Файл: Организация и технология менеджмента в сфере физической культуры и спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент – это процесс управления людьми и координация производственного процесса. Целью менеджмента является достижение наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли в процессе хозяйственной деятельности.

В последние годы в сфере физической культуры и спорта, произошли радикальные изменения условий работы.

Появились новые виды этой деятельности, построены новые базы, эксплуатируется новейшее оборудование, инвентарь, применяются более совершенные технологии. Спортивные организации, стремящиеся успешно действовать в условиях жёсткой конкуренции, в настоящее время всё больше внимания уделяют профессиональной подготовке специалистов спортивного менеджмента.

Спортивный менеджмент имеет наиважнейшее значение для организаторов спорта: руководителей спортивных организаций, клубов и обществ, тренеров сборных команд, руководителей учебных заведений в спорте и директоров спортивных сооружений [6].

Без знания основ руководства и управления невозможно представить эффективное существование и развитие как отдельных спортивных подразделений, так и спорта в целом.

Эффективное функционирование различных физкультурно-спортивных организаций требует притока в них молодых, инициативных, образованных специалистов, владеющих знаниями в области культуры управленческой деятельности.

Глава 1 Спортивный иенеджмент

1.2 Функции и принципы спортивного менеджмента

Менеджмент подразумевает управление коллективом и техникой работы людей согласно принципам организационной политики организации.

Менеджмент включает в себя четыре основные функции:

  • планирование;
  • организация;
  • руководство;
  • анализ.

Планирование определяет цели спортивных организаций и программу действий для их достижения. Весь коллектив в целом и каждый отдельный спортсмен, должны двигаться к общим целям спортивной организации[2].

Организация устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей.

Руководство представляет собой процесс влияния на членов организации для достижения поставленных целей. Успешный руководитель должен уметь мотивировать своих подчинённых, для этого нужно постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.


Анализ деятельности даёт возможность руководителю оценить свои действия, своевременно просчитать развитие различных вариантов и предпринять необходимые шаги для координации и исправления возможных ошибок.

Для оценки уровня физической подготовки и спортивно - оздоровительной работы объекта, необходимо проанализировать следующие факторы:

а) уровень обучения спортсменов, преподавательский состав, квалификация и стаж тренерского состава, методы преподавания, чаще анализ проводят с помощью наблюдений, обзоров и отчетов;

б) достижение поставленных целей и задач (данные за определённый период, согласно статистическим отчётам, проведение анкетирования спортсменов);

в) разработку планов занятий (на основе данных двух первых этапов оценки составляется конкретный план работы, включающий сетку занятий, проект источников и объёмов финансирования, требования к спортивным сооружениям, укомплектованности инвентарём и т.п.) [5].

В систему управления спортивно – оздоровительной работой населения входит также широкая пропаганда массовой физической культуры. Например, в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2009-2015 годы», во всех регионах ежегодно проводятся конкурсы на выявление самого спортивного региона.

Каждый регион выполняет данную программу по своему плану и в соответствии с разработанной стратегией. По итогам этого конкурса в 2015 году лидирующее место заняла Тамбовская область. В рамках реализации этой программы в период с 2009 года в Тамбовской области было построено более 40 крупных спортивных объектов, постоянно спортом занимаются более 20 тысяч детей [11].

Пропаганда спорта и здорового образа жизни проводится во всех образовательных учреждениях, в общественных местах, с помощью разнообразной литературы и СМИ.

Все регионы нашей страны участвуют в межрегиональных спортивных соревнованиях, многие города России взрастили олимпийских чемпионов и призёров различных международных соревнований и чемпионатов.

1.2. Менеджер и искусство менеджмента

Менеджер спортивной отрасли должен обладать знаниями и практическими навыками в сфере своей деятельности.

Руководителю спортивной сферы требуются технические умения для использования в своей деятельности разнообразных методов обучения и тренировок, процедур и техники. Технические умения могут носить как общий, так и специфический характер. К общим техническим умениям можно отнести также организационные и экономические знания и опыт менеджера, так как в его обязанности может входить разработка бюджета, смет, составление финансовых отчетов и т.д. Каждому руководителю также важно быть юридически образованным специалистом, для возможности руководства в рамках закона РФ.


Менеджеры, работающие в области производства спортивных товаров и в области предоставления физкультурно-спортивных услуг, должны обладать специфическими техническими умениями:

  • производственными, технико-специфическими умениями;
  • умениями использовать спортивный инвентарь, умениями применять конкретную технологию обучения, умениями установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и др.

Например, руководитель спортивного комплекса, подразделения, может в случае необходимости временно заменять тренера, при имеющихся навыках, проводить тренировки, рекомендовать виды спорта, применение комплексного диетического питания, правильного использования инвентаря и приспособлений.

Умение работать с людьми характеризуют с точки зрения взаимоотношений с сотрудниками организации, в которой он работает или с сотрудниками других организаций. Если технические умения относятся к работе с вещами, приспособлениями, то умение работать с людьми определяются его отношениями с сотрудниками и клиентами. Менеджер, обладающий этим умением, демонстрирует способность индивидуального понимания достоинств и недостатков, сходств и различий работников, и использования их для осуществления эффективной деятельности [1].

Менеджер спортивной сферы должен владеть способностью владения ситуацией, предвидения развития событий. Руководя спортивным коллективом, менеджер должен хорошо ориентироваться в специфике данной сферы. Знание нормативной документации, законов, истории спорта нашей страны – все эти аспекты, имеют важное значение в успешной деятельности менеджера спортивной организации.

Эффективность работы спортивного менеджера включает в себя понятие индивидуального мастерства, где отражаются личностные качества, эффективное использование личного времени, организацию мышления, ясное выражение мыслей, внедрение в практической работе нововведений и др.

Спортивный менеджер, как и руководитель любой другой сферы, должен чётко представлять цели своей организации, знать и безукоснительно выполнять свои должностные обязанности, дабы привести свою организацию к конечной цели [8].

По уровню подготовленности спортивные менеджеры разделяются на 3 категории:

Менеджеры третьей категории осуществляют организационную и административную деятельности в спортивных клубах и федерациях. Специалисты, имеющие этот уровень подготовленности, несут ответственность за создание условий, необходимых для нормального функционирования спортивных организаций. Для них обязательны умения руководить одной из секций, работать в качестве управляющего подразделением, казначея, руководителя клубом или ассоциацией.


Менеджеры второй категории имеют право работать в следующих областях: управления и права; планирования и организации; финансирования и налогообложения; пропаганды и рекламы.

Менеджеры первой категории - это, как правило, высококвалифицированные специалисты, которые занимают высшие административные и руководящие посты в спортивных клубах и федерациях.

Подготовка менеджеров осуществляется по специально разработанным программам, проводится на специальных курсах в средних и высших учебных заведениях, преподаётся в зависимости от категории уровня менеджера. Например, Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, активно готовит специалистов по направлению «Менеджмент спортивной и туристской индустрии», и многие другие образовательные учреждения.

Глава 2. Руководство как функция менеджмента в спорте

2.1 Основные положения

Программа Международного Олимпийского комитета (МОК) была разработана начале 1980 года, в неё были включены вопросы по спортивному управлению, как направлению, способствующему развитию спорта во всем мире. Многие положения, содержащиеся в данной программе, успешно используются и по сей день, менеджерами всех спортивных направлений. Желая улучшить уровень подготовки спортивных руководителей, МОК решил создать Программу, содержащую много важных вопросов по спортивному управлению. Целью Программы является повышение уровня координации, формирование базовых систем в сфере спортивного образования и создание единой формы обучения спортивных руководителей.

Международный Олимпийский Комитет выпустил первое полное руководство по спортивному менеджменту в 1986 году. Данная программа определяет наиболее важные проблемы и повышает качество управления спортивными организациями.

Руководство по спортивному управлению:

  • позволяет более успешно развивать спортивное движение в нашей стране;
  • предоставляет информацию о функциях, принципах, методах спортивного управления;
  • содержит в определенном объеме аспекты как российского, так и мирового спорта;
  • включает положение по теории и практическому мастерству спортивного менеджмента;
  • дает рекомендации по разрешению различных спортивных проблем, возможных неоднозначных ситуаций.

В процессе спортивного управления большое внимание уделяется оценке роли и личных качеств руководителя. Подчеркивается, что в спорте существует бесчисленное множество возможностей использования своих способностей руководителя у людей разных специальностей: атлетов, судей, технических работников, медиков и тренеров.

Ежегодно, проводятся доработки и дополнения по данной программе, в соответствии с изменениями в законодательстве РФ и требованиями Международной федерации спорта.

Хороший руководитель должен быть "ориентированным на задачу", профессионально выполнять свои обязанности; уметь создавать здоровые взаимоотношения между людьми и командами.

Во всех спортивных организациях руководитель должен обращаться с людьми очень тактично и уважительно, так как это создает положительные эмоции и побуждает людей работать более производительно.

Руководитель должен вести политику здорового соперничества в процессе проведения спортивных соревнований и борьбы за достижения.

Спортивный менеджер должен обладать умением и ярко выраженной способностью, влиять на поведение других людей. Другое важное качество - умение принимать решения, распределять обязанности, гасить возникающие конфликты, быть работоспособным, интеллектуально развитым ответственным и обязательным [3].

Руководителю необходимо обладать силой убеждения и способностью создавать в коллективе доброжелательные и доверительные отношения, объективно оценивать уровень своей профессиональной квалификации и степень квалификации каждого члена своего коллектива. Очень важно для руководителя - уметь создать психологический настрой на достижение цели и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией.

Достойный руководитель должен уметь наиболее эффективно использовать экономические возможности, сохранять и приумножать имеющиеся активы, внедрять новые формы управления (решать вопросы аренды, вести маркетинговую политику и др.) способствовать удовлетворению общих потребностей и спортсменов и тренеров.

2.2 Социально-экономическая защищённость спортсменов

Одной из важных проблем управления современным спортом является проблема социально-экономической защищённости спортсменов.

Многие думают, что государству и системе спорта, спортсмены выгодны лишь до тех пор, пока они выступают и занимают ведущие призовые места. Довольно часто, в реальной жизни по завершении спортивной карьеры материальное положение спортсменов становится не совсем благополучным, а иногда - практически бедственным.