Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля(Теоретические основы финансового контроля).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность и цели финансового контроля
1.2 Формы и виды финансового контроля
Глава 2 Особенности финансового контроля в Российской Федерации
2.1 Полномочия органов государственного и финансового контроля
2.2 Проверка затрат на производство и себестоимости услуг и продукции
Глава 3 Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации
Введение
Актуальность исследования. Финансовый контроль, являясь важнейшей функцией государственного управления, содействует успешной реализации бюджетной и налоговой политики, соблюдению законности и целесообразности, созданию условий для сохранения и укрепления финансовой безопасности государства. Необходимость финансового контроля обусловлена сущностью финансов, которые обеспечивают эффективную систему прямой и обратной связи в экономических процессах и представляют, механизм воздействия на производственные и распределительные отношения.
История развития разных государств подтверждает, что с развитием производительных сил и производственных отношений объективно усиливается роль государственного финансового контроля, чего не наблюдалось в российских условиях в первое десятилетие становления рыночных отношений.
Среди многих причин современной малоэффективной системы финансового контроля ученые и практики называют отсутствие: научных основ формирования и функционирования государственной системы финансового контроля; единой информационной базы, необходимой для контроля; недостаточное внимание со стороны государства к вопросам организации финансового контроля. Для решения основных проблем финансового контроля предполагается в разумные сроки реализация комплекса мер правового, организационного, методологического характера.
Усиление внимания ученых и государства к вопросам организации и
эффективности государственного финансового контроля в современный период
обусловлено необходимостью поиска путей максимально полной мобилизации
налоговых платежей в бюджет и рационального использования ограниченных
финансовых ресурсов государства. В последние три года активизировались
научные исследования по вопросам сущности, роли, организации, повышению
эффективности государственного финансового контроля. В органах ГФК
проводятся мероприятия по совершенствованию методического и информационного обеспечения финансового контроля.
Несмотря на определенную активизацию научной мысли по решению проблем государственного финансового контроля, до сих пор не разработан ряд теоретических и методологических вопросов. Нет ясного понимания сущности, классификации, задач и системы финансового контроля. Не упорядочена терминология в исследуемой области, необходимая для однозначного толкования важнейших понятий, характеризующих виды, формы и методы финансового контроля. Не решен вопрос о структуре, полномочиях органов ГФК и координации их действий.
Дискуссионный характер ряда теоретических вопросов в области финансового контроля, недостаточная их разработка и большое практическое значение методических вопросов бюджетного и налогового контроля определяют актуальность диссертационного исследования и выбор темы курсовой работы.
Целью работы является оценка состояния, методики и практики организации государственного финансового контроля в России.
Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущность и содержание категории «государственный финансовый контроль»;
- классифицировать виды государственного контроля по характерным признакам;
- обобщить методологические подходы и принципы в организации финансового контроля;
- рассмотреть государственный финансовый контроль, проводимый в России.
Объектом исследования является государственный финансовый контроль, его организация и направления совершенствования. Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления государственного контроля.
Методологическая основа исследования – системный подход, используя который, можно представить все разнообразие финансового контроля в логическом, упорядоченном виде.
Теоретико-методологическая база исследования была составлена тремя группами источников. Первая – учебная литература; вторая – научные статьи в периодике по исследуемой проблеме; третья – законы РФ, постановления и указы Президента РФ, приказы министерств и ведомств по вопросам осуществления государственного контроля.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность и цели финансового контроля
Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими.[1]
Особое место финансового контроля в общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую сторону производственно-хозяйственной деятельности в любой сфере делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. [2]
Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности, но так как они либо регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, либо отражают результативность их кругооборота, фактическим объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется огромная роль финансового контроля в системе управления.
Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица.
В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своевременности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности.[3]
Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов, поскольку центральной властью осуществляется контроль при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета на финансирование их текущих и капитальных затрат; санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством; реализации правительственных программ.[4]
За сферу государственного финансового контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самими владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов.
Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самый бескомпромиссный, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала.
Организация финансового контроля
Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, закрепленными в конституции государства. Как правило, функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами государственной власти одновременно с функциями управления финансовой и кредитно-денежной системой. Конкретное распределение зависит от особенностей политической системы государства.[5]
На высшем уровне государственного финансового контроля основные функции возлагаются на парламенты или соответствующие им органы. Здесь, как правило, создаются специальные комитеты или комиссии по вопросам финансов, бюджета, налогам и другим вопросам финансовой политики, на которые возлагаются обязанности контроля над соблюдением норм финансового законодательства, за реализацией финансовой политики органами исполнительной власти и за главным инструментом ее реализации – государственным бюджетом. В федеративных государствах парламент осуществляет контроль и за соблюдением норм финансового законодательства всеми членами федерации.
Финансовый контроль парламента осуществляется в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.
Оперативный государственный финансовый контроль проводят министерства финансов и другие государственные финансовые органы, наделенные функциями управления финансами, и специальные ведомства государственного финансового контроля. Объем контрольных функций министерства финансов государства определяется конкретным разграничением функций государственного управления между центральным и местными органами государственной власти.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета. Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета.[6]
Функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.
Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Федеральной налоговой службе и ее органам на местах. Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.
При выявлении нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции, начиная от взыскания сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение до передачи в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами средств.[7] Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.
Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях – налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.