Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблемы профессиональных стрессов.
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
1.2. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу
К ней относятся все виды помощи, оказываемые человеку людьми, с которыми он связан.
Социальная поддержка делится на четыре вида:
Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.
4. Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)
1.3 Профессиональный стресс. Источники профессионального стресса
1.5.Виды профессионального стресса
Глава 2. Профессиональное выгорание
2.1. Понятие синдрома профессионального выгорания
2.2 Симптомы и факторы профессионального выгорания
2.3 Причины и проявления профессионального выгорания
Введение
Стресс – это состояние, с которым сталкивался в своей жизни каждый человек. Но особенно остро проблема стресса заявила о себе в ХХ веке. Это было вызвано тем, что в современном мире часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника. Или, например, человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству, или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции сводится на нет.
Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника.
В последние годы все более актуальной становится не только проблема профессионального стресса, но и связанного с ним синдрома «профессионального выгорания» работников. Синдром «профессионального выгорания» в литературе обозначается также понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Среди внешних факторов, способствующих возникновению профессионального выгорания, выделяют организационный фактор, психоэмоциональной стресс, неблагополучная психологическая атмосфера.
Существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость – способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена практикой - если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Научная психология пытается выразить эти качества через систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность, способность и т. д., выражаются через систему базисных психологических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки.
Глава 1. Проблемы профессиональных стрессов.
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
В настоящее время исследователи отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую и труднопреодолимую.
Психологический стресс делится: на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, возникает, так называемая, информационная перегрузка. Для этого вида стресса характерно усиление отвлекаемости, снижение концентрации внимания и ухудшение памяти. [4]
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, обиды т.е. тогда, когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Общительные люди становятся замкнутыми, аккуратные - неряхами, и тому подобное. У человека развивается депрессия, появляется чувство беспомощности, возникают эмоциональные взрывы. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства
Таким образом, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью жизни людей. И в условиях нашего существования избежать его невозможно. Но есть и положительный момент - стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливает его к более негативным ситуациям в будущем.
Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.[6]
Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, связанная с потенциалом различных структурно-функциональных характеристик конкретной личности, имеющихся у нее ресурсов, которые обеспечивают ее жизнедеятельность и специфические формы поведения, то есть реагирование на стресс и адаптацию к негативным условиям.
1.2. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу
Результаты стресса зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье.
1.Социальная поддержка
К ней относятся все виды помощи, оказываемые человеку людьми, с которыми он связан.
Как правило, у тех людей, которым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнаружились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья. [1]
Социальная поддержка делится на четыре вида:
• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересованности, которые выказывают человеку небезразличные ему люди. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушивание рассказа о проблемах.
• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.
• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с проблемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.
• Инструментальная поддержка — материальная помощь или помощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возможных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, помощь в поиске работы и многое другое.
Не все друзья, члены семьи, коллеги по работе, соседи и т.д. не только не оказывают социальную поддержку, но наоборот. Они могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненужные споры, тем самым мешать нам справляться со стрессом [11]
2. Стойкость
Стойкость - это совокупность определенных личностных черт, это черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало. Она основывается на самообладании, выдержке, упорстве и мужестве. Эта черта характера способствует высокой сопротивляемости к стрессу.
Выявлено, что более стойкие люди чаще обладают внутренним локусом контроля. Внутренний локус контроля — это черта личности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, являются результатом их собственных действий. Люди, менее стойкие к стрессу, более тяжело переживают его последствия, винят во всем судьбу и склонны к депрессиям.
3. Оптимизм
Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.
Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благополучных исходов, ученые обнаружили взаимосвязь между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований было установлено, что оптимисты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситуации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Оптимизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью. [2]
4. Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)
Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологическая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, можно придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реактивностью.
1.3 Профессиональный стресс. Источники профессионального стресса
Профессиональный стресс – стресс работника, возникающий под влиянием стрессоров, так или иначе связанных с работой, ее условиями, отношениями сотрудников, оплатой труда, проблемой самореализации и пр.
Источниками профессионального стресса являются следующие факторы.
1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью.
- Перегрузки или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. [9]
- Плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;
- Дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);
- Необходимость самостоятельного принятия решения.
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
- Ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;
- Ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;
- Ответственность за других людей и материальная ответственность.
- Слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе;
- Малая степень участия в принятии решений в организации.
3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
- Взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
- Трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя). [3]