Файл: Валютные отношения и валютная система (1.Понятие валютных отношений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
В некоторых странах определенную роль играют валютные биржи. Однако по мере развития национального валютного рынка она снижается.
Российский валютный рынок в середине 90-х годов оставался местным (локальным) рынком. Ежегодный объем операций составлял примерно 90-100 млрд долл. Основными сегментами являлись биржевой, внебиржевой (межбанковский) и фьючерсный рынки. Биржевой сегмент имел до недавнего времени большее значение, однако к 1995 г. его удельный вес снизился. По оценкам, объем операций, совершаемых на внебиржевом рынке (40-50 млрд долл. США в 1995 г.) превышал показатели биржевого. В настоящее время межбанковский сегмент валютного рынка также больше биржевого по объему операций.
7. Интеграция валютной системы
Одним из сложнейших этапов западноевропейской интеграции является плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту - евро. Намечен график создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс идет сложно, с большим разбросом подходов среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку многие параметры ЭВС были намечены в Маастрихте лишь в общих чертах и требуют конкретизации.
По единодушному мнению экспертов ЕР, а точнее ЭС, не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри него различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной политике. Для дальнейшего продвижения к ЭВС возникает необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне и с опорой на единую денежную единицу. Именно это осуществляется в ЕС.
Преимущества такой «наднационализации» как для государств ЕС, так и, особенно, для экономических агентов сводятся, в числе прочего, к следующему:
- на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС под «зонтиком» и мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяют надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов;
-для экономических агентов единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале;
- для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижается разницей в курсах купли-продажи и уплатой комиссионных;
- единая валюта (евро) способна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене, чем нынешняя громоздкая «валютная змея»;
- ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.
По своей структуре ЭВС - двухуровневая система банков7 - центральных банков стран-членов, во главе которой стоит учрежденный Европейский Центральный банк (ЕЦБ). Предшественник его - Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работу с 1994 г., будет трансформирован в ЕЦБ на завершающем этапе ЭВС, который, согласно Маастрихтскому договору, начался 1 января 1999 г.
Первое заседание ЕЦБ состоялось во Франкфурте в июне 1998 г. Избран Председатель Совета ЕЦБ (голландец В. Дуйсенберг) сроком на 8 лет. Определен уставный капитал в 4 млрд евро. Доли распределены между 15 странами: Бундесбанк - 24,4%, Банк де Франс - 16,9, Банко ди Италиа - 15, Бэнк оф Инглэнд - 14,7, и т.д., в том числе Люксембург - 0,15%.
Продвижение к ЭВС запланировано в виде трех последовательных этапов (подготовительный - до 1 января 1996 г., организационный - до 31 декабря 1998 г. и заключительный - до 2002 г.). причем последний этап разбивается на три конкретных ступени («А»,«В» и «С»).
В ходе первого этапа участники сняли все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:
-планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% к ВВП в рыночных ценах;
- государственный долг не более 60% к ВВП в рыночных. ценах;
- годовая инфляция в размере не выше чем 1,5% к усредненному уровню инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
- средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% к усредненному уровню этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
- участие в системе совместного колебания валютных кур-сов не менее 2-х лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25%).
Индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей крайне различна. Наряду с сомнениями в целесообразности отказа от валютного суверенитета ЕС в итоге уже на первом этапе раскололся на «основные» страны, заинтересованные в создании Союза (Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, ФРГ), и прочие, одни из которых присоединяются к ЭВС, а другие не смогут или не захотят войти в него на установленных условиях.
С 1 января 1999г. евро введена в 11 странах - Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Франции. Великобритания и Дания не вошли в пространство евро, поскольку в специальной статье Масстрихтского договора (Протокол 11) указано, что они освобождаются от обязательств вступления в зону евро. Швеция не выполнила необходимых критериев для вступления в евро - шведская крона покинула ЕВС. Не вошла в зону евро и Греция, так как ее экономические показатели не позволяют пока этой стране использовать евро.
Второй этап был посвящен завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Союза.
Заключение
Американские экспортеры, продающие товары во Франции, хотят получить за них доллары, а не франки, но французские импортеры американских товаров имеют франки, а не доллары. Это – проблема, которая решается только благодаря тому, что французы меняют на валютном рынке франки на доллары. В сущности, это есть основная операция в международных валютных отношениях.
Рост производительных сил, создание мирового рынка, формирование мировой системы хозяйства, интернационализация хозяйственных связей обусловило развитие международных валютных отношений.
Валютные отношения являются составным элементом экономических отношений, их развитие должно учитывать специфику последних. Это означает, что применительно к валютным отношениям мы должны говорить о действии экономических законов:
- закона денежного обращения,
- спроса и предложения товаров,
- других экономических законов.
Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. И хотя валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации хозяйственной жизни усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, зарубежного уровня науки и техники, развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Неустойчивость международных валютных отношений, валютные кризисы оказывают отрицательное влияние на процесс воспроизводства.
Целесообразно создать максимально благоприятные условия для развития валютных отношений. И государство должно способствовать этому. Чем успешнее, эффективнее будет развитие экономики, и в том числе валютных отношений, тем выше будет экономический рост и уровень благосостояния людей.
Валютная система является формой, в которой организованы валютные отношения.
Национальная валютная система устанавливает принципы организации и регулирования валютных отношений внутри отдельной страны. Она является частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Региональная валютная система более самодостаточна, чем национальная, зависимость от внешних факторов меньше, а устойчивость выше.
Мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет специфический механизм функционирования и регулирования. На разных этапах своего развития мировая валютная системы демонстрировала целостность, а её элементы как объекты международных валютных отношений – индивидуальность и самостоятельность.
Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы. Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа:
• становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы; при этом сохраняется ее преемственная связь с прежней системой;
• формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы;
• образование полноценно функционирующей новой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.
Вслед за этим наступает период, когда валютно-экономическое положение отдельных стран улучшается, а мировая валютная система соответствует в определенных пределах условиям и потребностям экономики и функционирует относительно эффективно в интересах ведущих держав. Так было первое время после создания Парижской, Генуэзской и Бреттонвудской валютных систем.
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Российский институциональный валютный механизм по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.