и oc децентрализованные.

В oc централизованном oc государстве oc во oc главе oc местных oc органов oc власти oc стоят oc назначенные oc центром oc чиновники oc (Норвегия, oc Дания, oc Румыния).

В oc децентрализованном oc государстве oc существует oc определенная oc самостоятельность oc местных oc выборных oc органов oc власти oc в oc решениях oc региональных oc вопросов oc (Испания, oc Франция).

Федеративное oc государство oc - oc это oc государство, oc состоящее oc из oc ряда oc государств oc или oc государственных oc образований, oc на oc территории oc которого oc действуют oc федеральные oc и oc республиканские oc органы oc власти oc (США, oc Мексика, oc Индия, oc Российская oc Федерация, oc Австралия).

Федерации oc по oc способу oc образования oc делят oc на oc договорные, oc конституционные oc и oc договорно-конституционные.

Договорные oc федерации oc образуются oc путем oc слияния oc ранее oc независимых oc государств oc в oc одно oc федеративное oc государство oc на oc основе oc договора oc между oc ними. oc К oc примеру, oc Танзания.

Конституционные oc федерации oc образуются oc путем oc разделения oc ранее oc единого oc государства oc на oc составные oc части oc - oc субъекты oc (Германия, oc Индия, oc российская oc Федерация).

Национальные oc федерации oc включают oc в oc себя oc субъекты, oc образованные oc по oc признаку oc национального oc состава oc населения oc (Чехословакия, oc Югославия).


Территориальные oc федерации oc образованы oc без oc учета oc национального oc признака oc или oc в oc мононациональных oc государствах oc (США, oc Германия, oc Австрия).

Смешанные oc (национально-территориальные) oc федерации oc характеризуются oc тем, oc что oc одна oc часть oc субъектов oc образована oc по oc национальному oc признаку, oc а oc другая oc без oc учета oc такового oc (Индия, oc Канада).

Конфедеративные oc государства oc - oc это oc союз oc суверенных oc государств, oc образованный oc для oc совместного oc решения oc политических, oc экономических oc иди oc военных oc задач.

Конфедерация oc - oc это:

  1. oc временный oc союз, oc создаваемый oc для oc определенной oc цели;
  2. oc подлежит oc либо oc распаду, oc либо oc превращается oc в oc федерацию;
  3. oc государства oc - oc члены oc конфедерации oc - oc полностью oc суверенны;

4) oc существуют oc лишь oc некоторые oc общие oc органы oc власти.

В oc современном oc мире oc конфедераций oc не oc существует.

Существовавшие oc ранее oc конфедерации oc либо oc распались, oc либо oc превратились oc в oc федерации oc - oc Содружество oc Независимых oc Государств oc (СНГ), oc в oc составе oc которого oc - oc государства, oc ранее oc входившие oc в oc СССР, oc не oc является oc конфедерацией.

2.4 Политический режим

Политический oc режим oc - oc это oc совокупность oc средств oc и oc способов oc осуществления oc политической oc власти, oc выражающая oc ее oc содержание oc и oc характер. oc Политический oc режим, oc будучи oc одной oc из oc характеристик oc формы oc государства, oc непосредственно oc влияет oc на oc форму oc государственного oc устройства oc и oc форму oc государственного oc правления. oc Понятие oc политического oc режима oc является oc ключевым oc для oc формирования oc представления oc об oc основных oc системах oc власти. oc Исходя oc из oc политического oc режима, oc господствующего oc в oc том oc или oc ином oc государстве, oc судят oc о oc политическом oc устройстве oc общества, oc о oc механизме oc и oc эффективности oc власти, oc и oc институтах, oc участвующих oc в oc политической oc жизни oc общества. oc Политический oc режим oc является oc своего oc рода oc экраном oc политической oc жизни oc общества, oc который oc отражает oc политическую oc действительность, oc реалии, oc ту oc атмосферу, oc конкретный oc период oc ее oc исторического oc развития oc (признаков), oc которые oc в oc совокупности oc составляют oc ее oc содержание.

В oc зависимости oc от oc субъектов, oc реализующих oc политическую oc жизнь oc общества, oc различают oc два oc диаметрально oc противоположных oc режима oc - oc демократический oc и oc антидемократический.


Понятие oc "демократия" oc происходит oc от oc латинского oc слова, oc что oc в oc переводе oc означает oc власть oc народа. oc На oc сегодняшний oc день oc в oc мире oc нет oc ни oc одной oc страны, oc где oc весь oc народ oc осуществлял oc бы oc политическое oc властвование. oc Однако oc есть oc ряд oc государств, oc где oc политическая oc активность oc граждан oc в oc управлении oc государством oc находится oc на oc высоком oc уровне, oc и oc это oc приветствуется oc государством oc и oc поддерживается oc рядом oc правовых oc норм. oc Например, oc данная oc тенденция oc наблюдается oc во oc Франции, oc США, oc Германии, oc Швейцарии.

В демократическом государстве признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, существует многопартийная система (политический плюрализм), существует свобода экономической деятельности, необходимый порядок и организованность в обществе поддерживается за счет внутренних духовных и экономических факторов, а не силой государства.

В демократическом государстве свободно функционирует гражданское общество, которое не нуждается в опеке государства. Государственный строй основан на принципе разделения властей.

Полной противоположностью демократического режима является антидемократический режим. Его подвидами являются авторитарный, тоталитарный, фашистский, деспотический режимы.

Авторитарный режим. Характеризуется большей "мягкостью", чем фашистский и тоталитарный. Он является как бы промежуточным между демократическим и антидемократическим.

В авторитарных государствах может существовать многопартийность, но она часто формальная. Вмешательство государства в дела общества значительно, но не тотально. Необходимый порядок и организованность существует в основном за счет государства и его органов, слабо развито унитарное общество.

Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками:

  1. насильственное навязывание населению общественных порядков;
  2. наличие единой идеологии;
  3. монопольный контроль над политикой, экономикой, бытом, культурой;

4) обеспечение идеологического организованного единства политическим господством партии, возглавляемой вождем;

  1. государство, печать, средства массовой информации подчинены партии;
  2. методы управления основаны на политическом и физическом насилии, полицейском терроре. [13, с.125].

Примерами тоталитарных государств могут быть СССР, сегодня Северная Корея.

Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и антисемитизма, теория порабощения народов и "низшей" расы. Фашистский режим называют также радикальным тоталитаризмом. Этот режим также характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом, культом вождя, господством авторитарной партии (фашизм в Италии и Германии, период 1922-1933 гг. XX века).


ГЛАВА3. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

3.1 Орган государства

Механизм государства - это система специальных органов, посредством которых государство осуществляет свои функции. Элементами механизма государства являются: сам государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие. Поскольку государственный орган является основным элементом механизма государства, целесообразно рассмотреть орган государства. Прежде всего, орган государства - это часть механизма государства, обладающая определенными признаками.

Признаки органа государства:

1. Властные полномочия означают:

а) что он выступает от имени государства и от его имени осуществляет свои функции;

б) издает нормативно-правовые акты;

в) осуществляет контроль за строгим соблюдением требований, содержащихся в данных актах;

г) обеспечивает защиту этих требований от нарушений путем применения мер государственного принуждения и убеждения.

2. Компетенция - это система полномочий по осуществлению государственной власти. С точки зрения ее содержания, она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) осуществлять определенного рода государственные функции.

Элементами компетенции являются право и обязанность осуществлять возложенные на орган функции применительно к определенного рода объектам. Другой элемент компетенции - его право осуществлять предусмотренные законом формы властной деятельности.

  1. Орган государства образуется и действует на основе нормативно-правовых актов.
  2. Орган государства состоит из государственных служащих и подразделений (управления, отделы, департаменты, канцелярии и т.д.).
  3. Имеет финансовые и материальные средства (материальные придатки) для выполнения функций государства. [14, с.111].

Орган государства - это часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, юридически определенной компетенцией, необходимыми материальными "придатками" для осуществления определенных задач и функций государства.