Файл: Построение организационных структур (Классификация, принципы, централизация и децентрализация организационной структуры управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На предприятии огромной значимостью располагают: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы формирования перспективной организации и т.д. Таким образом, существенное внимание уделяется улучшению организационной структуры системы управления на предприятии.

Тем самым структура организации представляет логические взаимоотношения уровней управления, а также функциональных областей, которые построены в такой форме, которая дает возможность более эффективно достигать целей предприятия.

Так, понятие организационной структуры содержит в себе не только исполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно исполнявшиеся самой организацией виды работ сегодня передаются специализированным организациям, что полагается тесное взаимодействие независимых организаций и трансформацию традиционных границ между организациями.

Полагается, что организация существует во внешней среде, которая создает ее стратегию, технологию, а также масштаб и уровень нововведений. Данные ситуационные факторы, назначают надобную структуру, а именно структуру, которую должна принять организация с целью обеспечения производственной деятельности.

Таким образом, структура управления назначается составляющими ее как звеньями, так и иерархическими ступенями управления. При этом организационная структура должна предоставлять целостность устойчивых связей между его составляющими, а также надежное функционирование всей системы в целом.

Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как Д.Д. Вачугова, Е.Н. Кнышова, И.В. Сергеев, Ф.П. Ходеев, А.Д. Шеремет и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики формирования организационной структуры управления предприятием.

Целью курсовой работы является изучение формирования организационной структуры управления предприятием.

Объектом курсовой работы служит организационная структура управления предприятием, а предметом – ее формирования и характеристика.

Цель работы определила круг задач курсовой:

  • раскрыть сущность и понятие организационной структуры управления предприятием;
  • изучить разработку организационной структуры управления предприятием, основные элементы и современные подходы;
  • дать характеристику основным методам проектирования организационных структур управления предприятием;
  • рассмотреть классификацию организационных структур;
  • исследовать ключевые принципы организационной структуры управления предприятием;
  • дать характеристику централизации и децентрализации управления предприятием.

Гипотеза работы определяется положением о том, что организационная структура в управлении предприятием является важнейшим элементом всей системы управления в целом.

Методологической основой курсовой работы являются методы, использованные в работе, для раскрытия темы курсовой, а именно метод анализа и синтеза.

Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого изучения темы, которая посвящена формированию организационной структуры управления предприятием.

Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.

Глава 1 Характеристика организационной структуры управления предприятием: сущность, понятия, элементы, подходы и методы проектирования

1.1 Сущность и понятие организационной структуры управления предприятием

Итак, наличие структуры представляет неотъемлемый элемент всех реально имеющихся социально-экономических систем, потому как структура придает им целостность.

Так, под организационной структурой управления постигается состав как отделов, так служб и подразделений в аппарате управления, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления предприятия, а также набор как координационных, так и информационных связей, порядок распределения функций управления по самым разнообразным уровням и подразделениям иерархии управления. Тем самым без организационной структуры управления не возможно было бы управлять людьми, они были бы не управляемой толпой, а в лучшем случае совокупностью независимых групп, однако не как не организацией.[2, С. 86]

Таким образом, организационная структура управления представляет собой совокупность способов, путем которых процесс труда сначала подразделяется на отдельные рабочие задачи, а далее достигается координация действий по решению задач. [10] Тем самым организационная структура назначает распределение, как ответственности, так и полномочий внутри конкретного предприятия. Она отражается в виде графической схемы, элементами которой выступают иерархически упорядоченные организационные единицы.


Отметим, что разделение на отделы, подчиненность, подотчетность выступают основными характеристиками организационных структур управления. Однако также имеются и иные характеристики, информационные системы и многочисленные процедуры по координации, которые не могут быть показаны на данной схеме. Так, организационная структура представляет целостную систему, которая специально разработана так, чтобы функционирующие в ее рамках люди могли более эффективно добиться намеченной перед ними цели.

Как функции, так и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные, а также взаимообусловленные стороны единого целого – организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. При этом взаимообусловленность, как функций, так и структуры управления полагает первичность функций, а также вторичность структуры управления. Но первичность и вторичность функций и структуры относительны, а не абсолютны.

Тем не менее, организационная структура управления с назначенными функциями есть ее устройство, которое соответствует по составу собственных элементов назначению системы.

Главные концепции, которые играют отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля; структура всегда должна отображать стратегию; детерминизм – концепция, полагающая, что структура организации назначается внешней средой.

Тем не менее, специализированное разделение труда представляет закрепление этой работы за специалистами, а именно за теми, кто способен исполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Наряду с этим на всех предприятиях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда согласно специализированным линиям. В случае если предприятие весьма велико по размеру, специалистов зачастую группируют вместе в пределах функциональной области. Избрание функциональных областей назначает главную структуру организации и в существенной степени – возможности ее успешной деятельности. Не менее значимо и то, как реализовывается вертикальное разделение труда. [5, С. 93]

Так, вертикальное разделение труда - это отделение работы по координации от непосредственного исполнения заданий. Оно нужно с целью успешной групповой работы. Вместе с тем преднамеренное вертикальное разделение труда на предприятии предоставляет в результате иерархию управленческих уровней. Основной характеристикой данной иерархии выступает формальная подчиненность лиц на любом уровне.


Количество лиц, которые подчинены одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля представляет собой значимый аспект организационной структуры. В случае если одному руководителю подчиняется весьма огромное количество людей, тогда имеет место широкая сфера контроля, которая предоставляет в результате плоскую структуру управления. В случае если любому руководителю подчиняется незначительное количество сотрудников, а именно когда сфера контроля узкая, тогда в данном случае можно говорить о многоуровневой структуре. Таким образом, большие предприятия с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.

Отметим, что регулярное воспроизведение таких видов деятельности, как распределение заданий, руководство, а также координация действий сотрудников, создает структуру организации, а потенциальная возможность разнообразных их комбинаций разъясняет отличия организационных структур.

Тем не менее, структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. При этом структура организации представляет собой совокупность методов разделения процесса труда на определенные рабочие задания и координации их выполнения.

Так, понятие организационной структуры содержит в себе не только исполняемые внутри нее задания, однако и координируемую сотрудниками деятельность за пределами предприятия. Многие традиционно исполнявшиеся самой организацией виды работ сегодня передаются специализированным предприятиям, что полагает тесное взаимодействие независимых предприятий и трансформацию традиционных границ между организациями.

После выбора, как стратегии, так и разработки дальнейшего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации с целью, чтобы выяснить, содействует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия назначает структуру. В результате осуществления либо изменения стратегии руководство предприятия всегда должно учитывать его взаимосвязь со структурой, а также объединить формирование структуры организации и планирование. Структура базируется на стратегии и должна предоставлять ее эффективность так, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации.

Полагается, что организация существует во внешней среде, которая создает ее стратегию, а также технологию, масштаб и уровень нововведений. Данные ситуационные факторы, тем самым назначают нужную структуру, а именно структуру, которую должна принять организация с целью обеспечения деятельности производства.


Однако сторонники ситуационного подхода исходят из того, что структура процветающих предприятий соответствует как принятой стратегии, так и внешней среде, в которой они реализовывают собственные операции. Наряду с этим эффективное управление предприятием полагает формулирование адекватной стратегии, а также развитие структур, содействующих ее осуществлению путем стимулирования нововведения, который соответствует условиям внешней среды. Тем не менее, организационные формы развиваются постепенно, по мере того как менеджеры постигают неэффективность функционирующих механизмов. В них вносятся изменения, которые соответствуют разнообразным аспектам желаемой структуры. [9, С. 45]

Стоит сказать, что сторонники ситуационного подхода полагают, что менеджеры обладают правом выбора, однако ограниченной надобностью приспособления структуры к внешним условиям, назначающей приемлемые результаты деятельности предприятия.

Тем самым решение о выборе структуры организации в целом зачастую принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего управления только помогают ему, при этом предоставляя нужную информацию.

Главная задача заключается в том, чтобы избрать ту структуру, которая больше всего соответствует как целям, так и задачам организации, а также влияющим на нее внутренним, а также внешним факторам. При этом наилучшая структура это та, которая оптимальным образом дает возможность организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и рационально как распределять, так и ориентировать усилия собственных сотрудников и, так, удовлетворять потребности клиентов и достигать собственных целей с высокой эффективностью.

Также можно сказать, что наилучшей организационной структурой будет та, которая отвечает размерам, динамизму, сложности и личному составу организации.

Одна из главных ошибок, которые совершается довольно многими предприятиями, заключается в том, что новую стратегию они просто налагают на имеющуюся структуру предприятия. Так не должно быть. Структура главным образом зависит от стратегии, и этап создания структуры в процессе планирования может представлять более значимую стадию успешной реализации стратегического плана.

Отметим, что объективными факторами и условиями установления многообразия организационных структур выступают: [7, С. 40]

- размер деятельности предприятия (малое, среднее, крупное);

- специализация на выпуске одного вида продукции либо широкой номенклатуры изделий разнообразных отраслей;