Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
1.1 Мотивация людей, выбирающих экстремальные виды профессий
Лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьердьи выразил эту мысль очень четко:
1.2. Экстремальные виды профессий и их психологическая
6. Пожарный - сотрудник пожарной охраны, занимающийся тушением пожаров и спасением людей из огня
В научно-исследовательской области к таким профессиям относятся:
1. Полярник - участник полярных экспедиций, исследователь полярных стран, зимовщик полярной станции.
2. Вирусолог - микробиолог, изучающий вирусы (от латинского слова virus — яд).
Существуют опасные мирные профессии
3. Промышленный альпинист – человек, выполняющий работу на большой высоте.
Не менее опасными видами профессий являются специальности транспортных и авиационных систем:
1. Автогонщик - спортсмен, профессиональный участник автомобильных гонок.
2. Лётчик - авиатор, специалист, управляющий летательным аппаратом.
3. Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику.
Еще одной категорией экстремальных профессий является медицинский персонал:
1.3. Критерии экстремальности: Риск для жизни и здоровья. Профессиональные заболевания.
К критериям экстремальности в профессиональной деятельности отнсятся:
- Режим работы (жесткость графика, сменность, продолжительность),
- Контролируемость (наблюдения, отчетность, заседания, пропускные системы).
- Организация рабочего места (пространство, открытое пространство).
- Безопасность (отсутствие уверенности в работе, в обещаниях, в качестве).
- Физические условия (месторасположение, характеристики среды).
Техническая оснащенность (орудия труда, организация процесса)
- Коллектив (моббинг, групповые нормы, состав)
- Руководство (стиль, система требований).
- Адаптация (испытательный срок)
-Аттестация, Повышение квалификации
- Работа с людьми с девиантным поведением.
- Работа, сопряженная с опасностью для жизни и здоровья.
- Длительные пребывания (в неудобной позе, в замкнутом пространстве).
- Дисбаланс между требованиями профессии и профессиональными навыками.
- Навыки, не соответствующие ситуации.
В настоящее время перечень экстремальных профессий значительно вырос.
Например, критериями экстремальности у оператора справочной службы являются:
- Отсутствие единого рабочего места
- Работа в условиях open space, т.е работа в едином большом помещении.
- Жестко регламентированные перерывы.
- Отсутствие карьерного роста.
- Постоянное прослушивание и оценка качества работы, и др.
Последствия экстремальных условий деятельности:
- Развитие негативных состояний.
Глава 2. Особенности функционального состояния человека
в экстремальных видах деятельности
4. Исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.
5. Индивидуальные особенности субъекта.
– состояния нормальной жизнедеятельности;
Критериями для отнесения состояния к определенному классу служат надежность и цена деятельности.
Описанные симптомы утомления, знакомы каждому как переживание усталости.
При анализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадии работоспособности:
2) стадия оптимальной работоспособности;
Глава 3. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу
К ней относятся все виды помощи, оказываемые человеку людьми, с которыми он связан.
Социальная поддержка делится на четыре вида:
Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.
4. Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)
3.1. Методы повышения стрессоустойчивости
На работоспособность отрицательно воздействуют: монотонность, утомление, пресыщение, скука.
Наиболее распространенными и эффективными антистрессовыми методиками являются:
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
4. Самопрограммирование на устойчивость к стрессу.
Основной принцип - программа должна быть: краткой, конкретной, позитивной.
Основные правила самопрограммирования:
Динамические методы саморегуляции:
Список использованной литературы
1. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство. - Ижевск, 1997. - 108с.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982г.
5. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости - Казань, 1985.
Введение
Каждый из нас хотя бы один раз в жизни попадал в стрессовую ситуацию. И каждый прекрасно понимает, какое негативное воздействие на его организм оказала эта ситуация.
Трудности кризисного периода вызывают экстремальные экономические и социально-психологические условия для жизни людей. В результате такого положения - в семьях возрастает насилие, часто они вообще распадаются, усиливается эскалация насилия на улицах, возрастает риск увеличения террористических актов. Из-за негативных экологических условий, природных и техногенных катастроф происходит ухудшение здоровья населения, возрастает психоэмоциональная нагрузка у специалистов экстремальных профессий, снижается благосостояние населения.
Сущность человека такова, что он реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу, испытанной в прошлом опасности.
Используя свой прошлый опыт, человек создает определенную готовность к стрессовой ситуации, организм включает защитные механизмы.
В современном мире человеку приходится сдерживать себя, подавлять эмоции. Подавленные эмоции имеют мало шансов "разрядиться", и организму требуется длительное время, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Под влиянием сильного стресса реакция тревоги, фаза сопротивления и фаза истощения быстро сменяют друг друга. В конце концов, изменения, вызванные эмоциональным напряжением, становятся хроническими, то есть приспособительные механизмы истощаются.
Как известно, без стресса прожить невозможно. Он встречается нам повсюду и иногда совершенно неожиданно, то есть застает нас врасплох.
Конечно, люди всячески стараются избегать стрессовых ситуаций, стараются как можно быстрее решить возникшую проблему, но значительно труднее ежедневно встречаться с ней, потому что твоя профессия обязывает тебя жить и работать в условиях стресса.
Я выбрала эту тему, потому что мне хочется понять, почему люди выбирают для себя экстремальные виды профессий, ведь они не могут не знать, какое пагубное воздействие на физическое и психическое здоровье оказывает стресс.
А они выбирают такие профессии, а иные мечтают о них с детства. И дело иной раз не только в денежном интересе или желании прославиться, как правило, большинство этих людей мало известны, кроме космонавтов, конечно. Да и то, в настоящее время они регулярно взлетают и приземляются, так что их уже всех и не упомнить.
Глава 1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского языка "стресс" обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово "stress" происходит от латинского "stringere" - затягивать. [4]
Со временем, понятие "стресс" подверглось существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово "стресс" - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.
В современном научном мире отсутствуют единые четкие определения, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. Так, например, в кратком Оксфордском словаре даны пять определений стресса, среди них такие как: силы, оказывающие воздействие на организм, усилие или большая затрата энергии, побуждающая и принуждающая сила и другие.
Большой вклад в изучение влияния стресса на организм человека внес канадский ученый венгерского происхождения, номинант на Нобелевскую премию патолог, эндокринолог Ганс Гуго Бруно Селье. Он выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается, за счет предшествующей мобилизации, успешно справится с внешними воздействиями. На этой стадии часто наблюдается повышенная стрессоустойчивость. Но если действие стрессовых факторов долго не удается устранить и преодолеть, то наступает третья стадия - истощение. Мобилизационные возможности организма снижаются. Он тяжелее сопротивляется новым вызовам, и опасность заболевания в этот период увеличивается.
В ходе проводимых экспериментах ученый предложил различать два вида стресса: дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.
Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности усилий, затрачиваемых человеком на преодоление стрессовой ситуации.
В настоящее время исследователи отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую и труднопреодолимую.
Психологический стресс делится: на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, возникает, так называемая, информационная перегрузка. Для этого вида стресса характерно усиление отвлекаемости, снижение концентрации внимания и ухудшение памяти.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, обиды т.е.тогда, когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Общительные люди становятся замкнутыми, аккуратные - неряхами, и тому подобное. У человека развивается депрессия, появляется чувство беспомощности, возникают эмоциональные взрывы. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.[5]
Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Необходимо понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции в этом физиологическом и биохимическом звене стресса, переходят в телесные расстройства: общее физическое недомогание или болезни жизненно важных органов организма.
Сложные физиологические и биохимические сдвиги, возникающие при стрессе - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, "реакции борьбы и бегства".[ 3]
У наших предков эта реакция мгновенно включалась при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию всех сил организма, необходимых как для бегства от врага, так и для борьбы с ним.
Прежде всего, определим понятие стрессоустойчивости.
Советский ученый Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности». [5]
П.Б. Зильберман в своих исследованиях обращает свое внимание на одну из существенных сторон стрессоустойчивости, говоря о том, что устойчивость «может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости». Он же предлагает наиболее полное определение стрессоустойчивости, определяя ее как "интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». [3]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, связанная с потенциалом различных структурно-функциональных характеристик конкретной личности, имеющихся у нее ресурсов, которые обеспечивают ее жизнедеятельность и специфические формы поведения, т.е реагирование на стресс и адаптацию к негативным условиям.
Таким образом, стрессоустойчивость в научных исследованиях рассматривается, в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности человека.
Обобщая, делаем вывод, что стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью жизни людей. И в условиях нашего существования избежать его невозможно. Но есть и положительный момент - стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливает его к более негативным ситуациям в будущем. Каждый человек переживает стрессовую ситуацию по-своему. Недаром в народе существует пословица, «что для русского хорошо, то для немца – смерть». Поэтому психологам нужно быть очень внимательным, чтобы определить правильный подход к человеку, находящемуся в сильной стрессовой ситуации.
Действие стресса может быть благотворным для организма человека (при различных формах лечебной терапии), или губительным. Это зависит от того, усиливают ли его биохимические реакции, присущие стрессу или борются с ним. [5]
Мы знаем, что стресс играет важную роль в повышении кровяного давления, возникновении сердечных приступов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, а также является причиной различных типов душевных расстройств.
Представим себе следующую ситуацию: человек, находящийся в сильном алкогольном опьянении осыпает вас градом оскорблений, но явно не в состоянии нанести вам физический вред. Ничего плохого нет в том, если вы используете "синтоксическую" тактику ( сосуществование с агрессором ) - пройдете мимо, не обращая на него внимания. Если же вы предпочтете кататоксический вариант (уничтожение его) и вступите в драку или только приготовитесь драться, исход может оказаться трагическим. Вы начнете выделять гормоны типа адреналина, которые поднимут кровяное давление, увеличат частоту пульса, а ваша нервная система перед грядущей схваткой перейдет в состояние тревоги и напряженности.
У людей с высоким содержанием холестерина в крови, болезнями сердца, это может привести к роковому кровоизлиянию в мозг или сердечному приступу. Из-за неправильного выбора способа реагирования, наступившая в данном случае смерть будет являться биологическим самоубийством.
Но если осыпающий вас оскорблениями человек явно намеревается напасть на вас и в его руках имеется оружие то нужно избрать другую тактику. Или наступательную, то есть, в зависимости от вашего физического состояния, попытаться обезоружить его, даже с риском повредить своему организму гормональным выбросом, происходящем при подготовке к бою, или обратиться за помощью к окружающим людям, а при их отсутствии постараться быстро покинуть место происшествия.
К сожалению, и на клеточном, и на межличностном уровне человек не всегда знает, за что стоит сражаться.
За миллионы лет, с тех пор как появилась жизнь на земле, естественный отбор, путем выживания наиболее приспособленных особей, постепенно выработал наилучшие из возможных защитных реакций. Но можно ли улучшить природный защитный механизм?
Да. Мы часто можем улучшить природу, подавив реакции, которые были ею выработаны для защиты, но не обязательно полезные при всех обстоятельствах. [4]