Файл: Понятие и задачи экономического анализа (Характеристика методов экономического анализа и его связь с другими науками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Методологической основой проведения исследований являются научные труды отечественных ученых Баканова М.И., Шеремет А.Д., Ковалева В.В, и других авторов, а также иностранных ученых Хейферта Э., Вильямса Ян, Альтмана Г.П. и законодательно-нормативная база по ведению бухгалтерского учета и проведения анализа финансового состояния предприятий.

Исходя из целей и задач курсовой работы работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Характеристика предмет и объект экономического анализа

1.1 Понятие экономического анализа и его составляющих

1.2 Предмет и объект экономического анализа

1.3 Задачи экономического анализа

2. Характеристика методов экономического анализа и его связь с другими науками

2.1 Методический инструментарий экономического анализа: понятие и характеристика

2.2 Связь анализа с экономическими, математическими и технологическими науками

2.3 Перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений

Заключение

Список использованных источников

  • логический метод, в основе которого заложен прин­цип «посмотрел (факты) увидел - подумал по­нял сформулировал решение»;
  • системный метод, который стратегически ориенти­рован на какую-либо замкнутую экономическую систему, составляющие элементы которой нахо­дятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии (си­стема хозяйствования, система производства, си­стема финансирования, система страхования, сис­тема управления и др.);
  • комплексный метод, определение которого базиру­ется на вовлечении в аналитический процесс ком­плекса всесторонних характеристик и оценок того или иного изучаемого процесса и/или предмета, комплекса их взаимообусловленностей и взаимоза­висимостей между собой;
  • факторный метод, главной отличительной характе­ристикой и определением которого выступает его конкретизированная направленность на изучение условий, факторов, влияющих на формирование ре­зультатов хозяйствования.

Как видно, каждый метод реально выражает ту или иную направленность в организации и ведении аналити­ческого процесса, иначе говоря - его стратегию. Отсюда, и общее понятие методологии экономического анализа вполне может определяться, по нашему мнению, как стра­тегия анализа. Вышеприведенные нами методы эконо­мического анализа, конечно, не исчерпывают общий пере­чень известных их разновидностей. Но главное зак­лючается в том, что именно эти методы представляют со­бой некие проторенные пути познания хозяйственных процессов с разных сторон, в различных ракурсах. И ана­литик, решая ту или иную, стоящую перед ним конкрет­ную исследовательскую задачу, подходя к изучаемому предмету «справа, слева, сверху, снизу», может одновре­менно использовать и тот, и другой, и третий метод позна­ния истины ради получения максимально объективного и достаточно обоснованного представления об изучаемом явлении, процессе, предмете. [14, С. 74]

В практике экономического анализа каждый из вы­шеприведенных методов «обустраивается», опосредуется соответствующими ему способами и приемами, которые определяются как конкретные виды аналитических дей­ствий, шагов, как некая система правил в анализе приме­нительно к тому или иному хозяйственному процессу, экономическому явлению, изучаемому предмету в рамках конкретно избранного к применению метода ведения ана­лиза. Выстраиваемый при этом алгоритм, порядок или ли­ния аналитических действий, шагов, правил в краткосроч­ном периоде, в текущей ситуации, по сути, есть методика экономического анализа и определяется как его тактика (от греч.ТакОке - «искусство построения...войска», «тех­ника ведения боя» ( ); или «от обратного»: тактика


(методика) - это реализация какого-либо метода через конкретные действия, шаги, способы и приемы, позволя­ющих решать конкретные текущие задачи на том или ином этапе аналитического процесса. Отсюда можно предполагать (и даже утверждать), что изначально преду­смотренная, выстроенная аналитиком методика (тактика) анализа в границах одного, принятого им метода анализа по мере развития аналитического процесса, его расшире­ния, углубления и возникновения дополнительных вопро­сов и задач не только будет пополняться какими-то допол­нительными действиями, шагами, но, возможно, пот­ребуется дополнительное обращение и к другому методу анализа, и к соответствующим ему способам и приемам. Так, при использовании в анализе логического метода мы обращаемся к таким способам и приемам изучения эконо­мических явлений, хозяйственных процессов как сравне­ние, построение числовых рядов, способ табличный и гра­фический, способ средних величин (и приемы их расчета) и др. С их помощью формируется числовое отображение экономических процессов и явлений, они, как бы, «оциф­ровываются» при взгляде на них с того или иного ракурса, обеспечивается «выстраивание» в определенном порядке, ранжирование по тому или иному статусу (принципу) сгруппированных конкретных экономических показате­лей и характеристик, их наглядное представление во всем разнообразии форм, значений и значимости с тем, чтобы при рассмотрении этой картины «со стороны» можно было сформулировать определенные оценки, высказать некоторые предположения, сделать выводы.

Но при необходимости изучения влияния факторов на тот или иной процесс, явление, характеристику, пока­затель нам следует обратиться уже к факторному методу познания, выбрать и применить соответствующий ему, конкретный способ и/или прием, позволяющий опреде­лить количественные характеристики изменения резуль­тата под влиянием факторов. Тогда:

  • в условиях прямых взаимосвязей между факторами и результатом это может
  • быть способ абсолютных и/или относительных раз­ниц, цепных подстановок, способ логарифмирова­ния; индексный, интегральный;
  • в условиях стохастических, вероятностных взаимо­связей между факторами и результатом это может быть способ парной и/или множественной корреля­ции, регрессии, дисперсии (статистические спо­собы), способы экономико-математического моде­лирования.

Таким образом, в ходе применения различных ме­тодов (стратегии, или методологии), способов и приемов (тактики, или методики) в экономическом анализе удается количественно «измерить» величину, степень, направлен­ность изменений тех или иных экономических характери­стик во времени и в пространстве, в их взаимосвязях и вза­имодействиях между собой; оценить направленность и «измерить» силу воздействия внешних, внутренних усло­вий хозяйствования и возможностей управления ими.


Выбор (и формирование) стратегии и тактики ана­лиза того или иного экономического явления, хозяйствен­ного процесса - за аналитиком, специалистом в области управления экономикой конкретного предприятия, но, в любом случае, изначально он должен предопределяться вполне определенной и принятой концепцией (основным замыслом, идеей) экономического анализа. Моделирова­ние аналитического процесса должно осуществляться именно в таком порядке: идея анализа - стратегия анализа - тактика анализа с наполнением каждой составляющей этой цепочки соответствующим содержанием; в этом - за­лог его состоятельности и результативности.

1.2 Предмет и объект экономического анализа

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, раскрыв которые можно подсчитать, как изменятся основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия под воздействием того или иного фактора, обосновать любое управленческое решение, изменение прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой прочности, себестоимость единицы продукции при изменении производственной ситуации.

Объектами АФХД являются экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности. Например, объем производства и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка; с научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения; с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия; с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; с обобщением передового опыта, с принятием управленческих решений. [21, С. 107]

В бизнесе экономический анализ является средством научного исследования, познания действительности для оценки предшествующих управленческих воздействий и обоснования плана - основы нового очередного управленческого воздействия.


Система специальных знаний экономического анализа включает следующие блоки:

Теорию экономического анализа - методологию построения конкретных методик выполнения анализа, аналитический инструментарий.

Финансовый анализ, преимущественно базирующийся на данных бухгалтерской отчетности организации, выполняемый компанией и внешними пользователями информации для характеристики предприятия в целом.

Управленческий анализ, выполняемый компанией для обоснования внутрифирменных управленческих решений и основывающийся на всей необходимой для этого информации.

Управленческий анализ включает финансовый анализ и производственный, т.е. анализ для управления внутри организации, для осуществления ее деятельности ("производственный" - в широком смысле, по производству и получению любого продукта, услуги, результата деятельности).

Финансовый и управленческий анализ подразделяется на различные сегменты, виды, направления, а вместе с теорией экономического анализа все они объединяются в АХД - анализ хозяйственной деятельности, выполняемый для любого элемента экономики. Любое исследование, в том числе и сущности экономического анализа, начинается с определения цели, понимания подцелей или задач (целей более низкого уровня, необходимых для достижения вышестоящей цели), т.е. с построения "дерева целей".

Структурирование целей, задач выполняется по-разному; некоторые авторы утверждают, что цель анализа определяет предмет анализа, другие отмечают что "значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются "стоящие перед ними задачи"". Например, к задачам относятся:

повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов;

объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и нормативов (по данным учета и отчетности);

определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

В российской экономической литературе в период централизованного управления главной целью экономического анализа являлось выявление и объяснение отклонений фактических значений показателей от плановых. В рыночной системе главной целью экономического анализа является обоснование собственником выбора действий, поведения в рамках проблемы эффективности деятельности организации.


Понимание анализа хозяйственной деятельности как исследование всего бизнеса либо отдельных его аспектов, выполняемое субъектом (человеком, менеджментом, сторонней организацией), позволяет отметить, что цели и задачи анализа могут быть разнообразными и зависеть от субъекта анализа, его интересов и возможностей. Иногда именно он планирует, организует, выполняет анализ. Анализ представляется как процесс подготовки информации для обоснования экономически целесообразного решения. Подготовка включает сбор, хранение, передачу, преобразование информации, необходимой для управления. Видимо, такое понимание выражается в англоязычных учебниках в термине "accounting". Эккаунтинг включает блок учетно-аналитических наук с выделением финансового и управленческого эккаунтинга, но без разделения учета и анализа.

В последней редакции образовательного стандарта в дисциплину "Управленческий учет" включены темы, входящие ранее в "Управленческий анализ".

Предметом изучения эккаунтинга является состояние и преобразование деловой информации для принятия решений по управлению или осуществлению экономически целесообразного выбора действий хозяйствующим элементом рынка (инвестором, акционером, организацией, государством, менеджментом, работником и т.д.).

В связи с этим к числу важнейших задач АФХД следует отнести

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в условиях конкретного предприятия;

- научное обоснование текущих и перспективных планов;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

- оценку результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся резервов;

- разработку мероприятий по использованию выявленных резервов.

Названные группы задач представляют классификацию по очередности разработки, по важности в системе управления и обязательности их решения (в рамках управленческого анализа).

По логике применения методов выделяют:

задачи характеристики состояния через значения показателей на дату, за период;

задачи измерения динамики и (или) отклонения от плановых значений;

задачи оценки влияния факторов на изменение показателя, в том числе поиск резервов улучшения показателя;