Файл: Понятие и задачи экономического анализа (Характеристика методов экономического анализа и его связь с другими науками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Методологической основой проведения исследований являются научные труды отечественных ученых Баканова М.И., Шеремет А.Д., Ковалева В.В, и других авторов, а также иностранных ученых Хейферта Э., Вильямса Ян, Альтмана Г.П. и законодательно-нормативная база по ведению бухгалтерского учета и проведения анализа финансового состояния предприятий.

Исходя из целей и задач курсовой работы работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Характеристика предмет и объект экономического анализа

1.1 Понятие экономического анализа и его составляющих

1.2 Предмет и объект экономического анализа

1.3 Задачи экономического анализа

2. Характеристика методов экономического анализа и его связь с другими науками

2.1 Методический инструментарий экономического анализа: понятие и характеристика

2.2 Связь анализа с экономическими, математическими и технологическими науками

2.3 Перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений

Заключение

Список использованных источников

Введение

Успешное выполнение задачи повышения эффективности хозяйствования требует совершенствования всей системы управления и, в частности, развития и расширения аналитической работы. Экономический анализ - это комплексное изучение работы предприятий с целью объективной оценки достигнутых результатов и дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Результаты хозяйственной деятельности должны рассматриваться с точки зрения их соответствия требованиям объективных экономических законов и задачам, поставленным перед изучаемым объектом. Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится к их обоснованию на базе имеющейся информации. Он занимает промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухучет, статистика, отчетность), а также функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль).

Назначение анализа финансового состояния – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния предприятия. При этом содержание финансового анализа состоит в следующем:

– выявить степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оценить потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического круговорота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т.п.;

– оценить правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;

– в результате финансового анализа имеется возможность контроля правильности составления финансовых потоков предприятия, а также соблюдения норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразности осуществления затрат.

Следует различать анализ в широком и узком смысле слова. В широком смысле он охватывает все звенья и структуру экономики в целом, то есть сферу материального производства и непроизводственную сферу. Такой анализ исследует большие совокупности: экономические районы, отрасли, экономику России в целом. Чаще его называют статистическим. Экономический анализ в узком смысле охватывает экономику отдельного звена - предприятия, учреждения, организации. Чаще его называют анализом хозяйственной деятельности.

Цель работы - раскрыть сущность и содержание экономического анализа его объекта и предмета.


Задачи работы:

-изучить сущность анализа;

-изучить сущность объекта и предмета анализа;

- проанализировать задачи экономического анализа;

Методологической основой проведения исследований являются научные труды отечественных ученых Баканова М.И., Шеремет А.Д., Ковалева В.В, и других авторов, а также иностранных ученых Хейферта Э., Вильямса Ян, Альтмана Г.П. и законодательно-нормативная база по ведению бухгалтерского учета и проведения анализа финансового состояния предприятий.

Исходя из целей и задач курсовой работы работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Характеристика предмет и объект экономического анализа

1.1 Понятие экономического анализа и его составляющих

Общепризнано, что экономический анализ есть универсальный инструмент теоретического и практиче­ского познания экономики, хозяйственных процессов и явлений. Задачи экономического анализа многочисленны и многогранны, а его роль в управлении и значимость в практическом хозяйствовании неизбежно возрастает по мере расширения, усложнения и ускорения хозяйствен­ных процессов. В то же время успешность, результатив­ность экономического анализа во многом предопределя­ется глубиной и конкретностью наших познаний о нем, начиная с определения его сущности.

В экономической литературе встречается множе­ство определений общего понятия «Анализ», среди кото­рых можно отметить утверждения о том, что собственно экономический анализ - это:

  • способ познания экономических явлений, процес­сов ;
  • познавательный вид управленческой деятельности;
  • система определенных специальных знаний, свя­занных с изучением (исследованием) экономиче­ских процессов;
  • изучение разнообразных и разнородных факторов, под влиянием которых формируются основные ре­зультаты деятельности ;
  • мысленное представление изучаемого экономиче­ского явления, хозяйственного процесса в виде со­ставляющих его частей и исследование каждой из них в отдельности [10, с.74];

Вышеприведенные определения понятия «Анализ» в одном случае - сугубо теоретические, в другом - пред­метно направленные, в третьем - спроецированы на вид деятельности, осуществляемой предприятием (организа­цией). При этом однозначного ответа на вопрос: что за по­нятие «Анализ», какова его сущность - так и не сформу­лировано, но в этих определениях просматриваются основные его контуры. Отсюда представляется, что изна­чально и всегда понятие «Анализ» следует трактовать в двух аспектах: теоретическом и практическом.


Тогда, теоретически, экономический анализ - это наука о принципах, методах, способах и приемах изучения экономических явлений и процессов, и в то же время, практически, экономический анализ - это процесс, сущ­ность которого не материально-вещественная (как у про­изводственного процесса), а умозрительная, выражающа­яся через определенные мыслительные действия, связанные с познанием, исследованием экономических явлений и хозяйственных процессов; здесь основным «производственным» средством, инструментом, с помо­щью которого удается познавать, изучать, «препариро­вать» экономические процессы и явления, выступает наше логическое мышление, а также принимаемые нами на во­оружение известные методы, способы, приемы исследова­ния и выработки управленческих решений. [25, С. 104]

Аналитический процесс, как и любой другой, тре­бует формулировки той идеи, во имя которой он, соб­ственно, и «затевается», обеспечения его соответствую­щими методами, способами и приемами познания, логического построения (моделирования) и организации.

Понятно, что стартовой, отправной точкой для ана­литического процесса должна служить принимаемая и/или принятая аналитиками концепция (conceptio - лат.) анализа как основополагающий замысел или идея, как некая система взглядов, как-то или иное понимание и вос­приятие явлений и процессов и, наконец, как основной принцип в анализе. По этому поводу следует заметить, что в специальной экономической литературе не уделено до­статочного внимания понятию концепции экономиче­ского анализа, его сущности и значимости в формирова­нии целевых установок для анализа и управления экономикой в целом и, в частности, хозяйственной дея­тельностью конкретного предприятия (организации). [5, С. 34]

Общепринятая (по умолчанию) концепция эконо­мического анализа в предприятии берет свое начало с вре­мен централизованной плановой экономики (в СССР, РСФСР, РФ) и отображает сложившийся «внутренний экономический миропорядок», в котором перед хозяй­ствующими субъектами ставились задачи: выполнять и перевыполнять план (планы), обеспечивать соблюдение норм, нормативов, снижение (потом - оптимизацию) рас­ходов и т.п. Соответственно и в анализе формировались (и формируются) текущие запросы с определением вектора движения аналитического процесса - от фактов к плану (к норме, к намеченному рубежу, запланированному дости­жению) и обратно с детализацией и структуризацией ин­формационных данных. Сам аналитический процесс пре­вращается при этом в процесс поиска ответов на многочисленные, возникающие у аналитика вопросы: что уже произошло и что происходит сейчас, а также - почему это произошло (и происходит), каковы последствия про­изошедшего (происходящего). Иначе говоря, изучаем свершившиеся события, явления, процессы и/или прак­тику хозяйствования предприятия, «бродим» по обшир­ному информационному полю, «просеиваем» и сопостав­ляем факты, выявляем отклонения фактов от плана, от нормы и др., устанавливаем фактические причины этих отклонений, определяем фактически упущенные, нереа­лизованные, неиспользованные, утраченные резервы; можно сказать, на фактах «стоим» и, исходя из некоего по­стулата о том, что факты - «упрямая вещь», опираемся на них, определяем те самые резервы, обосновываем возмож­ности развития производства за счет использования этих резервов и принимаем те или иные управленческие реше­ния.


Отсюда становится возможным определять обще­принятую на сегодняшний день, стандартную концепцию экономического анализа как концепцию резервов и воз­можностей, а основной, опорной «точкой» для нее при­знать фактологию. Данная концепция экономического анализа предопределяет общую направленность формиро­вания и развития аналитического процесса, его поэтап­ного наполнения соответствующим содержанием, что ре­ально может быть представлено следующим образом:

  1. этап - подготовительный (базовый), когда опре­деляется предмет и цель его анализа, формируются задачи анализа, осуществляется выбор объекта, на материалах которого предполагается организация и ведение анализа, изыскиваются соответствующие источники его информа­ционного обеспечения;
  2. этап - познавательный (ознакомительный), в ос­нове которого лежит формирование системы изучаемых показателей и характеристик согласно цели и задачам ис­следования, сбор, обработка и наглядное представление цифровой информации по изучаемому объекту;
  3. этап - аналитический (оценочно-аналитиче­ский), сущность которого состоит в оценке характера эко­номического явления, хозяйственного процесса с помо­щью конкретных оценочных показателей, в изучении сложившегося их уровня и развития за ряд лет с определе­нием тенденций этого развития, в выявлении причин, условий, факторов, повлиявших на изучаемые показатели, недостатков в управлении хозяйственными процессами, их эффективностью, в изыскании резервов дальнейшего развития изучаемых процессов и т.д.;
  4. этап- резюмирующий, когда требуется форми­рование обобщающего вывода о качестве управления хозяйственными процессами, экономическими взаимоотношениями и вза­имосвязями, их результатами и эффективностью, опреде­ление основных направлений, в которых необходимо ор­ганизовать работу по повышению результативности и эффективности данных процессов, разработка вариантов управленческих решений с расчетным обоснованием каж­дого из них и выбором наиболее оптимального среди них с учетом принятых в оценку критериев оптимальности управленческого решения. Здесь критерием оптимально­сти при выборе одного из нескольких предлагаемых управленческих решений может выступать, например, оп­тимизация вложенных ресурсов, обеспечение сохранно­сти ресурсного потенциала, устойчивое и поступательное развитие хозяйственного процесса, неуклонное соблюде­ние законодательных, методологических, методических основ управления экономикой предприятия и др.

В настоящее время, в условиях развитой эконо­мики, в век «скоростей» подобного подхода к экономиче­скому анализу явно недостаточно. Крайне важным стано­вится обозначение концептуально иных направлений и аспектов в нем, изначальное, упреждающее (а не «пост­фактум») определение глобального направления поиска возможностей развития экономики предприятия, выбор основополагающего звена в экономической цепочке фор­мирования результата (результатов) хозяйственной дея­тельности предприятия, формирование новых целевых установок и др. Иными словами, необходимо формирова­ние современных концепций экономического анализа, от­вечающих запросам настоящего времени, сегодняшней рыночной экономики, с опорой на научно-теоретические основы управления хозяйственными процессами и их эф­фективностью в предприятии. Данный вопрос весьма сло­жен, обширен и требует отдельного своего рассмотрения. [17, С. 84]

Особого внимания заслуживают и такие понятия в анализе, как методология и методика изучения экономи­ческих явлений, хозяйственных процессов. В специальной экономической литературе затруднительно, если не ска­зать - невозможно, отыскать согласованные между собой определения этих двух понятий. Но без осознания сущно­сти, функционального назначения того или иного инстру­мента в экономическом анализе мы можем оказаться в по­ложении человека, пытающегося «нарезать хлеб кон­сервным ножом».

Общее определение понятия «Методология», при­водимое в специальной литературе, сводится к тому, что это есть общенаучные и научно-теоретические принципы и/или методы познания. В развитие данного определения понятия методологии анализа, как нам представляется, можно было бы добавить, что, по сути, это есть основные, стратегические направления, «дорожные карты» или пути познания, исследования хозяйственных процессов и явле­ний. В то же время, опираясь на энциклопедическое опре­деление понятия «Метод», можно сказать, что это есть об­раз того или иного действа, его общий план, некая стратегия его ведения (от греч. Strategia - «войско+веду»), определяемая как искусство управлять, руководить.

В связи с этим общая методология экономического анализа включает в себя всеобщий метод познания - ме­тод материалистической диалектики, представляющий со­бой основные принципы познания, и общенаучные ме­тоды познания, которые, в свою очередь, представляются как общеэкономические и специальные.

Среди специальных методов познания в экономи­ческом анализе наиболее известны и широко применя­ются: