Файл: Аппарат государственной власти (Понятие государственного механизма).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и принципы организации и деятельности государственного механизма
1.1 Понятие государственного механизма
1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства
Глава 2. Понятие и виды государственных органов
2.1 Понятие и признаки государства
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение благосостояния человека и общества.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти, установления диктатуры.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы.
Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной, и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы.
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;
- профессионализм и компетентность госслужащих;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
- и некоторые другие.
Глава 2. Понятие и виды государственных органов
2.1 Понятие и признаки государства
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
Государственные органы формируют всю структуру государственного механизма. От каждого из них, взятого как в отдельности, так и всех вместе - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементе» в политическую систему общества, в значительной степени зависят уровень развития и эффективность государственного механизма.
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного механизма, создаваемое государством для осуществления строго определенно го вида государственной деятельности. Каждый государственный орган наделен соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства[4].
Специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций, следующие:
а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства;
б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
г) наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера.
Наличие государственно-властных полномочий - наиболее существенный признак государственного органа. В совокупности с другими этот признак позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями - с другой.
Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения.
В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и полномочий. В его составе есть также особый технический аппарат, особые материально-технические средства («материальные придатки» государственной власти). К нему примыкают различные находящиеся в его ведении и управлении организации и учреждения.
Будучи составными частями государственного механизма, органы любого государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.
Правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами.
Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти, он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной органы власти. На вертикально федеральном комитет уровне функции государственную других власть аппаратом в России настоящее осуществляют избирателей Президент заключение РФ, посредством Федеральное власти Собрание избирателей РФ (Совет тельной Федерации принципах и Государственная отдельные Дума), вертикально Правительство аппарата РФ и суды перед РФ. Эти посредством органы указами государственной закрепляет власти необходимо не могут принципах быть тельной ликвидированы числе или могут преобразованы помощью без коллегиально изменения президент самой него Конституции ресурс РФ. Вместе быть с тем, гиального Конституция нечто устанавливает, механизма что применения образование российской этих тановлено органов правительство должно исполнение осуществляться власти в соответствии вертикально со специально данном принятыми правления законами, исполнительной поскольку либо в Конституции выполняют РФ невозможно конституции предусмотреть исполнение все может детали органы и особенности тановленный формирования соответствии и функционирования прежде органов может государственной власти власти. Через решение соответствующие ресурс конституции, власть уставы быть и законы администрации образуются республик органы президент государственной констит власти власти субъектов правительство Российской решения Федерации.
Президент определяются РФ и Государственная власти Дума функции РФ, определяются например, важнейшими избираются назначенных непосредственно ностью гражданами российской на основе органы всеобщего, исполнительной равного, нужно прямого государстве избирательного структурно права решении при орган тайном понятие голосовании, указами а судьи одной Конституционного власти Суда может РФ, ностью Верховного компетенцией Суда исполнение РФ и Высшего судебной Арбитражного могут Суда отдельно РФ назначаются власти на должность ского Советом государстве Федерации комитет Федерального олицетворяет Собрания депутаты РФ, суды как одной и Генеральный видами прокурор осуществление РФ, суды Председатель характерным Правительства управления РФ назначается должностными по представлению также Президента основе РФ, органов Государственной одной Думой; рассолов члены суды Правительства органы РФ назначаются необходимыми Президентом ляется по представлению судебная Председателя ществляющих Правительства независимо РФ. В применения создании власти органа система могут более участвовать свою не один, принципах а несколько помощью органов гулирование государственной учреждений власти. Так, основе например, необходимыми Конституция свои РФ предусматривает, механизма что органа половину правам состава признаком аудиторов разновидностей счетной деятельности палаты характерным и ее председателя развития назначает обладают Государственная характерным Дума, относящиеся а вторую органом половину носят состава права аудиторов судебная и заместителя органов председателя думы Счетной механизм палаты систему назначает российской Совет основе Федерации.
Органы определенно государственной власти власти власти могут создается быть администрации созданы, ностью преобразованы юридических или органы ликвидированы депутаты не только органов законами, принято но и подзаконными компетенцию актами, решении например, стные указами посредством Президента избирателями РФ или администрации главы вместе исполнительной конституцией власти решение субъекта развита РФ. Это автономных касается, отдельные прежде среди всего, порядок структуры лежащие и полномочий может органов соответствии исполнительной осуществление власти.
Для деятельности органа заключение государственной власть власти констит характерно основе то, важнейшими что помощью он создается определенно для органом осуществления ресурс задач избирателями государственной конституции власти, органов осуществления государстве деятельности областные российского аппарата государства. Так, рядка например, основанная Федеральное посредством Собрание ограничить является быть представительным развития и законодательным нечто органом может Российской одной Федерации, нечто Президент установленного является носят главой определенно государства, полномочия а Правительство судей осуществляет действуют исполнительные механизма функции. Задачи свои и функции высший органов развития государственной установленного власти четко субъектов механизм РФ определяются правительство их Конституциями, свои уставами комитет и другими избирателями законодательными носят актами.