Файл: Правовой статус производственных кооперативов, понятие и основные положения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) объявление об уменьшении размера паевого фонда кооператива, если по окончании второго или каждого последующего года стоимость чистых активов окажется меньше стоимости паевого фонда кооператива, и регистрация этого уменьшения в установленном порядке (п. 4 ст. 10);

2) распределение части прибыли кооператива между его наемными работниками (п. 1 ст. 12);

3) определение любых иных целей направления прибыли кооператива дополнительно к ее распределению между членами кооператива (п. 2 ст. 12);

4) определение численности наблюдательного совета и сроков полномочий его членов (ст. 16);

5) избрание членов правления кооператива и его председателя (ст. 17);

6) наложение дисциплинарных взысканий на председателя кооператива, членов правления и членов ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, в том числе освобождение их от должности (п. 2 ст. 19);

7) предоставление за счет прибыли кооператива льгот для своих членов по социальному обеспечению (п. 5 ст. 19).

В Законе о сельхозкооперации (ст. 20) к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива также отнесены:

1) установление размера и порядка внесения паевых взносов и других платежей, порядка их возврата членам кооператива при выходе из кооператива;

2) порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива;

3) отчуждение земли и основных средств производства кооператива, их приобретение, а также совершение сделок, если решение по этому вопросу законом или уставом кооператива отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива;

4) определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования;

5) порядок предоставления кредитов членам кооператива и установление размеров этих кредитов;

6) определение условий и размера вознаграждения членов правления и (или) председателя кооператива, компенсации расходов членов наблюдательного совета кооператива;

7) привлечение к ответственности членов правления и (или) председателя кооператива, членов наблюдательного совета кооператива;

8) утверждение внутренних документов (положений) кооператива, определенных Законом о сельхозкооперации и уставом кооператива;

9) решение иных отнесенных указанным Законом или уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива вопросов.

Поскольку речь в приведенных статьях специального законодательства идет об исключительной компетенции высшего органа кооператива, передача перечисленных полномочий иным органам не допускается.


Иллюстрацией применения данного правила может служить следующее судебное решение. Согласно п. п. 6.1 и 6.5 устава ПК «Градиент» высшим органом управления кооператива являлось общее собрание его членов, которое вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам образования и деятельности кооператива. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива в том числе было отнесено определение размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива, определение направлений их использования. Данное право общего собрания членов кооператива было основано на абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о производственных кооперативах.

Поэтому, когда в нарушение указанных правил председатель производственного кооператива, не имея уставных полномочий и без ведома членов кооператива, продал имущество кооператива, сделка была признана недействительной[24]. ВАС РФ по данному делу подчеркнул, что председатель кооператива, являясь его исполнительным органом, самостоятельно, без учета мнения членов кооператива и их согласия, действуя в своем интересе, принял решение о реализации недвижимого и иного имущества, участвующего в производственном процессе кооператива и необходимого для осуществления его уставной деятельности, нарушив их права на участие в производственной деятельности[25].

Порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания членов кооператива регулируется специальным законодательством о кооперативах и уставами производственных кооперативов.

2.3. Наблюдательный совет производственного кооператива

Наряду с исполнительными органами, обязательными для корпорации, в кооперативе может быть образован коллегиальный орган управления - наблюдательный совет, выполняющий функции контроля за деятельностью исполнительных органов корпорации, а также иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

Действующая редакция п. 4 ст. 65.3 ГК не ограничивает возможности кооператива создавать наблюдательный совет, если это допускается законом или уставом организации. В то же время этот орган может быть создан в производственном кооперативе в случае, когда число всех его членов превысит 50 человек. В сельскохозяйственном производственном кооперативе создание наблюдательного совета (в количестве не менее трех членов) является обязательным, в случае если общее число членов кооператива составляет не менее 50.


Наблюдательный совет кооператива вправе, а в некоторых случаях обязан потребовать от исполнительных органов кооператива отчет об их деятельности, а также ознакомиться с документацией кооператива, проверить состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, провести инвентаризацию, дать заключения по заявлениям с просьбами о приеме в члены кооператива и о выходе из членов кооператива, созвать общее собрание членов кооператива, если это необходимо в интересах кооператива. Наблюдательный совет кооператива также представляет кооператив в случае, если кооперативом предъявлено исковое заявление к членам правления кооператива, председателю кооператива или исполнительному директору кооператива в соответствии с решением общего собрания членов кооператива.

Наблюдательный совет кооператива создается из членов кооператива. Число членов наблюдательного совета кооператива и срок их полномочий определяются общим собранием членов кооператива (ст. 16 Закона о производственных кооперативах). Руководит деятельностью наблюдательного совета председатель, избираемый членами совета.

По общему правилу ст. 65.3 ГК особенностью формирования наблюдательного совета корпорации является то, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более 1/4 состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями[26]. В отношении производственных кооперативов в законе установлено более жесткое требование к составу контролирующего органа. Для обеспечения независимости наблюдательного совета в законе установлено, что члены правления и председатель кооператива не могут одновременно являться членами наблюдательного совета этого производственного кооператива (абз. 2 п. 1 ст. 16 Закона о кооперативах, п. 3 ст. 29 Закона о сельхозкооперации). В этих же целях установлено правило о том, что никакое вознаграждение за деятельность в качестве члена наблюдательного совета сельскохозяйственного кооператива получать не разрешается. Расходы, понесенные членом наблюдательного совета кооператива при выполнении им своих полномочий, возмещаются на основании решения общего собрания членов кооператива (п. 2 ст. 29 Закона о сельхозкооперации).

Создание этого контролирующего органа, определение количества членов наблюдательного совета (за исключением сельскохозяйственных кооперативов), сроков, оснований и порядка прекращения их полномочий относятся к исключительной компетенции общего собрания кооператива (ст. ст. 15, 16 Закона о производственных кооперативах).


Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива.

2.4. Компетенция исполнительных органов производственного кооператива

Единоличный исполнительный орган в производственном кооперативе

Согласно п. 3 ст. 65.3 ГК в производственном кооперативе создается единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). В кооперативе единоличный исполнительный орган традиционно именуется председателем. Порядок избрания и наделения полномочиями председателя кооператива устанавливается специальным законодательством и уставом кооператива.

Обращает на себя внимание, что в судебной практике наличие полномочий у исполнительного органа кооператива ставится иногда в зависимость от существования корпоративного конфликта. Получив отказ в регистрации изменений устава по причине отсутствия подтверждения полномочий председателя кооператива, СПК обратился в суд. Суды в удовлетворении заявленных требований отказали с указанием следующих причин. Из материалов дела усматривается, что решения внеочередного общего собрания членов СПК, в том числе об избрании председателя кооператива, оспариваются в судебном порядке, т.е. в СПК имеется неразрешенный корпоративный конфликт, в том числе по поводу полномочий его председателя, обусловленный разногласиями между членами кооператива (именно они непосредственно на общем собрании формируют единоличный исполнительный орган и прекращают его полномочия). Поэтому у регистрирующего органа отсутствовали достаточные основания для вывода о подписании заявления СПК о внесении изменений в ЕГРЮЛ лицом, уполномоченным действовать от имени кооператива без доверенности. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о вновь избранном председателе кооператива может привести к нарушению прав других членов кооператива, не присутствовавших на внеочередном общем собрании членов СПК и не голосовавших по вопросам повестки дня[27].

Правление производственного кооператива: компетенция правления кооператива

В п. 1 статьи 106.4 ГК РФ указано, что правление кооператива создается, если его образование предусмотрено законом или уставом кооператива. Это положение соответствует нормам ст. 65.3 ГК: в случаях, предусмотренных Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).


Пункт 2 ст. 17 Закона о производственных кооперативах устанавливает обязательное требование избирать правление в кооперативе с числом членов более десяти. Правление кооператива возглавляет председатель кооператива. В компетенцию правления кооператива могут быть включены вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива. Правление производственного кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива на срок, предусмотренный его уставом. Правление кооператива осуществляет руководство деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива.

В производственных сельскохозяйственных кооперативах правление обязательно образуется, если число членов в нем превышает 25.

Законодатель четко обозначает круг полномочий правления сельскохозяйственного кооператива, порядок его избрания, а также работы. Правление кооператива, если уставом кооператива не установлено иное, должно состоять из трех человек (п. 3 ст. 26 Закона о сельхозкооперации).

К компетенции правления кооператива относится решение следующих вопросов:

1) прием заявлений о вступлении в члены кооператива или ассоциированные члены кооператива, выходе из членов кооператива или ассоциированных членов кооператива;

2) предварительное рассмотрение вопросов об исключении из членов кооператива или ассоциированных членов кооператива;

3) заключение договоров с ассоциированными членами кооператива;

4) утверждение размера и формы возвращаемого пая при выходе из кооператива, установление места нахождения земельного участка в случае, если в счет пая выходящему из кооператива выделяется земельный участок;

5) формирование повестки дня общего собрания членов кооператива и его созыв;

6) принятие совместно с наблюдательным советом кооператива решения о погашении приращенных паев, выплате дивидендов или кооперативных выплат, предоставлении кредитов членам кооператива или ассоциированным членам кооператива;

7) совершение не отнесенных к компетенции общего собрания членов кооператива сделок;

8) рассмотрение совместно с наблюдательным советом кооператива заключения ревизионного союза, касающегося результатов ревизии кооператива, и определение мер по устранению выявленных нарушений;

9) утверждение рыночной стоимости неденежных взносов, вносимых в качестве паевых взносов;

10) решение иных отнесенных указанным Законом, уставом кооператива или решением общего собрания членов кооператива к компетенции правления кооператива вопросов.