Файл: Метод СТЭМ для задачи принятия решений (Обоснование выбора места нового магазина сети «Радеж» с использованием метода STEM).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода STEM при принятии управленческих решений
1.1. Назначение и характеристика метода STEM
1.2. Этапы реализации метода STEM
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Радеж»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
Глава 3. Обоснование выбора места нового магазина сети «Радеж» с использованием метода STEM
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
ООО «Радеж» предлагает потребителю полный ассортимент продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров первой необходимости. Структура ассортимента представлена в табл. 3.
Таблица 3
Структура ассортимента товаров ООО «Радеж»[28]
Группа продовольственных товаров |
Подгруппа |
Удельный вес, всего, % |
Отклонение |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2014/ 2012 |
2014/ 2013 |
||
Гастрономия |
Колбаса и колбасные изделия |
41,05 |
42,00 |
42,05 |
1,00 |
0,05 |
Мясные продукты и полуфабрикаты |
||||||
Мясные консервы |
||||||
Птица |
||||||
Яйцо |
||||||
Рыбные консервы |
||||||
Сыры |
||||||
Молоко и молочные продукты |
||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
||||||
Жиры |
16,15 |
17,10 |
17,70 |
1,55 |
0,60 |
|
Бакалея |
Крупы |
|||||
Мука |
||||||
Сахар |
||||||
Макароны |
||||||
Соусы и кетчупы |
||||||
Приправы и специи |
||||||
Чай/кофе |
||||||
Концентраты |
||||||
Овощи/фрукты |
Овощи/фрукты свежие |
2,10 |
2,50 |
2,90 |
0,80 |
0,40 |
Овощные и фруктовые консервы |
||||||
Кондитерские изделия |
Конфеты/шоколад |
8,15 |
9,10 |
8,63 |
0,48 |
-0,47 |
Печенье/пряники/вафли |
||||||
Детское питание |
0,35 |
0,33 |
0,40 |
0,05 |
0,07 |
|
Напитки |
Пит/минеральная вода |
5,20 |
5,45 |
5,81 |
0,61 |
0,36 |
Газ вода |
||||||
Соки и напитки |
||||||
ЛВИ |
Пиво |
16,43 |
16,48 |
16,32 |
-0,11 |
-0,16 |
Алкогольные |
||||||
Табачные изделия |
5,41 |
5,63 |
5,49 |
0,08 |
-0,14 |
|
Прочее (непродовольственные) |
0,66 |
0,69 |
0,70 |
0,04 |
0,01 |
Наибольший удельный вес в структуре товаров занимает гастрономическая группа – 42,05 %. Второй по величине является бакалейная группа – 17,70 %.
Показатели розничного товарооборота ООО «Радеж» за 2012-2014 гг. представлены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели розничного товарооборота ООО «Радеж» за исследуемые периоды[29]
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп роста, % |
|
2014 г. к 2012г. |
2014 г. к 2013 г. |
||||
1.Розничный товарооборот всего, тыс. руб. |
707300 |
745900 |
744800 |
105,30 |
99,85 |
2.Численность обслуживаемого населения, чел. |
25400 |
25400 |
25400 |
100,00 |
100,00 |
3. Покупательские фонды населения, тыс. руб. |
3250000 |
3352800 |
3048000 |
93,78 |
90,91 |
4. Индекс цен |
1,10 |
1,12 |
1,11 |
100,91 |
99,11 |
5. Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
643000 |
666000 |
671000 |
104,35 |
100,75 |
По данным табл. 4 видно, что розничный товарооборот в действующих ценах в 2014 г. составил 744 800 тыс.руб., что на 5,30 % выше показателя 2012 г., но на 0,15 % ниже показателя 2013 г. В сопоставимых ценах розничный товарооборот превысил показатель 2012 г. на 4,35 %, а показатель 2013 г. – на 0,75 %.
В табл. 5 представлен расчет показателей розничного товарооборота за 2012-2014 гг. Процент охвата покупательских фондов населения в исследуемом периоде растет. В 2014 г. охвачено 0,244 % покупательских фондов, что на 0,026 пункта выше, чем в 2012 г. и на 0,022 пункта выше показателя 2013 г.
Таблица 5
Расчет показателей розничного товарооборота ООО «Радеж»[30]
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Динамика, % |
Абсолютное отклонение (+/-) |
||
2014/2012 |
2014/2013 |
2014/ 2012 |
2014/ 2013 |
||||
1.Розничный товарооборот всего, тыс. руб. 2. Численность обслуживаемого населения, чел. |
707300 25400 |
745900 25400 |
744800 25400 |
105,30 100,00 |
99,85 100,0 |
37500 - |
-1100 - |
3. Покупательские фонды населения, тыс. руб. |
3250000 |
3352800 |
3048000 |
93,78 |
90,91 |
-202000 |
-304800 |
4. Товарооборот в расчете на одного человека, тыс. руб. |
27,8 |
29,4 |
29,3 |
105,30 |
99,85 |
1,50 |
-0,10 |
5. Процент охвата покупательских фондов населения, % |
21,80 |
22,20 |
24,40 |
- |
- |
2,60 |
2,20 |
В таблице 6 представлен анализ издержек обращения.
Таблица 6
Динамика издержек обращения[31]
Статьи расходов |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отклонение 2014 г. от 2012 г. |
||||
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Тыс. руб. |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Заработная плата |
60000 |
47,32 |
63800 |
47,90 |
65300 |
51,22 |
5300 |
3,90 |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
15800 |
12,46 |
16800 |
12,61 |
17200 |
13,49 |
1400 |
1,03 |
Транспортные расходы |
15400 |
12,13 |
18200 |
13,67 |
16800 |
13,14 |
1400 |
1,01 |
Материальные расходы |
6900 |
5,42 |
7400 |
5,55 |
6100 |
4,77 |
-800 |
-7,36 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Расходы на содержание помещений |
22300 |
17,56 |
21000 |
15,77 |
18700 |
14,67 |
-3600 |
-2,89 |
Административные расходы |
5200 |
4,12 |
4900 |
3,67 |
2700 |
2,15 |
-2500 |
-1,97 |
Прочие расходы |
1400 |
1,09 |
1100 |
0,83 |
700 |
0,56 |
-700 |
-0,53 |
Итого |
126800 |
100,00 |
133200 |
100,00 |
127500 |
100,00 |
+700 |
- |
Анализ финансового результата представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ финансовых результатов[32]
Показатель |
Год |
Темп роста, % |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2014/ 2012 |
2014/ 2013 |
|
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
21860,00 |
22850,00 |
25430,00 |
116,33 |
111,29 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
16395,00 |
17137,50 |
20344,00 |
124,09 |
118,71 |
Прибыль до налогообложения в 2014 г. составила 25 420 тыс.руб., что на 16,33 % выше, чем в 2012 г. и на 11,29 % выше, чем в 2013 г. Следует отметить положительный факт роста чистой прибыли предприятия которая в 2014 г. составила 20 344 тыс.руб., что на 24,09 % выше, чем в 2012 г. и на 18,71 % выше показателя 2013 г.
Одной из важных характеристик положения предприятия на рынке является завоеванная им доля рынка. Большинство наступательных стратегий выдвигает в качестве главной цели увеличение доли, стремление к лидерству на рынке. Определение доли рынка требует знания общего объема продажи на рынке. Анализируя доли рынка, которые имеют конкуренты и их ассортимент можно выделить трех главных конкурентов компании ООО «Радеж» – это магазины «Магнит» (23,5%), «ОКЕЙ» (15%) и «Лента» (13,5%).
Оценим уровень конкуренции компании ООО «Радеж» с помощью табл. 8, которая была составлена на основании данных, полученных при опросе покупателей в магазине сети «Радеж».
Таблица 8
Оценка конкурентоспособности ООО «Радеж»
относительно ведущих конкурентов[33]
Показатель |
«Радеж» |
«Магнит» |
«ОКЕЙ» |
«Лента» |
1.Применяемые стратегии стимулирования сбыта: Скидки |
+ |
+ |
+ |
+ |
Премиальная продажа |
- |
- |
- |
+ |
Купоны и розыгрыши |
+ |
+ |
+ |
- |
2.Используемая форма рекламы: Реклама в прессе |
+ |
- |
- |
+ |
Печатная реклама |
- |
+ |
- |
+ |
Реклама по радио |
- |
- |
+ |
|
Наружная реклама |
+ |
- |
+ |
+ |
Реклама на транспорте |
- |
+ |
- |
- |
Реклама на месте продаж |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Уровень качества обслуживания (1-5 баллов) |
4,5 |
5 |
4,5 |
4 |
4. Уровень образования и квалификации персонала (1-5 баллов) |
4,5 |
4 |
3,5 |
4 |
5.Местонахождение (1-5 баллов) |
4,5 |
4 |
5 |
4,5 |
Проведя сравнение конкурентов компании ООО «Радеж» по основным конкурентообразующим факторам видно, что конкуренты широко используют в своей деятельности средства рекламы и методы стимулирования сбыта. Из приведенной табл. 8 можно сделать вывод о том, что самым серьезным конкурентом для ООО «Радеж» является магазин «ОКЕЙ». На втором месте – «Лента». Магазин «Лента» расположен в некотором отдалении от жилых домов. Кроме того, в этом магазине довольно низкое качество обслуживания. Таким образом, конкуренты достаточно сильны и крепко держат свои позиции на рынке и компании ООО «Радеж» необходимо учитывать все изменения, которые предпринимают соперники в конкурентной борьбе на рынке.
В Приложении 1 представлена информация об основных поставщиках ООО «Радеж». В таблице указаны основные поставщики товаров, с которыми у торгового предприятия положены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе. Договоры с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.
Проведенное во второй главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы.
Магазины сети «Радеж» предлагают потребителю полный ассортимент продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров первой необходимости.
Проведенный анализ показал, что розничный товарооборот в исследуемом магазине сети в 2014 г. составил 744 800 тыс.руб., что на 5,30 % выше показателя 2012 г., но на 0,15 % ниже показателя 2013 г. Процент охвата покупательских фондов населения в исследуемом периоде растет. В 2014 г. охвачено 0,244 % покупательских фондов, что на 0,026 пункта выше, чем в 2012 г. и на 0,022 пункта выше показателя 2013 г.
Торговая сеть «Радеж» - достаточно конкурентоспособная и развивающаяся. В целях увеличения доли рынка сети предлагается открытие нового магазина в Волгограде.