Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере торгового оборота связаны с использованием различной научной, технической, технологической, коммерческой и иной информации. Коммерческую информацию как один из видов информации, используемой производителем товаров (работ, услуг), условно можно сравнить с айсбергом, где видимая его часть - это открытая информация, а невидимая - закрытая. Открытая информация - это та, которая не скрывается производителем. Она общеизвестна, представляет чисто теоретический и научный интерес либо охраняется патентным или авторским правом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование в процессе производства и сбыта товаров дает предпринимателю преимущество перед конкурентами на рынке.
Известно, что основой рыночной экономики является конкуренция товаров (работ, услуг). Успех в производстве конкурентоспособных товаров (работ, услуг) определяется не возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам; его основа - интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы произвести и предложить потребителям товары (работы, услуги) более дешевые, более экономичные и удобные в обращении, чем у аналогичных фирм. Поэтому в условиях конкуренции получение прибыли предприятием и его выживаемость на рынке зависят от получения и умения сохранить коммерчески ценную информацию, неизвестную конкурентам, а также от способности правильно распорядиться ею на рынке. Правовой режим такой информации определен в ст.139 ГК РФ ("Служебная и коммерческая тайна").
Таким образом, коммерческая информация - это сведения, используемые предпринимателем для получения наибольшей прибыли при производстве товаров (работ, услуг) и охраняемые их обладателем в режиме коммерческой тайны.
Предметом настоящего исследования является совокупность правоотношений, возникающих в связи с возникновением, использованием и защитой «ноу-хау» в правовой форме коммерческой тайны. Основные задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
- анализ «ноу-хау» как объективно существующего фактора производства в условиях социально-ориентированной рыночной экономики;
- исследование правового режима коммерческой тайны как правовой формы охраны «ноу-хау»;
- анализ «ноу-хау» с позиции финансового учета;
- разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Теоретическую базу настоящего исследования составили работы таких правоведов как Сергеев А., Северин В., Розенберг В., Лопатин В., Новосельцев О. и др. Богатейший эмпирический материал дала судебно-арбитражная практика. Методологическую основу исследования образуют диалектический и логический методы познания, методы системного анализа, формально-логический, сравнительно-правовой, логические приемы дедукции, индукции и гипотезы.
1. состояние российского законодательства об охране "ноу-хау" и тенденции его развития
Анализ современного законодательства Российской Федерации показывает, что институт коммерческой тайны следует рассматривать в рамках правового поля, на котором урегулированы вопросы права собственности и предпринимательской деятельности, являющиеся основополагающими в рыночной экономике. В настоящее время действуют отдельные нормы более 30 законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы правовой охраны коммерческой тайны. Важнейшие из них содержатся в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах "Об информации, информатизации и защите информации"[1], "Об основах государственной службы Российской Федерации"[2], "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О государственной тайне"[3] и ряде других законов, регулирующих различные сферы экономики и общественной жизни.
Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 ГК РФ, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 ГК РФ определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. Как недостаток следует отметить то, что в ст. 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.
В статье 139 ГК РФ информация не подразделяется на технологическую ("ноу-хау") и деловую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известны третьим лицам, и в силу их неизвестности владелец получает технико-экономические преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как "ноу-хау", являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны.
Что касается ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, и принятия мер к ее охране, то механизм их реализации на законодательном уровне не урегулирован. Это, с одной стороны, затрудняет либо делает невозможными действия собственников (обладателей) по защите коммерчески ценной информации, с другой - ограничивает возможности реализации права граждан на информацию, с третьей - осложняет ее охрану органами государственной власти.
2. Понятие и признаки коммерческой тайны как правовой формы "ноу-хау"
Переход к рыночной экономике, осуществляемый в РФ, обусловил появление в российском законодательстве целого ряда новых понятий, которые считаются ее неотъемлемыми атрибутами. Одним из них является понятие служебной и коммерческой тайны (далее в интересах краткости — коммерческая тайна), которое прежнему советскому гражданскому законодательству было неизвестно. В этой связи оно относится к числу наименее разработанных в науке российского права категорий. Весьма невелик и опыт практического применения правил об охране коммерческой тайны в хозяйственной деятельности. Если к сказанному добавить, что за десять лет, прошедшие с того момента, как понятие коммерческой тайны появилось в российском законодательстве, законодательная регламентация связанных с ним отношений менялась по меньшей мере трижды, а также принять во внимание терминологический разнобой в его обозначении, то трудности в освещении данного вопроса становятся понятными. Как бы то ни было, создание института охраны коммерческой тайны в российском законодательстве следует считать свершившимся фактом. После закрепления основных его правил в ГК РФ данный институт, надо полагать, стабилизировался и в дальнейшем будет лишь совершенствоваться в своих деталях.
Как уже отмечалось, систему российского законодательства об охране коммерческой тайны образует совокупность правил, которые закреплены ГК РФ (ст. 139), Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10 и др.), законами, регламентирующими деятельность налоговых и таможенных органов, страховых организаций и т.д., а также дополняющими и развивающими их подзаконными актами. Специальный закон об охране коммерческой тайны в России, как и в подавляющем большинстве стран, отсутствует, в чем, собственно, и нет необходимости. Вполне достаточно четкого понятия коммерческой тайны, определения содержания прав ее обладателя и мер их эффективной защиты. Современное законодательство такую возможность предоставляет, не уступая в этом отношении законодательству большинства других стран.
Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Не останавливаясь пока на анализе отдельных признаков приведенного понятия, отметим лишь, что подобным образом коммерческая тайна определяется законодательством многих стран. Важнейшим теоретическим вопросом, возникающим при исследовании понятия коммерческой тайны, является вопрос о том, может ли коммерческая тайна рассматриваться в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Чтобы ответить на него, необходимо проследить, обладает ли коммерческая тайна теми же свойствами, которые должны быть присущи любому объекту интеллектуальной собственности. Обращение к определению интеллектуальной собственности в ст. 138 ГК РФ показывает, что ею признается исключительное право лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Из смысла закона вытекает также то, что во всех случаях под объектом интеллектуальной собственности подразумевается благо нематериальное, которое лишь воплощается в определенных материальных объектах, являющихся его носителями. Итак, всякий объект интеллектуальной собственности должен быть благом нематериальным, являться результатом интеллектуальной деятельности, на который за достигнувшим его лицом или иным правообладателем признается исключительное право на использование.
Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация как таковая по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляется чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности, которые сами могут рассматриваться в качестве разновидности информационных ресурсов.
Будучи объектом интеллектуальной собственности, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, следует отметить, что в ее основе лежит фактическая монополия определенного липа на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому, прежде всего от самого правообладателя, от полноты и эффективности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.
Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.
Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В РФ круг таких сведений установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[4], а также некоторыми другими актами[5]. В частности, не могут составлять коммерческую тайну учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; документы об уплате налогов и других обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование[6].