Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие невербальных выражений человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Человека, зачастую, можно понять по его невербальному поведению – это мимика, жесты, поза и т.д. В процессе общения, люди основное свое внимание обращают на невербальные проявления собеседника, именно они выступают показателем индивидно-личностных эмоций человека.[1]

Альбертом Мейерабианом было установлено, что на долю вербальных средств участвующих в передачи эмоций, приходится только 7 % от их общего объема, на звуковые средства (тон голоса, интонация звука) – 38%, и на невербальные средства порядка 55%. То есть, невербальные выражения не мене важны, чем вербальные.[2]

Невербальные средства общения человека – это такие, которые сигнализируют об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия собеседников. Они находят выражение в одежде, прическе, мимике, жестах, занимаемой позе человека. Умелое распознание и понятие их служит наивысшей степенью взаимопонимания в диалоге, ведь они позволяют понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества партнера.[3]

Актуальность темы не вызывает сомнений.

Объект. Эмоциональные проявления человека.

Предмет. Проявление эмоций человека с помощью невербальных средств выражения.

Цель. Изучение невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

1. Выполнить теоретический анализ невербальных средств коммуникации.

2. Охарактеризовать эмоциональные проявления человека.

3. Охарактеризовать способы выражения эмоций человека с помощью невербальных средств.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных рассмотрению невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, заключения и списка литературы.

1. Понятие невербальных выражений человека

Наше внешнее поведение показывает то многое, что происходит у человека внутри (его мысли, желания, эмоции). К сожалению, распознать эти проявления – целая наука. Так, отдельные, едва заметные движения рук, глаз, изменение позы, могут свидетельствовать о различных настроениях, желаниях, помыслах собеседника.

В процесс общения между людьми неразрывно включены эмоции. Эта эмоциональная составляющая любого общения, неотделима от речи, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.


Необходимо сказать, что на протяжении длительного периода развития отечественной психологии многие исследователи недооценивали роль невербальных средств, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностики. А ведь данная составляющая общения способа управлять им, влиять на его модальность, быть свидетелем проявлений затрудненного или незатрудненного разговора.

На данном этапе развития пред психологией стоит задача создания стройной концепции невербального общения, с учетом существенного разрыва между ее теоретическими и практическими знаниями. Что сегодня чрезвычайно сложно, т.к. психология невербального общения состоит частью психологической науки, а соответственно ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии. Это в первую очередь относится к столкновению подходов, что сформировались в рамках естественнонаучного и гуманитарного знаний, конфликту идей прагматического и гуманистического направлений, дефициту адекватных исследовательских методов и практических технологий.[4]

В психологии, термин «невербальный» означает значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сделать ссылку на то, что в самой психологии существует класс методов, которые имеют название «невербальные». Под такими методами подразумевается не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т.д.

Но если невербальное общение будет сведено лишь к комплексу движений тела, то возникает необходимость определиться – о каких движениях будет идтись речь.

Не секрет, что в психологии (да собственно и в других науках) изучаются произвольные и непроизвольные движения, предметно-изобразительные и танцевальные, ритуалы и спортивные (к примеру, акробатика), экспрессивные и т.д. Современные попытки определить круг движений, которые относятся к невербальному общению с точки зрения рассмотрения их как средств или способов передачи информации, эмоционального состояния, основываются на идеях Ч. Дарвина,[5] Р. Бердвистелла,[6] А. Шефлена,[7] Е. Холла,[8] П. Экмана[9] и т.д.

Нельзя отнести интерес психологов к невербальным проявлениям эмоциональных состояний человека как сиюминутным и прагматическим. Эта область психологического знания всегда привлекала к себе внимание, как теоретиков, так и практиков.


Существует целый ряд исследований, посвященных изучению невербальных проявлений эмоций человека (Ю.А. Алферов, М. Аргайл, Ж.Э. Амбарцумова, В.А. Барабанщиков, И.Н. Горелов,[10] В.Ф. Енгалычев, B.А. Лабунская,[11] А.А. Капнадзе, Е.А. Петрова,[12] П. Панферов, А. Пиз,[13] Д.А. Рамишвили, Р. Хорст.[14] О невербальной коммуникации и эмоциональном выражении подробно рассказано в работах В.А. Лабунской.

Рассмотрим невербальные выражения более подробно.

Невербальные средства коммуникации (жесты, мимика, интонация, паузы, смех, слезы и т.д.) образуют целостную знаковую систему, которая дополняет и усиливает, а в ряде случаев и заменяет средства вербальной коммуникации – слова.

Во многих случаях то, как человек говорит, намного важнее слов, которые он произносит. Большинство невербальных проявлений человека относятся к врожденным свойствам личности, помогают ему взаимодействовать, добиваться взаимопонимания не только на эмоциональном, но и поведенческом уровнях.

С помощью невербального общения человеку предоставлена возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоит и научится пользоваться речью (в 2-3 года). К тому же, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, в результате чего он приобретает большую способность к межличностным контактам, открывая более широкие возможности своего развития.

Средства невербального выражения эмоций как своеобразный язык чувств, представляют собой продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в различных национальных культурах. К примеру, у болгар, несогласие со своим собеседником выражается кивком головы, у русского же такой жест будет воспринят в качестве согласия, а отрицательное покачивание головой, которое принято у русских, у болгар будет легко принято за знак согласия.

Разные возрастные группы для выражения одних и тех же ощущений, чувств могут использовать различные средства невербального общения. Например, детьми, плачь, очень часто используется в качестве средства воздействия на взрослых или как способ для передачи им своего желания и настроения. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо может быть передан их нередко встречающимся предупреждением: «Я не тебе плачу, а маме!»


Выделяют три основных вида невербальных средств передачи информации:

  • Фонационные. Сюда относится тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивая интонация, особенности с которым человек произносит звуки, заполняет паузы (э, мэ).
  • Кинетические. Это жесты, позы и мимика.
  • Графические. Эти средства невербального общения выделяются в особенностях письменной речи.

Одно из средств невербального общения, на которое человек обращает внимание в процессе внимания – это мимика.

Под ней понимают движения мускулатуры лица. Мимику ни в коем случае не следует путать с физиогномикой – наукой, которая судит о психических свойствах того или иного человека, по форме лица.

Согласно с утверждениями Дарвина, мимика человека начинает свой путь еще из мира животных. Так, животные и человек, обладают большим числом общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.д. Но, человеку присущи специфические чувства со своими мимическими выражениями – выражение вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и многие др. Много выразительных средства человека развилось из движений, которые в мире животных обладали приспособительным значением. Так, выражаемая человеком ненависть в виде приподнимаемой верхней губы, филогенетически имеет связь с устрашающим обнажением клыков у животных, что готовятся к борьбе.

Мимика имеет связь с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда и идет ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы.

К примеру, во время выражения недовольства, человек сжимает губы и вытягивает их вперед, морщит лицо – точно такие же движения производятся и тогда, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Такой пример свидетельствует о том, что большинство человеческих мимических выражений обладает генетической связью с органическими ощущениями.

Мимика человека может быть классифицирована в зависимости от характерных личностных черт человека:

  • Мимика, которой присуща сильная подвижность. Свидетельствует о присущей человеку оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений, получаемых от внутренних переживаний или легкой возбудимости от воздействия внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигнуть маниакального размера.
  • Мимика, которой присуща малая подвижность. Свидетельствует о постоянстве душевных процессов. Она указывает о наличии у человека редко изменяющегося или устойчивого настроения. Такая мимика вызывает ассоциацию со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Кроме того, малоподвижная мимика может производить впечатление созерцательности и уюта.
  • Мимика, которой свойственна монотонность и редкая смена форм. Если поведение человека идет в контексте с медлительностью и слабой напряженностью, – это может свидетельствовать о психическом однообразии или слабой импульсивности. Причиной этого могут быть меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность, что характерно для исключительно монотонных душевных состояний (скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия) и вытекающего из них преувеличенно унылого преобладающего чувства депрессивного ступора (полная скованность).
  • Мимика, которая обладает сопряженностью. Основная масса мимических процессов включает в себя множество отдельных выражений. Выражения «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и т.д. говорят о том, что анализ возможен только в процессе наблюдения за отдельными выражениями и на основе выводов, делаемых при этом.

К примеру, можно выделить такие мимические движения:

  • мимика агрессивно-наступательная – гнев, злость и т.д.;
  • мимика активно-оборонительная – презрение, ненависть и т.д.;
  • мимика пассивно-оборонительная – покорность и т.д.;
  • мимика, обладающая ориентировочно-исследовательской направленностью;
  • мимика удовольствия-неудовольствия;
  • маскировочные выражения – мимика скрывающая истину, определенная двусмысленность, нечестность и т.д.

К неотъемлемому элементу мимики относится взгляд. Взгляд человека выступает в качестве одного из самых сильных раздражителей, который несет в себе большую информацию. Во время диалога с партнером, взгляд человека способен нести на себе синхронизирующую функцию, т.е. ритмика взглядов создает определенное русло диалога. При этом, тот кто говорит меньше смотрит на партнера, чем тот кто слушает. Но где-то за секунду до конца отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, давая своеобразный сигнал, о наступлении, его очереди говорить или оценивает, какое впечатление произвели его слова. Говорящий в данный момент, время от времени отводит глаза в сторону, делая попытку углубиться в свои мысли. Слушатель же подает глазами сигналы, свидетельствующие о том, как он относится к речи говорящего (одобрение – порицание, согласие – несогласие, радость – печаль, восторг – гнев). Глаза способны выразить всю гамму человеческих чувств.

Впечатление, которое может производиться взглядом, определяется просветом зрачков, положением век и бровей, конфигурацией рта и носа, общего состояния лица. Антрополог Эдуард Т. Холл утверждает[15], что многие восточные лидеры носят темные очки, чтобы собеседники не могли наблюдать за их реакцией по расширению зрачков. Учеными было установлено, что зрачки способны расширяться, когда человека что-то заинтересовывает. Холл утверждает, что о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Необходимо сказать, что сочетание этих признаков довольно разнообразно. О положительных эмоциях говорит увеличение числа обменов взглядами, отрицательных – сокращение этого количеств.

Другой важный элемент невербальной коммуникации – это жесты.

Жесты включают выразительные движения головой, рукой или кистью, совершаемые с целью общения.

Различаются такие жесты:

  • Указывающие жесты. Направлены в сторону предметов или людей, для обращения на них внимания собеседника;
  • Подчеркивающие или жесты усиления. Выступают в качестве подкрепления своих высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки;
  • Демонстративные жесты. Связаны с положением дел;
  • Касательные жесты. Их целью служит установление социального контакта или желание получения знака внимания со стороны. Могут использоваться для ослабления значения высказываний.