Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Налог на прибыль банков: специфика определения налоговой базы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В налогообложении коммерческих банков за рубежом большое внимание уделяется налоговому регу­лированию и стимулированию банковской деятельности. В настоящее время существует несколько видов рыча­гов стимулирования.

Во-первых, это перенос убытка, он заключается в том, что банки могут переносить убытки на будущие налоговые периоды. Во-вторых, это ставка налога, а именно: изменение ставки налога на прибыль для деятель­ности коммерческих банков, введение льгот для малых или только созданных коммерческих банков, изменение состава необлагаемых или облагаемых по ставке 0 % доходов от деятельности и, наконец, изменение ставки для отдельных видов операций, осуществляемых коммерческим банком.

В-третьих, операции с налоговой базой, а именно: изменение перечня расходов банка, по специфиче­ским операциям, которые признаются в целях налогообложения; признание расходов налогообложения прибы­ли банков, которые формируют резервы по сомнительным долгам; проведение амортизационной политики; возможность отнесения на учет налогооблагаемые расходы по созданию резервов на возможные потери по ссу­дам.

В-четвертых, это метод учета, к нему можно отнести выбор метода определенных доходов и расходов для налогообложения банков: кассовый метод, либо метод начисления [3].

Важнейшими из вышеперечисленных рычагов являются налоговая база и налоговая ставка. Из посто­янных изменений налоговой системы вытекают следующие проблемы: нестабильность в регулировании нало­говых отношений; регулярные изменения, связанные с изменением и уплатой налогов; частое изменение зако­нодательства по налогообложению кредитных организаций и проблемы по определению базы по уплачивае­мым налогам.

Коммерческие банки в РФ имеют право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. К сожалению, не все люди сознательны и поэтому про­цент возврата ссудных средств довольно низкий. Для улучшения данной ситуации банки могли бы провести работы по реализации более грамотной кредитной политики, более качественную работу проводить со своими клиентами (заемщиками), а также совершать эффективный экономический анализ кредитных вложений. При выполнении этих пунктов существенно выросла бы прибыль коммерческих банков. Налогообложение коммер­ческих банков заключается в том, что государство посредством налога на прибыль могло бы стимулировать банковскую систему РФ.

Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, можно рассмотреть модель, где банки, которые кредитуют реальный сектор экономики на долгосрочной основе, будут временно освобождены от уплаты данного налога. Чтобы предприятия начали брать долгосрочные кредиты в банках, для них нужна мотивация, например уменьшение процентной ставке по кредитам.


Необходима корректировка налогового законодательства, в котором коммерческие банки будут вре­менно освобождаться от уплаты налога на прибыль или будет уменьшена ставка по налогу на прибыль (напри­мер, в 2-3 раза), которые они получают от предоставления долгосрочных кредитов на развитие предприятий реального сектора экономики. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер, например, на период 3-5 лет. В бюджет будет поступать большее количество денежных средств, т.к. предприятия разви­ваются, а значит, появляются и другие налоги для уплаты, например налог на добавленную стоимость, его налоговой базой служит не прибыль, а объем реализации. Что касается банков, не все банковские операции об­лагаются налогом на добавленную стоимость, за счет этого бюджет теряет большую сумму налоговых плате­жей, поэтому необходимо расширить виды операций, которые облагаются НДС, за счет этого доля налоговых платежей в бюджет заметно возрастет [2].

Перед тем как ввести изменения в налоговое законодательство необходимо создать контроль за исполь­зование долгосрочных кредитов по назначению. Банкам нужно создавать необходимые условия, для того чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства для увеличения числа рабочих мест.

В процессе оптимизации налогообложения коммерческих банков необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов. Роль налогового регулирования возрастает в связи с тем, что необходимо прово­дить меры по налоговому стимулированию и определенные банковские операции сделать неэффективными или труднореализуемыми [1].

Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Со­вершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов гос­ударства. А это, в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.

1.3 Зарубежный опыт взымания налога на прибыль банков


В большинстве стран банковская деятель­ность подпадает под общее налогообло­жение, но зачастую банковские услуги облагаются налогами отлично от других нало­гоплательщиков. В некоторых случаях они имеют льготное или выигрышное налогообложение. Так, например, во многих странах большинство финан­совых услуг освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Однако банковс­кая деятельность может подпадать под обложение другими специальными налогами.

Налогообложение банков особенно интересно по различным причинам. Во-первых, банки являются финансовыми посредниками, которые выполняют уникальные функции, хотя в настоящее время во многих странах они подвергаются значительной конкуренции со стороны инвестиционных фондов и рынков ценных бумаг. Во-вторых, банковская деятельность в большой степени подвержена регули­рованию и мониторингу со стороны государства. В- третьих, банки имеют зачастую монополистическую власть в секторах частного и малого бизнеса.

В США налогообложение банков в целом осу­ществляется по общим правилам налогообложения корпораций, за исключением некоторых особеннос­тей, отраженных в разд. 26 Кодекса США, известного сейчас как Налоговый кодекс 1986 г.

Так, например, налогооблагаемая база должна быть уменьшена на сумму расходов, относящуюся к безнадежным долгам, ставшими полностью или частично обесцененными в течение отчетного года. Однако для банков установлены особые ограничения по изъятию для погашения безнадежных долгов. Банкам с активами менее 500 млн долл. США раз­решено переводить в резерв по безнадежным долгам суммы, необходимые для обеспечения контролиру­емого уровня резерва на конец года. Этот уровень определяется путем умножения суммы всех займов банка на определенную опытным путем сумму потерь (среднее значение за предшествующие 6 лет). Для банков, у которых активы превышают 500 млн долл. США, закон запретил метод расчета резерва по безнадежным долгам для целей налогообложения и потребовал перевода сумм превышения по балансу резерва снова в доход. Порог в 500 млн долл. США был определен на основе соединения. При возврате своего резерва по невозвращенным займам банки могут использовать метод возврата или зачета. Ме­тод возврата переводит закрывающийся резерв в доход в размере 10% в первый год, 20% - во второй год, 30% - в третий и 40% - в четвертый год (если банк решил перевести в доход в первый год более 10%, он переводит две пятых в доход во второй год, одну треть - в третий год и четыре девятых суммы резерва - в четвертый год). При методе зачета банк относит потери по займам, состоявшимся на конец года, на закрываемый резерв, пока он не будет исчерпан. Банки, не использующие метод резерва, могут исключать потери, если они возникают в соответствии с правилами определения полной или частичной безнадежности займов. Для расчета того, что считается безнадежными долгами, банки исполь­зуют методики, разработанные распорядительными органами по банкам, а затем сами определяют размер безнадежных долгов. [15, С. 651]


Основная ставка налога на прибыль корпораций в США составляет 35%, но окончательная величина зависит от величины полученного дохода в течение года и определена на уровне от 15 до 39%. За первые 50 тыс. долл. США налогооблагаемого дохода банк уплачивает налог по ставке 15%., за следующие 25тыс. долл. США - 25% плюс 7,5 тыс. долл. США и т.д. Подробнее действующие ставки по налогу на прибыль в США представлены в таблице.

Таблица 2- Ставки налога на прибыль в США (по данным Министерства финансов США)

Налоговая база нарастающим итогом с начала года, долл. США

Ставка

Необлагаемая сумма, долл. США

До 50 000

15%

0

От 50 000 до 75 000

7 500 долл. США + 25%

50 000

От 75 000 до 100 000

13 750 долл. США + 34%

75 000

От 100 000 до 335 000

22 250 долл. США + 39%

100 000

Налоговая система США содержит большое число льгот, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Особенностью налогообложения американс­ких банков является так называемый альтернатив­ный минимальный налог. Он взимается в размере 20% от суммы, состоящей из двух компонентов: обычного облагаемого дохода, увеличенного на сумму налоговых льгот, и половины суммы превы­шения дохода (дохода по балансу) над облагаемым доходом с учетом налоговых льгот. Если обязатель­ства по альтернативному минимальному налогу превышают обязательства по обычному налогу, то взимается большая сумма.

Помимо федерального налога на прибыль бан­ков, штаты в пределах своей юрисдикции устанав­ливают местный налог на прибыль банков. Главная особенность заключается в том, что налог во всех штатах различен. Наиболее высок этот налог в шта­тах Пенсильвания - 9,99%, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 9,975%, Миннесота - 9,8%. Наиболее низкие ставки налога в штатах Миссисипи - от 3 до 5%, Канзас - 3%. В некоторых штатах вместо местного налога на прибыль предусмотрена лицен­зия, за которую надо платить, в других - действуют специальные правила налогообложения банковской деятельности, в третьих - разработаны специальные налоги. Так, например, в штатах Мичиган, Охи, Техас и Вашингтон вообще нет налога на прибыль, но есть налог на валовой доход, ставки по которому схожи со ставками налога на прибыль. Делавэр, Нью- Хэмпшир и Виржиния имеют налог на валовой доход одновременно с налогом на прибыль. [15, С. 651]


В Германии налог на доходы корпораций взи­мается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на прибыль установлена на уровне 15% плюс так называемый солидарный налог в размере 5,5% от ставки налога. Кроме того, существует муници­пальный налог с оборота, или налог с продаж (trade tax), который устанавливается местными органами власти. Объектом обложения выступает прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, ставка по налогу устанавливается муниципалите­тами, но в среднем составляет от 14 до 17%. Таким образом, эффективная ставка по налогу на прибыль корпораций составляет около 30-33%. Следует ска­зать, что реформы 2008 г. значительно снизили став­ки по налогу, в среднем с 38,65%, что значительно поддержало банки Германии в период глобального финансового кризиса.

Согласно действующим правилам дивиденды, полученные компанией-резидентом, освобождаются от обложения налогом на прибыль корпораций. Тем не менее 5% дивидендов добавляется обратно в налогооблагаемый доход как не подлежащие нало­гообложению расходы, в результате чего эффектив­ная налоговая ставка составила около 1,5%. Кроме того, 95%-ное освобождение от налогообложения дивидендов не применяется в некоторых банках, финансовых учреждениях, в том числе пенсионных фондах и некоторых страховых компаниях.

При формировании налоговой базы вычита­ются все расходы, понесенные банком в результате финансово-хозяйственной деятельности, однако некоторые расходы могут не учитываться для целей налогообложения или подлежат вычету только в ограниченном количестве.

Важной особенностью налогообложения банков является то, что проценты за предостав­ленные кредиты налогом на доходы корпораций не облагаются.

Налог на прибыль корпораций в Великобри­тании представляет собой аналог данного налога в Российской Федерации. Ставка регламентируется финансовым законом Великобритании, зависит от размера получаемого дохода и меняется один раз в год. С 01.04.2011 банки уплачивают налог по ставке 26% на прибыль, превышающую 1 500 000 фунтов стерлингов, на прибыль меньше 300 000 фунтов стерлингов - 23%, на прибыль в пределах от 300 000 до 1 500 000 фунтов стерлингов эффективная предельная ставка установлена на уровне 27,5%. Ежегодно до 2014 г. ставка будет понижаться на 1% и составит в итоге 23%.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

-система налогообложения прибыли коммер­ческих банков во многих странах, как правило, связана с системой налогообложения корпора­ций;

  • порядок налогообложения доходов банков за рубежом во многом схож с практикой на­логообложения, сложившейся в Российской Федерации. В США, например, налоговая база по налогу на доходы корпораций определяется по схожей методике;
  • ставки налогов на доходы банков в развитых капиталистических странах очень даже велики по сравнению с сегодняшней ставкой налога на прибыль, действующей в Российской Феде­рации. Следует отметить, что нецелесообразно будет держать ставки налога на прибыль для банков постоянно на таком низком уровне. С оздоровлением банковской системы их следует поднять, исходя из зарубежного опыта, однако следует ввести некоторые налоговые льготы, в особенности для малых банков и только что созданных;