Файл: Взаимосвязь гражданского права и других отраслей законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день гражданское право занимает в системе российского права одно из главных мест. В то же время до сих пор не утихают споры ученых по поводу его соотношения с различными отраслями права. И это несмотря на то, что в теории права имеются давно устоявшиеся критерии разграничения отраслей, в соответствии с которой и строится указанная выше система. А разграничить отрасли права чрезвычайно важно, как для теории, так и для практики, так как без этого невозможно эффективное правовое регулирования общественных отношений. Именно этим и обусловлена актуальность избранной темы.

Вопросами взаимосвязи гражданского права и других отраслей законодательства занимались практически все ученые, трудившиеся на этом поприще. К ним можно отнести, в частности, труды Е.А. Суханова, Л.В. Андреева, В.А. Тархова, С.С. Алексеева, П.В. Крашенинникова и многих других

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с местом гражданского права вы системе российского права.

Предметом исследования являются закономерности, обуславливающие отделение гражданского права и иных отраслей права в Российской Федерации.

Целью работы является выявление отличительных особенностей гражданского права как отрасли права, позволяющих отграничить его от других отраслей и определить взаимоотношение между ними.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности системы действующего права; выделить отличительные черты гражданского права; выявить взаимоотношение гражданского права и публичных и иных отраслей, в том числе определить, чт о позволяет их разграничить.

Глава 1. Место гражданского права в системе права

1.1. Особенности системы действующего права

Особенностями системы российского права являются ее многообразие, дифференциация на весьма многочисленные самостоятельные правовые отрасли при принципиальном отказе от традиционного их деления на публичное и частное право. Такой подход имеет как преимущества, так и недостатки[1].

К числу преимуществ можно отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Практически неизбежны здесь сложность и известная громоздкость складывающейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющая их взаимную согласованность.


Так, на базе частного права формируется группа различных правовых отраслей «цивилистического профиля», в той или иной мере регулирующих имущественные отношения. Она отличается известной общностью, не поддающейся, однако, формальному закреплению. В результате для многих «пограничных», переходных ситуаций далеко не всегда имеются единые способы регламентации, а в правовых отраслях, «смежных» с гражданским правом, зачастую остается неудовлетворенной потребность в едином, согласованном воздействии на регулируемые отношения. Решение проблем нередко ищут в обосновании различных «комплексных», «вторичных» и прочих отраслей права, наряду с основными, общепризнанными отраслями, одновременно пытаясь сохранить единство правовой системы.

С социально-экономической точки зрения внутренняя согласованность и единство российского права должны опираться в перспективе на многообразие форм собственности и единство их правового режима, на регулируемые преимущественно экономическими методами рыночные, товарно-денежные отношения между участниками экономического оборота, на развитие свободы предпринимательской деятельности в границах, не запрещенных законом.

В политическом отношении система отечественного права должна соответствовать принципам организации федерации, повышению роли республик, регионов, органов местного самоуправления в управлении всеми сферами деятельности общества.

В правовом отношении внутренняя согласованность и единство системы права определяются единством тех правовых принципов, которые выражают сущность права и которые должны быть закреплены в новых конституционных и других основополагающих актах, издаваемых в рамках полномочий законодательных органов; единством тех критериев, которые закладываются в основу разграничения отраслей права и определяют функциональные особенности каждой из этих подсистем.

Опыт законотворчества нашей страны и зарубежных стран свидетельствует о том, что наиболее приемлемыми критериями обособления отраслей права были и должны сохраниться: во-первых, предмет правового регулирования, т.е. та область общественных отношений определенного вида, регулируемых данной отраслью права; во-вторых, метод правового регулирования, т.е. определенная совокупность приемов, средств, способов, с помощью которых данная отрасль права воздействует на регулируемые ею общественные отношения. При этом метод правового регулирования в значительной мере соответствует характеру самих регулируемых отношений; в-третьих, функции данной отрасли права, т.е. специальные задачи, которые решает данная отрасль права в общей системе права. Функциональное разграничение отраслей права и придает ему качество единой системы и обеспечивает всестороннее регулирование многообразных общественных отношений, возникающих в данном обществе.


1.2. Отличительные черты гражданского права как самостоятельной отрасли.

Гражданское право занимает центральное место среди правовых отраслей, регулирующих имущественные отношения. Подтверждением его ключевой роли служит, например, тот факт, что именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве.

В условиях изменения производственных отношений, развития многообразным форм собственности и многоукладного рыночного хозяйства роль гражданского права возрастает, ибо расширяется сфера его действия, усиливается потребность в гражданско-правовом инструментарии регулирования общественных отношений, рассчитанном на равноправие независимых участников. Необходимость выработки норм, направленных на поддержание индивидуального и коллективного предпринимательства, борьбу с монопольным положением отдельных товаропроизводителей, защиту интересов потребителей, обеспечение социальной сферы, связанной с удовлетворением потребностей граждан, реализуется, прежде всего, в гражданско-правовых формах. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.

Вместе с тем потребности профессиональной предпринимательской деятельности требуют особых законодательных правил, учитывающих специфику коммерческого оборота между деловыми людьми, с одной стороны, и между деловыми людьми и потребителями с другой.

Данное положение стало базой для известного обособления от гражданского права торгового (коммерческого) права[2]. Однако такой «дуализм» в регулировании имущественных отношений, как показывает зарубежный опыт, не ведет к их полному разрыву; наоборот, их сильнейшее взаимное влияние (особенно торгового права на гражданское, известное под именованием «коммерсализации» последнего) укрепляет почву для единого в основе гражданского («частного») права.

Первым критерием, позволяющим выделить гражданское право в самостоятельную отрасль, является предмет правового регулирования.

Как и любая отрасль, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения. Поэтому понятие предмета тесно связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются нормами гражданского права? Без ответа на данный вопрос трудно понять, что же представляет собой гражданское право России. Однако ответ на данный вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд.


Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Этого и не следует делать, так как в задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление тех их общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой гражданским правом.

Статья 2 ГК[3] определяет сферу отношений, являющихся предметом гражданского права, область действия гражданского законодательства и исчерпывающий перечень участников (субъектов) гражданско-правовых отношений. При этом включение в сферу гражданского законодательства предпринимательских отношений (п. 1 ст.2 ГК) и их подробное регулирование в других статьях ГК исключают необходимость принятия особого закона о предпринимательской деятельности.

Все общественные отношения, регулируемые гражданским правом, традиционно подразделяются на имущественные и личные неимущественные

Под имущественными[4] обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Имущественные отношения – это отношения между людьми и определенными коллективами по поводу имущества. Однако гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определенную их часть, именуемую имущественно-стоимостными отношениями. Пункт 3 ст. 2 ГК исключает из сферы гражданского права имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Другой составляющей частью предмета гражданского права в соответствии со ст. 2 ГК являются личные неимущественные отношения[5]. Из самого названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по крайней мере, двумя признаками. Во-первых, указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ, таких, как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское произведение, изобретение, промышленный образец и т.п. Во-вторых, личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц. В этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций и осуществляется оценка их нравственных и иных социальных качеств.


Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организация посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.

Еще одним критерием, позволяющим выделить гражданское право в самостоятельную отрасль, является метод правового регулирования.

Под методом[6] правового регулирования общественных отношений понимается совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, на поведение граждан и организаций в этих отношениях.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер. Взаимная же оценка участников общественных отношений может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон. Поэтому имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения получают наиболее полное развитие только в том случае, если они регулируются на основе юридического равенства сторон. Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется диспозитивный метод, основанный на юридическом равенстве сторон.

Таким образом, гражданское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями (задачами). Функции[7] правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная. Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом).

Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе. Иначе говоря, оно имеет дело не столько с правонарушениями, сколько с организацией обычных имущественных взаимосвязей. Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений.

Охранительная функция гражданского права имеет первоочередной целью защиту имущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем восстановления нарушенных пpав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков. Ясно, что ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена эквивалентно-возмездной, стоимостной природой имущественных товарно-денежных отношений.