Файл: Влияние отраслевой специфики организации на ее кадровую стратегию (Анализ кадровой политики женской консультации № 1 Калининского района).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ современных кадровых стратегий
1.1. Понятие кадровой стратегии
1.2 Концепции планирования работы с персоналом
1.3 Разработка и реализация кадровых стратегий
Глава 2 Анализ влияния отраслевой специфики организации на её кадровую стратегию
2.1 Отраслевые особенности управления кадрами в медицинском учреждении
2.2. Анализ кадровой политики женской консультации № 1 Калининского района
Особенности работы отдела кадров на предприятиях здравоохранения заключается в том, что вся их деятельность контролируется государством, независимо от организационно-правовой формы учреждения.
Кадровая работа в учреждениях здравоохранения включает в себя следующие направления деятельности:
Планирование потребности организации в персонале;
Отбор и прием работников;
Разработка программ стимулирования работников;
Оценка деятельности персонала;
Организация обучения, повышения квалификации работников, проведение аттестации;
Разработка программ адаптации персонала;
Документационное обеспечение кадровой работы на предприятии.
Рассмотрим более подробно данные направления деятельности кадровых служб в учреждениях здравоохранения.
Планирование потребности в персонале организации здравоохранения осуществляется кадровой службой на основе, утвержденного руководителем организации, штатного расписания, а также исходя из фактической комплектации штата медицинских работников. [3, C.12]
Также планирование численности персонала организации здравоохранения осуществляется на основе отдельных нормативных актов, например, Приказ Минздрава России от 9 июня 2003 г. N 230, которым утверждены Штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Новый работник принимается в штат организации или учреждения в соответствии со штатным расписанием, которое содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведений о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание организации, учреждения утверждается, изменяется приказом руководителя или уполномоченного лица.
В настоящее время идет активное совершенствование системы оплаты труда работников медицинских учреждений в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
Согласно распоряжению программа направлена на:
-совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;
-создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
-развитие кадрового потенциала работников учреждений;
-создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе:
-введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;
-установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;
-отмены неэффективных стимулирующих выплат;
-использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой
-системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
Планируется также совершенствование системы предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки работников учреждений в целях приведения ее в соответствие с Программой. Реализация мероприятий Программы позволит:
-повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
-внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
-повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
-повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
-создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Факторы, влияющие на управления медицинским персоналом в
государственных медицинских учреждениях
На управленческую деятельность в лечебных учреждениях влияет множество факторов, количество которых значительно прибавилось в связи с реформированием системы здравоохранения, эти факторы усложняют процесс управления персоналом. [15, C.25]
Проблемы в управлении лечебных учреждений возникают в результате факторов:
-усложнения структуры системы здравоохранения;
-дефицита научного управленческого подхода к решению проблем в медицине;
-появления рыночных отношений между субъектами хозяйственной деятельности в системе здравоохранения;
-появления рынка платных медицинских услуг;
-появления конкуренции между лечебно-профилактическими
-учреждениями различных форм собственности
-(муниципальными, государственными, частными);
-резкий рост требований к качеству оказываемых медицинских услуг со стороны потребителей, ФОМС и страховых компаний;
-увеличения требований и форм отчетности со стороны органов управления здравоохранением и других контролирующих организаций;
-кадровый дисбаланс (дефицит младшего медицинского персонала);
-роста самосознания и потребность мед. персонала в повышение уровня знаний;
-появления государственной программы реформирования сестринского дела и необходимость ее внедрения;
-развитие и внедрение инновационных медсестринских технологий;
-внедрения национального проекта «Здоровье» и других федеральных и областных целевых программ;
-введение новой системы оплаты труда. [18, C.18]
Все эти изменения повышают нагрузку на медицинских работников, усиливают стрессовую ситуацию, вызывают у ряда сотрудников сопротивление и затрудняют управление персоналом.
Сложность в управлении медицинским персоналом связана так же с особенностью лечебных учреждений как специфической организации.
Особенности управления кадрами в государственных медицинских учреждениях
Сложность социальной структуры медицинских учреждений.
Ни одно другое предприятие не имеет такого разнообразия в своих сотрудниках, как мед. учреждение, с точки зрения профессионализма. Это разница в образовании, стаже работы, опыте, квалификации, ответственности за свои действия, профессиональной самостоятельности, разнообразии характеров.
Высокая конфликтность.
Высокая конфликтность связана:
со сложной социальной структурой персонала;
с высокой интенсивностью медицинского труда;
взаимозависимостью труда и др. организационными причинами.
Последствия ошибочных решений трудно или даже невозможно исправить.
Деятельность медицинского работника, постоянно связанная со здоровьем и жизнью больного, не дает право на ошибку, которая может привести к ухудшению здоровья или потери жизни. В этих условиях значимость правильного управленческого решения и цена ошибки очень высоки.
Различия на разных социальных уровнях.
Медицинский работник, и в особенности руководитель, в процессе профессиональной межличностной коммуникации должен учесть различия в воспитании, интеллектуальном и культурном уровне человека, возрастные, половые, этнические, религиозные особенности личности, найти и обеспечить верный психологический контакт.
Постоянное повышение квалификации руководителя для обеспечения эффективной работы .
Усложнение и технологизация, информационная насыщенность, медикализация здравоохранения требуют от руководителей систематического повышения как медицинской, так и управленческой квалификации.
Социальная напряженность.
Социальная напряженность в обществе, несомненно, проявляется и в коллективах лечебно-профилактических учреждений. Причиной, поддерживающей в коллективах психологическую напряженность, могут быть низкий уровень оплаты труда, не соответствующий степени значимости и интенсивности труда медицинских работников, риск профессиональной вредности (заражение вирусным гепатитом, ВИЧ- инфицирование и др.), недостаточный престиж и низкая социальная защищенность профессии, другие экономические, организационно - управленческие и социально-психологические факторы.
В условиях рыночной экономики в связи с изменением системы здравоохранения, существенно меняют роль руководителя в этой реформированной системе.
С одной стороны, ему предоставляется самостоятельность в решении вопросов функционирования и распределения финансовых ресурсов, с другой стороны, возрастает ответственность руководства за достижение поставленных целей.
От руководителей в современных условиях требуется:
знание законов экономики, маркетинга, психологии и социологии, конфликтологии;
знание теории управления здравоохранением;
умение разумного реагирования на быструю смену ситуации;
особая ответственность за принятия решения;
предприимчивость и т.д.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что системы управления персоналом в государственных медицинских учреждениях должны учитывать ряд характеристик, присущих системе управления данной отрасли, которые будут оказывать непосредственное влияние на осуществление тех или иных функций в области управления персоналом.
Рассмотрим характеристики, оказывающие непосредственное влияние на работу персонала в сфере здравоохранения:
высокая степень ответственности;
сложность социальной культуры;
строгая иерархическая структура;
профессиональные предрассудки, например, нежелание специалистов-медиков признавать роль иных работников — экономистов, юристов, менеджеров по персоналу в том числе;
жесткая специализация;
направленность организации прежде всего на потребителей;
строгое подчинение и точное исполнение распоряжений руководства и т.д.
При этом многие сферы в управлении жестко регламентируются и поддерживаются государственными институтами: системой обучения и повышения квалификации и переподготовки, исследования и т.п. [13, C.55]
Таким образом, управление персоналом в этой сфере предполагает ориентацию на организационное развитие предприятий, развитие и совершенствование системы управления с учетом требований, предъявляемых государственными институтами .
2.2. Анализ кадровой политики женской консультации № 1 Калининского района
Текущая ситуация в здравоохранении предполагает проведение сильных преобразований в области управления кадровым потенциалом отрасли. Цель кадровой политики заключается в подготовке и переподготовке специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранение диспропорций в кадровом обеспечении системы
здравоохранения .
Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала).
Еще острее стоит вопрос с закреплением среднего медицинского персонала. Они уходят из профессии или уходят в частные структуры.
Отсутствие мотивационных стимулов к работе, низкая заработная плата, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения привели к снижению притока молодых кадров в отрасль здравоохранения и «старению» врачебных кадров.
Проблемным звеном также выступает недостаточное техническое оснащение рабочих мест, слабая поддержка со стороны управляющего персонала, устаревшие принципы работы кадровых служб, непривлекательная социальная инфраструктура сельских
населенных пунктов и многое другое .
Как видно из вышеперечисленного в сфере здравоохранения имеются проблемы, связанные с работой персонала, которые требуют изучения. Качество медицинской помощи определяются не только организацией и состоянием материально-технической базы, но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями. Именно поэтому развитие кадрового потенциала медицинских учреждений должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности и успешного развития.