Файл: Теория государства и права. Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Мыслители древности и современности давали различные трактовки понимания государства.

Так по Л. Дюги: "Государство - всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть".

По Г. Кельзену: "Трудности в определении понятия". государство" усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления".

По Г.Ф. Шершеневичу: "Государство - союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти".

Марксизм-ленинизм рассматривал государство как "машину подавления одного класса другим", "государство - есть продукт непримиримости классовых противоречий".

Современные ученые чаще всего сходятся во мнении, что государство - есть организация политической власти для управления делами общества (В.К. Бабаев, Л.И. Спиридонов, В.В. Лазарев). Интересно определение известного профессора И. Байтина, который отмечал, "что государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества". Действительно, отойдя от догм марксизма-ленинизма, которые утверждали, что государство - есть орудие политической власти экономически господствующего класса. То есть сегодня мы говорим о качественно новом понимании государства.

Само понятие государства принято определять через его сущность. Сущность - это главное, определяющее в данном явлении. В этой связи сущность государства определяется как единство двух его сторон - общечеловеческой и классовой. То есть существуют два подхода к пониманию сущности государства: общеклассовый и общесоциальный. Общесоциальный подход означает, что государство должно быть инструментом социального компромисса, смягчения противоречий, поиска сотрудничества раз личных слоев общества. Вместе с тем демократическому обществу, как никогда необходимы правопорядок, соблюдение режима законности, неотвратимости наказания для тех, кто нарушил закон.

Государство отличается от других элементов политической системы общества рядом признаков:

  1. государство выступает официальным представителем общества;
  2. государство - единственный носитель суверенной власти, т.е. важным признаком является суверенитет (верховенство на своей территории и независимость ее в международных отношениях);
  3. территория (суша, воздушное, водное пространство), находящаяся под юрисдикцией государства;
  4. государство имеет сложный механизм (аппарат управления обществом - законодательные) исполнительные, правоохранительные органы, вооруженные силы, органы безопасности и др.);
  5. тесная связь государства с правом, Которая придает государственной власти легитимный характер;
  6. налоги и займы, необходимые для Содержания государственного аппарата, и различные образовательные, социальные, воспитательные программы государства.

Государство - политическая организация общества, обладающая публично-политической властью, регулирующая важнейшие общественные отношения посредством права и имеющая для целей аппарат принуждения и управления в пределах одной страны.

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

Понятие государственная общественная oc организация oc содержит oc общие oc - oc основные oc признаки oc государства. oc Некоторые oc из oc признаков oc государства oc составляют oc относительно oc неизменные oc основы oc государственной oc организации oc человеческого oc общества, oc а oc некоторые oc из oc признаков, oc по oc мере oc развития oc общества oc теряют oc или oc изменяют oc новые oc структуры oc и oc функции.

Само oc понятие oc - oc это oc логически oc оформленная oc общественная oc мысль oc о oc классе oc предметов, oc явлений.

Существует oc несколько oc позитивных oc взглядов oc на oc признаки oc государства:

  • социологический;
  • марксистский.

Социологическая oc концепция oc определения oc понятия oc государства oc выделяют oc три oc его oc признака:

  • совокупность oc людей oc - oc народ;
  • господствующую oc над oc ними oc власть;
  • территорию oc как oc предел oc действия oc этой oc власти oc [1, oc с.46].

Эти oc признаки, oc взятые oc в oc единстве, oc образуют oc понятие oc о oc государстве oc как oc соединение oc людей oc под oc одной oc властью oc в oc пределах oc определенной oc территории.

Марксистская oc концепция oc рассматривает oc государство oc как oc историческое oc явление. oc Предпосылки oc возникновения oc государства oc можно oc обнаружить oc уже oc в oc первобытном oc обществе oc в oc виде oc власти oc верхушки oc родовой oc знати, oc которая oc выполняла oc управленческие oc функции. oc Эта oc власть oc основывалась oc на oc обычаях, oc традициях, oc авторитете oc старейшин, oc представлявших oc всеобщие oc интересы.

Но oc разделение oc общества oc на oc классы oc и oc связанное oc с oc этим oc усложнение oc общественной oc жизни oc требовали oc создание oc особого oc органа, oc регулирующего oc различные oc функции oc общества. oc С oc одной oc стороны, oc господствующие oc классы oc для oc удержания oc в oc повиновении oc эксплуатируемых oc классов oc нуждались oc в oc особой oc силе. oc Такой oc силой oc и oc явилось oc государство, oc которое oc возникло oc как oc организация oc политической oc власти oc экономически oc господствующего oc класса. oc


С oc другой oc стороны, oc поскольку oc этот oc класс oc выступает oc со oc стороны oc всего oc общества, oc постольку oc его oc политическая oc организация oc является oc формой oc организации oc всего oc общества oc в oc целом. oc Поэтому oc государство oc является oc органом, oc управляющим oc делами oc всего oc общества. oc Если oc государство oc не oc было oc всеобщей oc общественной oc организацией, oc политической oc оболочкой oc всего oc общества, oc то oc оно oc не oc могло oc быть oc и oc органом oc политической oc власти oc одного oc класса oc над oc другим.

Чтобы oc полнее oc раскрыть oc специфику oc государства, oc необходимо oc проанализировать oc его oc признаки:

  1. наличие oc особого oc слоя oc людей, oc занятых oc управлением oc т.е. oc аппарата oc чиновников;
  2. публичная oc власть oc т.е. oc органы oc политического oc принуждения oc армия, oc разведка, oc милиция, oc суд, oc тюрьмы oc и oc т.д.;
  3. территориальное oc деление oc общества oc на oc отдельные oc ячейки oc государственного oc управления, oc при oc помощи oc которых oc государственная oc власть oc охватывает oc своим oc влиянием oc всё oc население oc страны.

Эти oc признаки, oc взятые oc в oc единстве, oc дают oc возможность oc определить oc является oc ли oc данное oc общественное oc образование oc государством oc или oc нет. oc В oc своих oc работах oc Маркс oc и oc Энгельс oc размышляли oc о oc признаках oc государства oc в oc работах,, oc Происхождение oc семьи, oc частной oc собственности oc и oc государства oc ",,, oc варварство oc и oc цивилизация.

1.1 Основные теории происхождения государства

Вопрос oc о oc происхождении oc государства oc на oc сегодняшний oc день oc является oc дискуссионным. oc Существует oc множество oc теорий, oc пытающихся oc объяснить oc феномен oc зарождения oc и oc развития oc государства oc (и oc права). oc Таких oc теорий oc множество, oc и oc в oc каждой oc посеяно oc рациональное oc зерно. oc Существование oc такого oc плюрализма oc теорий oc происхождения oc государства oc и oc права oc Т.В. oc Кашанина oc в oc своей oc работе oc "Происхождение oc государства oc и oc права. oc Современные oc трактовки oc и ocновые oc подходы" oc объясняет oc рядом oc причин. Во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, дававшие объяснение этому процессу жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы земли; в-четвертых, зачастую, мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая подчас это так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить того, что на взгляды авторов теории очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. В.Н. Марченко считает, что каждая из теорий отражает различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той им социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения государства и права. В основе этих взглядов и суждений находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. [2, с.93].


В современной юридической науке выделяют, oc как oc уже oc упоминалось, oc множество oc теорий oc происхождения oc государства. oc Однако, oc к oc наиболее oc известным oc относят oc такие oc теории, oc как oc социально-экономическая, oc теологическая, oc патриархальная, oc органическая, oc договорная, oc психологическая oc и oc теория oc насилия.

Социально-экономическая oc теория oc происхождения oc государства.

Основоположниками oc этой oc теории oc были oc К. oc Маркс, oc Ф. oc Энгельс oc и oc В.И. oc Ленин. oc В oc свое oc время oc вопросам oc происхождения oc государства oc Ф. oc Энгельс oc посвятил oc известную oc работу oc "Происхождение oc семьи, oc частной oc собственности oc и oc государства", oc где oc он oc писал, oc что oc "государство oc никоим oc образом oc не oc представляет oc собой oc силы, oc извне oc навязанной oc обществу. oc Государство oc есть oc продукт oc общества oc на oc известной oc ступени oc развития." oc Исходя oc из oc этих oc слов, oc государство oc является oc результатом oc социально-экономического oc развития oc общества. oc По oc мнению oc авторов oc этой oc теории, oc становлению oc государственности oc способствовал oc переход oc от oc присваивающей oc экономики oc к oc производящей, oc который oc сопровождался oc тремя oc крупными oc разделениями oc труда oc (от oc земледелия oc отделилось oc скотоводство, oc появились oc ремесла). oc Человеческая oc цивилизация, oc пройдя oc три oc крупных oc разделения oc труда, oc перейдя oc от oc присваивающей oc экономики oc к oc производящей, oc усовершенствовав oc орудия oc труда, oc добилась oc избыточного oc продукта, oc что, oc в oc конечном oc счете, oc привело oc к oc появлению oc частной oc собственности. oc Частная oc собственность oc расколола oc общество oc на oc противоположные oc социальные oc группы: oc класс oc имущих oc и oc класс oc неимущих, oc эксплуататоров oc и oc эксплуатируемых. oc Как oc следствие oc всего oc этого oc выступает oc выделение oc публичной oc власти, oc которая oc не oc совпадает oc с oc обществом oc и oc выражает oc интересы oc экономически oc господствующего oc класса. oc Следовательно, oc властная oc функция oc переходит oc к oc богатым oc людям. oc

Для oc защиты oc своих oc экономических oc интересов oc они oc создают oc новую oc политическую oc структуру oc - oc государство, oc которое oc служит oc прежде oc всего oc как oc инструмент oc проведения oc воли oc имущих. oc Таким oc образом, oc государство oc возникло oc главным oc образом oc для oc сохранения oc и oc поддержки oc одного oc класса oc над oc другим, oc для oc выражения oc интересов oc экономически oc господствующего oc класса, oc а oc также oc в oc целях oc обеспечения oc существования oc и oc функционирования oc общества oc как oc целостного oc организма. oc Необходимо oc заметить, oc что oc данная oc теория oc была oc доминирующей oc при oc советском oc государстве. oc Достоинства oc данной oc теории oc в oc том, oc что oc ее oc идеологию oc подвергли oc глубочайшему oc анализу, oc социально-экономический oc аспект oc развития oc общества oc рассматривался oc как oc один oc из oc факторов oc становления oc государственности. oc Недостатки oc теории oc состоят oc в oc упущении oc из oc поля oc зрения oc анализа oc таких oc немаловажных oc факторов, oc как oc этнические, oc религиозные, oc психологические, oc военно-политические oc и oc другие.


Теологическая oc теория.

Как oc утверждают oc представители oc данной oc концепции oc - oc государство oc сотворил oc Бог, oc государство oc является oc феноменом oc божественной oc воли. oc Исходя oc из oc этого, oc они oc считали, oc что oc государственная oc власть oc вечная oc и oc непоколебимая, oc непобедимая oc и oc несокрушимая, oc она, oc прежде oc всего, oc зависит oc от oc церкви oc и oc ее oc служителей. oc Отсюда oc каждый oc должен oc беспрекословно oc подчиняться oc государству oc ибо oc государь oc - oc это oc наместник oc бога oc на oc земле, oc его oc ставленник. oc Функции oc правителя oc считались oc священными, oc ибо oc он oc выполняет oc их oc от oc имени oc Всевышнего. oc Доктрина oc призывала oc всех oc к oc покорности, oc ибо oc непослушание oc государственной oc власти oc может oc расцениваться oc как oc непослушание oc Всевышнему. oc А oc существующее oc в oc обществе oc социально-экономическое oc и oc правовое oc неравенство oc людей oc предопределено oc той oc же oc божественной oc волей, oc с oc чем oc необходимо oc смириться oc и oc не oc оказывать oc сопротивления oc продолжателю oc их oc на oc земле oc - oc власти oc Бога. oc Особое oc место oc в oc концепции oc уделяется oc церкви oc и oc религиозным oc организациям, oc так oc как oc именно oc они, oc согласно oc теории, oc являются oc единственными oc посредниками oc между oc Богом oc и oc государством.

Достоинства данной теории в том, что oc для oc верующих oc людей, oc возможно, oc это oc и oc есть oc ответ oc на oc вопрос oc о oc происхождении oc государства.

Слабые oc стороны oc теории oc состоят oc в oc том, oc что oc недооцениваются oc социально-экономические oc и oc иные oc факторы, oc и oc сама oc теория oc на oc современном oc этапе oc существования oc считается oc научно oc необоснованной.

Патриархальная oc теория.

Основоположником oc этой oc теории oc был oc древнегреческий oc философ oc Аристотель. oc Далее oc его oc дело oc продолжили oc такие oc последователи oc как oc английский oc мыслитель oc XVII oc века oc Р. oc Фильмер, oc русский oc социолог oc Н.К. oc Михайловский.

Эти oc ученые oc первостепенным oc в oc своей oc теории oc ставят oc тот oc факт, oc что oc человек oc - oc существо oc биосоциальное. oc "Био" oc - oc значит oc живое, oc социально-общественное, oc коллективное. oc Человек oc стремится oc к oc общению, oc которое oc приводит oc к oc возникновению oc семьи. oc В oc процессе oc эволюции oc семьи, oc т.е. oc в oc процессе oc ее oc развития oc и oc разрастания oc образовывается oc государство. oc Таким oc образом, oc как oc считают oc авторы oc концепции, oc государство oc - oc это oc продукт oc разросшейся oc семьи, oc это oc своеобразная oc большая oc семья. oc Государство oc строится oc на oc семейных oc принципах. oc Власть oc правителя oc в oc государстве oc идентична oc с oc властью oc отца oc (патриарха) oc в oc семье, oc поэтому oc она oc безгранична oc и oc абсолютна. oc В oc таком oc государстве oc должно oc быть oc беспрекословное oc подчинение oc государю, oc ибо oc государь oc - oc это oc отец. oc Согласно oc теории, oc его oc власть oc признается oc божественной. oc Отца oc в oc семье oc не oc выбирают, oc следовательно, oc и oc монарха oc в oc государстве oc также. oc По oc теории oc монарх oc не oc избирается oc и oc не oc смещается oc подданными, oc ибо oc они oc признаются oc его oc частью, oc которая oc должна oc лишь oc подчиняться oc его oc воле. oc Только oc отеческая oc забота oc и oc любовь oc монарха oc к oc своему oc народу oc (детям) oc порождают oc необходимые oc условия oc и oc обстоятельства oc для oc нормального oc существования oc жизни oc как oc отдельного oc человека, oc так oc и oc общества oc в oc целом oc [3, oc с.161].