Файл: Учет и анализ прибыли. Пути повышения рентабельности..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью предприятия
1.1 Сущность и экономическое содержание прибыли предприятия
1.2 Теория управления прибылью
Глава 2. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО "Красный Якорь"
2.1 Анализ финансово-экономического состояния предприятия ОАО "Красный Якорь"
2.2 Анализ прибыли и затрат предприятия
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
Глава 3. Пути повышения прибыли предприятия ОАО "Красный Якорь"
3.1 Рекомендации по повышению прибыли предприятия
3.2 Анализ эффективности путей повышения прибыли ОАО "Красный Якорь"
Определение направлений использования (расходования) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции самого субъекта хозяйствования. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направления прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные (гуманитарные) цели, на финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы.
Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в Уставе и определяется положением, основные принципы распределения отражены в учетной политике предприятия. Расходование прибыли может осуществляться либо путем непосредственного финансирования расходов из прибыли, либо путем предварительного формирования за счет прибыли различных фондов, средства которых затем используются по назначению.
1.2 Теория управления прибылью
Прибыль играет одну из самых важных ролей в осуществлении деятельности предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала, т.к. является не только результатом, но и конечной целью предпринимательской деятельности. На ряду с этим, основным фактором, определяющим рентабельность, является именно прибыль, поэтому имеет большое значение эффективность управления прибылью для повышения рентабельности.
Повышение прибыльности вызывает необходимость непрерывного и эффективного управления.
Процесс управления прибылью представляет выработку и принятие управленческих решений на этапах ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.
Основной целью управления прибылью является максимизация доходов собственников в текущем и перспективном периоде. Данная цель призвана обеспечивать удовлетворение интересов не только собственников предприятия, но государства и персонала предприятия.[4]
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
1. Обеспечить максимизацию прибыли, которая соответствует ресурсным возможностям предприятия и рыночной конъюнктуре. Реализация этой задачи возможна при оптимальном составе ресурсов предприятия и обеспечении их эффективного использования. При этом основными направлениями выступают максимизация использования ресурсного потенциала и существующая конъюнктура и финансового товарного рынков.
2. Обеспечить оптимальную пропорциональность между уровнем прибыли и допустимым уровнем риска. Эти два показателя прямо пропорциональны друг другу. Допустимый уровень риска определяет выбор политики осуществления тех или иных видов деятельности (и в частности проведения отдельных хозяйственных операций) – агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную. В соответствии с заданным уровнем риска процесс управления предполагает максимизацию соответствующей ему прибыли.
3. Обеспечить высокое качество формируемой прибыли. В этой связи процесс формирования прибыли предполагает, в первую очередь, нахождение резервов роста дохода за счет реального инвестирования и операционной деятельности, которые обеспечивают основу развития предприятия в перспективе. В рамках осуществления операционной деятельности основным направлением должно быть обеспечение роста прибыли за счет увеличения объема выпуска продукции и освоения перспективных новых ее видов.
4. Обеспечить выплату необходимых доходов на инвестированный собственникам предприятия капитал. Уровень необходимых доходов при эффективной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.
5. Обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов, в соответствии с поставленными задачами развития предприятия в будущем периоде, за счет прибыли. Прибыль должна служить основным собственным источником финансовых ресурсов предприятия, ее объем показывает потенциальную возможность образования производственных фондов, резервного и других фондов, которые обеспечивают развитие предприятия в будущем. При этом основой самофинансировании предприятия должна быть именно прибыль.
6. Обеспечить постоянный рост рыночной стоимости предприятия. Данная задача своей целью имеет обеспечение максимального благосостояния собственников. Темпы роста рыночной стоимости в большей степени зависит от уровня капитализации прибыли, которая получена предприятием в отчетном периоде. Предприятие, исходя из задач и условий собственной хозяйственной деятельности, определяет критерии оптимизации распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую части.
7. Обеспечить эффективность программ участия персонала в прибыли. Такие программы призваны удовлетворять интересы собственников и наемных работников предприятия. При этом, с одной стороны необходимо эффективно стимулировать труд работников в области формирования прибыли, а с другой стороны – обеспечить достаточно высокий уровень их социальной зашиты.
Управление прибылью осуществляется в двух основных направлениях:
1) формировании прибыли;
2) распределении и использовании прибыли.
Только эффективный механизм управления прибылью предприятия позволит в реализовать поставленные цели и задачи предпринимательской деятельности. Основой управления прибылью является ее анализ.
Анализ прибыли – это процесс изучения условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.
Анализ прибыли предприятия, по целям осуществления, подразделяется на различные формы:
1. В зависимости от объекта исследования выделяют следующие виды анализа:
а) Анализ формирования прибыли обычно проводится в области основных направлений деятельности предприятия – финансовой, инвестиционной, операционной. Данный анализ имеет целью выявление резервов к повышению прибыли.
б) Анализ распределения и использования прибыли рассматривает основные направления этого использования. В процессе данного анализа определяется объем потребления прибыли собственниками и персоналом предприятия, уровень капитализации и формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.
2. В зависимости от организации проведения проводят:
а) Внутренний анализ прибыли, который проводят менеджеры предприятия или собственники на основе информативных показателей (охватывая данные управленческого учета). Полученные в ходе такого анализа результаты могут представлять коммерческую тайну.
б) Внешний анализ прибыли, осуществляется налоговыми органами, аудиторскими фирмами, банками, страховыми компаниями с целью подтверждения правильности ее отражения, уровня платежеспособности, кредитоспособности предприятия и т.п. Источниками информации для проведения данного вида анализа являются финансовая отчетность предприятия.
3. В зависимости от масштабов деятельности существуют следующие виды анализа:
а) Анализ прибыли по предприятию в целом. Предметом изучения такого анализа является формирование, распределение и использование прибыли, не выделяя отдельные структурные подразделения, а в целом по предприятию.
б) Анализ прибыли по структурному подразделению (ответственному за промежуточный результат). В случае если структурное подразделение не имеет законченного цикла формирования прибыли, то проводится анализ формирования затрат (доходов). Этот вид анализа основан, в большинстве случаев, на результатах управленческого учета.
в) Анализ прибыли по отдельной операции. При этом прибыль анализируется по отдельным коммерческим сделкам; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным реальным проектам и другим операциям.[5]
4. В зависимости от объема исследования проводят:
а) Полный анализ прибыли, целью которого является изучение комплекса предпосылок формирования прибыли, ее распределения и последующего использования.
б) Тематический анализ прибыли рассматривает лишь отдельные аспекты формирования или использования прибыли. При этом предметом анализа может выступать проводимая предприятием налоговая политика в связи с формированием доходов, затрат и прибыли; влияниe стоимости и структуры капитала предприятия на уровень прибыльности; уровень прибыльности формируемого предприятием фондового портфеля; эффективность избранной политики распределения прибыли; поиск альтернативных возможностей использования прибыли и д.р..
5. В зависимости от периода проведения анализ прибыли делят на следующие виды:
а) Предварительный анализ. Данный анализ предполагает изучение условий формирования прибыли, ее распределения или последующего использования; в связи с осуществлением конкретных коммерческих сделок, операций финансового и инвестиционного характера, при этом с предварительным расчетом планируемой по ним прибыли.
б) Текущий (или оперативный) анализ. Его проводят в ходе осуществления финансовой, операционной и инвестиционной деятельности предприятием; при реализации некоторых хозяйственных операций в целях оперативного управления формированием или использованием прибыли. Такой анализ, как правило, ограничивается коротким периодом времени.
в) Последующий (или ретроспективный) анализ. Проводится, в основном за отчетный период (квартал, год) менеджерами или собственниками предприятия. Ретроспективный анализ позволяет проанализировать, более полно, итоги формирования и использования прибыли и сопоставить их с итогами предварительного и текущего анализов. Он основан на уже совершенных результатах финансового учета и отчетности, дополненных данными управленческого учета.
С целью решения конкретных задач по управлению прибылью предприятия применяют ряд специальных методов и систем анализа, которые позволяют дать количественную оценку отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли, как в статике, так и в динамике.
В зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:
1. горизонтальный анализ;
2. вертикальный анализ;
3. сравнительный анализ;
4. анализ рисков;
5. анализ коэффициентов;
6. интегральный анализ;
7. факторный анализ.
Схема факторного анализа предложенная специалистами фирмы Дюпон была разработана в 1919 году (The DuPont System of Analysis). В то время уже достаточно широкое распространение получил анализ показателей рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Но данные показатели использовали по отдельности, не увязывая с другими факторами. По модели Дюпон были впервые увязаны вместе несколько показателей, при этом они представлены треугольной структурой (Рис. 1.1).
Рис.1.1 Схема модели Дюпон (оригинальное изображение)
Вершиной треугольника является коэффициент рентабельности совокупного капитала (ROA), т.е. основной показатель, который характеризует отдачу, полученную от средств, инвестированных в деятельность предприятия. Основание представлено двумя факторными показателями – рентабельностью продаж (NPM) и оборачиваемостью авансированного капитала (TAT).
В основе этой модели заложена жестко детерминированная зависимость:
где ЧП – чистая прибыль;
A- сумма активов организации;
В- (объем производства) выручка от реализации.
В теоретическом плане в модели Дюпон использована оригинальная идея взаимосвязанных показателей, высказанная впервые Альфредом Маршаллом и опубликованная им в 1892 году в экономическом труде "Элементы отраслевой экономики". Однако, очевидна и некоторая новизна, которая ранее на практике не применялась.
Со временем данная методика была модифицирована в факторную модель, которая представлена в виде древовидной структуры, вершиной которой является показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а основанием – признаки, которые характеризуют факторы финансовой и производственной деятельности предприятия. Основным отличием этих моделей является более дробное выделение факторов и смена приоритетов результативного показателя. Можно отметить, что модели анализа, разработанные фирмой Дюпон, достаточно долго были невостребованными, и только в недавнем времени им стали уделять должное внимание.[6]
Представляя математически модифицированную модель Дюпон получим следующую зависимость: