Файл: Учет и анализ прибыли. Пути повышения рентабельности..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью предприятия
1.1 Сущность и экономическое содержание прибыли предприятия
1.2 Теория управления прибылью
Глава 2. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО "Красный Якорь"
2.1 Анализ финансово-экономического состояния предприятия ОАО "Красный Якорь"
2.2 Анализ прибыли и затрат предприятия
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
Глава 3. Пути повышения прибыли предприятия ОАО "Красный Якорь"
3.1 Рекомендации по повышению прибыли предприятия
3.2 Анализ эффективности путей повышения прибыли ОАО "Красный Якорь"
Введение
Тема повышения прибыли предприятия в настоящее время видится весьма актуальной. В современных условиях нестабильного, постоянно трансформирующегося рынка, в котором конкурентоспособность и выживаемость предприятия выходит на первый план, грамотная и эффективная политика ведения финансово-хозяйственной деятельности организации является основой управления.
Затянувшаяся кризисная ситуация в экономике снова и снова выбивает с дистанции не только мелких предпринимателей, но и крупных экономических игроков. В таких условиях управление финансами нуждается в жестком контроле, постоянном мониторинге тенденций, как внешней среды рынка, так и внутренних глубинных финансовых процессов. Главным инструментом такого контроля выступает финансовый анализ состояния предприятия и в частности анализ эффективности деятельности предприятия, а, как известно именно прибыль является основным результативным показателем любой коммерческой деятельности.
Именно за счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.
Таким образом, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Вышеизложенные положения стали определяющими в выборе темы работы.
Само предприятие, в ходе анализа прибыли, получает объективные данные о своей эффективности, самостоятельности, финансовой независимости и устойчивости, а также имеет возможность для: разработки перспективных планов, разработки проектов по привлечению инвестиционного капитала, повышения общей эффективности работы предприятия в будущих периодах за счет рационализации использования активов.
Данные о финансовом состоянии необходимы не только самому предприятию для осуществления своей внутренней политики. Внешние субъекты хозяйствования также являются пользователями этой информации в случаях оценки перспективности инвестиционных вложении, надежности партнерства, возможной платежеспособности при предоставлении ссудного капитала.
Финансовый анализ может проводиться как самим предприятием, так и извне. Внешний анализ обычно проводится квалифицированными аудиторскими службами, либо по собственному желанию субъекта хозяйствования, либо по обоснованному решению государственных органов экономического и налогового контроля. Самостоятельно привлекая внешних профессиональных оценщиков, предприятие повышает свою надежность в глазах третьих лиц.
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью предприятия
1.1 Сущность и экономическое содержание прибыли предприятия
В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.
В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.
В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них:
- Прибыль (бухгалтерская) – есть положительная разница между доходами предприятия, принимаемыми как приращение совокупной стоимости оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и её расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающиеся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала, т. е. – это разность между валовым доходом и издержками обращения.
- Прибыль экономическая представляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей, т. е. – это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия.
- Прибыль – это реализованный чистый доход, созданный прибавочным трудом работников, а именно разница между выручкой и полной себестоимостью продукции, работ, услуг.
- Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
- "Прибыль – это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей".
- "Под прибылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам".
Таким образом, анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение: Прибыль[1] – конечный финансовый результат деятельности предприятия; определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию.
Когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а, следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.
На любом успешно функционирующем предприятии наступает момент самоокупаемости производства. В процессе производственного цикла и цикла обращения, происходит накопление затрат. По завершению накопления затрат наступает момент реализации продукции и текущей самоокупаемости производства. После реализации продукции, из всей выручки, вычесть общие затраты производства, то остатке будет прибыль, полученная от этого производства.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Значение прибыли для предприятия заключается в следующем.
Прибыль является:
- источником финансовых ресурсов;
- источником создания фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.) и является фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;
- источником материального стимулирования трудового коллектива;
- источником формирования имущества, капитала;
- источником трудовых и социальных льгот для работников предприятия;
- соотношение прибыли с другими показателями (издержками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволят определить эффективность использования ресурсов предприятия;
- прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия и характеризирует достижение эффекта в результате производственно-эксплуатационной деятельности.
Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы[2].
В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Общий финансовый результат деятельности – это балансовая прибыль (убыток), которую получают балансированием общей суммы всех прибылей и убытков. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за год. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций гостиничного комплекса и включает три основных элемента. Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.
Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно.
Сотни и тысячи предприятий ежегодно решают одни и те же задачи – как работать, что надо сделать, какую продукцию выпускать, в каком объеме, по какой цене продавать и т.д., чтобы покрыть все производственные затраты и получить некоторую прибыль. Лучше, если побольше, хуже, если она окажется незначительной. И совсем плохо, если производство окажется убыточным.
Для решения этих задач применяется внутрифирменное планирование прибыли. Оно строится с учетом вполне конкретных обстоятельств и выполняется, как правило, в одном варианте. Но рынок – сложная хозяйственная система, где действуют совместно множество факторов. Их направленность неоднозначна. Поэтому будущее для каждого предприятия характеризуется высокой степенью неопределенности.
Для практического планирования прибыли необходима особая рабочая методика. Эта методика должна быть не просто схемой, она должна обладать свойствами гибкости, комплектности, экономичности и, что очень важно, дискретности. Последнее позволяет установить границы, в рамках которых может и будет находиться одно из возможных и допустимых планово-управленческих решений. Только в этом случае бизнес-план будет научно и экономически обоснованным.
Именно такой должна быть рабочая методика планирования прибыли предприятия, учитывающая все перечисленные условия. Весь процесс планирования прибыли включает в себя шесть этапов:[3]
I этап – формирование исходной информации;
II этап – определение самой прибыли и важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия;
III этап – анализ полученной информации на предмет приемлемости принятого варианта;
IV этап – анализ рентабельности производства по видам продукции для выявления последующей реализации резервов повышения прибыли;
V этап – внесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции в целях повышения прибыли;
VI этап – принятие решения и расчет информации по видам продукции и обобщенной информации по предприятию в целом.
Общим для всех предприятий независимо от форм собственности является распределение прибыли в соответствии с действующим законодательством, уставом и коллективным договором на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций.
Планирование распределения прибыли предприятия осуществляется в следующей последовательности. Вначале определяется потребность в прибыли по направлениям ее использования (для развития материально-технической базы; сохранения финансовых резервов; погашения кредитов и уплаты процентов по ним; финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концертов, членом которых является данное предприятие; выплаты дивидендов и на другие цели). Затем сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению.