Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Характеристика процедур банкротства).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
- нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
- нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т. д.) [12, с. 476].
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой-предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем Арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой состоятельности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (утратил силу с 29 декабря 2014 года), с июля 2015 года начнет действовать глава X Федерального закона о банкротстве «Банкротство граждан», которая регулирует процедуру банкротства граждан не являющихся индивидуальными предпринимателям, а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2013 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства РФ от 29 мая 2012 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», и др. 6, стр.51.
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:
1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);
2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон – специальный закон – другие нормативные акты.
К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ 4.
Специальные законы – это Закон о банкротстве 2002 г. Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;
3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов [5, стр. 136]. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.
2. Особенности несостоятельности (банкротства) организаций
2.1 Характеристика процедур банкротства
Законом № 127-ФЗ предусмотрены следующие судебные процедуры банкротства (процессуальный плюрализм): наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (таблица 3). Кроме перечисленных процедур может применяться процедура «санация». В настоящее время процедура «санация» может осуществляться как в досудебном порядке, так и при проведении судебных процедур банкротства 15, стр.148.
Таблица 1 - Общая характеристика судебных процедур банкротства организации
1. Судебная процедура |
Наблюдение |
Финансовое оздоровление |
Внешнее управление |
Конкурсное производство |
Мировое соглашение |
2. Наименование арбитражного управляющего |
Временный |
Административный |
Внешний |
Конкурсный |
Любой |
3. Срок проведения |
7 месяцев |
Не более 2 лет |
Максимальный срок 18 месяцев |
Не более 6 месяцев |
- |
4. Дополнительные условия |
- |
|
ходатайству собрания кредиторов
|
- |
- |
Каждая судебная процедура имеет строгий порядок и срок осуществления. Изменения, которые внесены в последние годы, позволяют сократить общий срок процедур банкротства организаций почти в 2 раза. Это способствует нормализации проведения процедур банкротства, реальной защите интересов государства, организации-должника и ее кредиторов и инвесторов, в т.ч. персонала организации.
Каждая процедура банкротства имеет свои специфические цели и способы их достижения (таблица 2).
Таблица 2 - Цели судебных процедур банкротства
Наименование процедуры |
Цели |
1. Наблюдение |
Обеспечение сохранности имущества; проведение анализа финансового состояния должника; выявление кредиторов и составление реестра их требований; созыв и проведение первого собрания кредиторов |
2. Финансовое оздоровление |
Восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности кредиторам |
3. Внешнее управление |
Восстановление платежеспособности |
4. Конкурсное производство |
Соразмерное удовлетворение требований кредиторов |
5. Мировое соглашение |
Прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами |
Анализируя цели судебных процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что вплоть до проведения конкурсного производства руководителями, собственниками организации, арбитражными управляющими должны проводиться мероприятия по восстановлению платежеспособности организации-должника.
Наиболее насыщенными являются цели, которые ставятся перед первой процедурой «наблюдение». Нет сомнения, что три цели: проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов и составление реестра требований кредиторов, выполнимы. Возможность выполнения указанных целей обеспечена нормативно-правовым сопровождением, в Законе №127-ФЗ и других законодательно-нормативных документах предусмотрен порядок и меры по их достижению 13, стр.15.
Цель процедуры наблюдения, которая касается обеспечения сохранности имущества должника, следует признать декларативной. Сберечь, сохранить можно то имущество, в наличии которого нет сомнения. Единственный прием, который позволяет реально убедиться в наличии имущества и его состоянии, инвентаризация. Но ни в Федеральном законе от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни в Законе №127-ФЗ не предусмотрено проведение инвентаризации имущества и обязательств должника при проведении процедуры наблюдение.
К имуществу организации относятся материальные и нематериальные объекты, а также денежные средства. Несостоятельность организации становится следствием разбалансированности поступления и расхода (притока и оттока) денежных средств. В Законе №127-ФЗ не уделено должного внимания контролю за денежными средствами организации, за исключением статьи 133, где предусмотрено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один (основной) счет должника в банке или иной кредитной организации. Наличие одного счета позволяет обеспечить прозрачность потоков денежных средств должника, контроль за их движением, обоснованность погашения кредиторской задолженности. По этой причине целесообразно требование об использовании одного основного счета распространить на все процедуры, начиная с процедуры наблюдение.
Таким образом, современный закон о несостоятельности (банкротстве) является наиболее последовательным по сравнению с предшествующими законами, учитывающим интересы государства, организации-должника, ее кредиторов и инвесторов. Вместе с тем, на уровне закона необходимо приучать собственников, учредителей, участников организации соблюдать цивилизованные правила деятельности. На наш взгляд, к недостаткам действующего Закона №127-ФЗ относятся отсутствие требования о необходимости проведения инвентаризации и работы с одним (основным) счетом, начиная со стадии наблюдения, признанной ключевой судебной процедурой.
2.2. Процедура банкротства
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения 14, стр.126.
С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника [6, стр. 123].
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально. Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения возражений относительно требований кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично.