Файл: Понятие и задачи экономического анализа (Характеристика методов экономического анализа и его связь с другими науками).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика предмет и объект экономического анализа
1.1 Понятие экономического анализа и его составляющих
1.2 Предмет и объект экономического анализа
1.3 Задачи экономического анализа
2. Характеристика методов экономического анализа и его связь с другими науками
2.1 Методический инструментарий экономического анализа: понятие и характеристика
2.2 Связь анализа с экономическими, математическими и технологическими науками
2.3 Перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений
Введение
Успешное выполнение задачи повышения эффективности хозяйствования требует совершенствования всей системы управления и, в частности, развития и расширения аналитической работы. Экономический анализ - это комплексное изучение работы предприятий с целью объективной оценки достигнутых результатов и дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Результаты хозяйственной деятельности должны рассматриваться с точки зрения их соответствия требованиям объективных экономических законов и задачам, поставленным перед изучаемым объектом. Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится к их обоснованию на базе имеющейся информации. Он занимает промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухучет, статистика, отчетность), а также функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль).
Назначение анализа финансового состояния – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния предприятия. При этом содержание финансового анализа состоит в следующем:
– выявить степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оценить потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического круговорота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т.п.;
– оценить правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
– в результате финансового анализа имеется возможность контроля правильности составления финансовых потоков предприятия, а также соблюдения норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразности осуществления затрат.
Следует различать анализ в широком и узком смысле слова. В широком смысле он охватывает все звенья и структуру экономики в целом, то есть сферу материального производства и непроизводственную сферу. Такой анализ исследует большие совокупности: экономические районы, отрасли, экономику России в целом. Чаще его называют статистическим. Экономический анализ в узком смысле охватывает экономику отдельного звена - предприятия, учреждения, организации. Чаще его называют анализом хозяйственной деятельности.
Цель работы - раскрыть сущность и содержание экономического анализа его объекта и предмета.
Задачи работы:
-изучить сущность анализа;
-изучить сущность объекта и предмета анализа;
- проанализировать задачи экономического анализа;
Методологической основой проведения исследований являются научные труды отечественных ученых Баканова М.И., Шеремет А.Д., Ковалева В.В, и других авторов, а также иностранных ученых Хейферта Э., Вильямса Ян, Альтмана Г.П. и законодательно-нормативная база по ведению бухгалтерского учета и проведения анализа финансового состояния предприятий.
Исходя из целей и задач курсовой работы работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Характеристика предмет и объект экономического анализа
1.1 Понятие экономического анализа и его составляющих
Общепризнано, что экономический анализ есть универсальный инструмент теоретического и практического познания экономики, хозяйственных процессов и явлений. Задачи экономического анализа многочисленны и многогранны, а его роль в управлении и значимость в практическом хозяйствовании неизбежно возрастает по мере расширения, усложнения и ускорения хозяйственных процессов. В то же время успешность, результативность экономического анализа во многом предопределяется глубиной и конкретностью наших познаний о нем, начиная с определения его сущности.
В экономической литературе встречается множество определений общего понятия «Анализ», среди которых можно отметить утверждения о том, что собственно экономический анализ - это:
- способ познания экономических явлений, процессов ;
- познавательный вид управленческой деятельности;
- система определенных специальных знаний, связанных с изучением (исследованием) экономических процессов;
- изучение разнообразных и разнородных факторов, под влиянием которых формируются основные результаты деятельности ;
- мысленное представление изучаемого экономического явления, хозяйственного процесса в виде составляющих его частей и исследование каждой из них в отдельности [10, с.74];
Вышеприведенные определения понятия «Анализ» в одном случае - сугубо теоретические, в другом - предметно направленные, в третьем - спроецированы на вид деятельности, осуществляемой предприятием (организацией). При этом однозначного ответа на вопрос: что за понятие «Анализ», какова его сущность - так и не сформулировано, но в этих определениях просматриваются основные его контуры. Отсюда представляется, что изначально и всегда понятие «Анализ» следует трактовать в двух аспектах: теоретическом и практическом.
Тогда, теоретически, экономический анализ - это наука о принципах, методах, способах и приемах изучения экономических явлений и процессов, и в то же время, практически, экономический анализ - это процесс, сущность которого не материально-вещественная (как у производственного процесса), а умозрительная, выражающаяся через определенные мыслительные действия, связанные с познанием, исследованием экономических явлений и хозяйственных процессов; здесь основным «производственным» средством, инструментом, с помощью которого удается познавать, изучать, «препарировать» экономические процессы и явления, выступает наше логическое мышление, а также принимаемые нами на вооружение известные методы, способы, приемы исследования и выработки управленческих решений. [25, С. 104]
Аналитический процесс, как и любой другой, требует формулировки той идеи, во имя которой он, собственно, и «затевается», обеспечения его соответствующими методами, способами и приемами познания, логического построения (моделирования) и организации.
Понятно, что стартовой, отправной точкой для аналитического процесса должна служить принимаемая и/или принятая аналитиками концепция (conceptio - лат.) анализа как основополагающий замысел или идея, как некая система взглядов, как-то или иное понимание и восприятие явлений и процессов и, наконец, как основной принцип в анализе. По этому поводу следует заметить, что в специальной экономической литературе не уделено достаточного внимания понятию концепции экономического анализа, его сущности и значимости в формировании целевых установок для анализа и управления экономикой в целом и, в частности, хозяйственной деятельностью конкретного предприятия (организации). [5, С. 34]
Общепринятая (по умолчанию) концепция экономического анализа в предприятии берет свое начало с времен централизованной плановой экономики (в СССР, РСФСР, РФ) и отображает сложившийся «внутренний экономический миропорядок», в котором перед хозяйствующими субъектами ставились задачи: выполнять и перевыполнять план (планы), обеспечивать соблюдение норм, нормативов, снижение (потом - оптимизацию) расходов и т.п. Соответственно и в анализе формировались (и формируются) текущие запросы с определением вектора движения аналитического процесса - от фактов к плану (к норме, к намеченному рубежу, запланированному достижению) и обратно с детализацией и структуризацией информационных данных. Сам аналитический процесс превращается при этом в процесс поиска ответов на многочисленные, возникающие у аналитика вопросы: что уже произошло и что происходит сейчас, а также - почему это произошло (и происходит), каковы последствия произошедшего (происходящего). Иначе говоря, изучаем свершившиеся события, явления, процессы и/или практику хозяйствования предприятия, «бродим» по обширному информационному полю, «просеиваем» и сопоставляем факты, выявляем отклонения фактов от плана, от нормы и др., устанавливаем фактические причины этих отклонений, определяем фактически упущенные, нереализованные, неиспользованные, утраченные резервы; можно сказать, на фактах «стоим» и, исходя из некоего постулата о том, что факты - «упрямая вещь», опираемся на них, определяем те самые резервы, обосновываем возможности развития производства за счет использования этих резервов и принимаем те или иные управленческие решения.
Отсюда становится возможным определять общепринятую на сегодняшний день, стандартную концепцию экономического анализа как концепцию резервов и возможностей, а основной, опорной «точкой» для нее признать фактологию. Данная концепция экономического анализа предопределяет общую направленность формирования и развития аналитического процесса, его поэтапного наполнения соответствующим содержанием, что реально может быть представлено следующим образом:
- этап - подготовительный (базовый), когда определяется предмет и цель его анализа, формируются задачи анализа, осуществляется выбор объекта, на материалах которого предполагается организация и ведение анализа, изыскиваются соответствующие источники его информационного обеспечения;
- этап - познавательный (ознакомительный), в основе которого лежит формирование системы изучаемых показателей и характеристик согласно цели и задачам исследования, сбор, обработка и наглядное представление цифровой информации по изучаемому объекту;
- этап - аналитический (оценочно-аналитический), сущность которого состоит в оценке характера экономического явления, хозяйственного процесса с помощью конкретных оценочных показателей, в изучении сложившегося их уровня и развития за ряд лет с определением тенденций этого развития, в выявлении причин, условий, факторов, повлиявших на изучаемые показатели, недостатков в управлении хозяйственными процессами, их эффективностью, в изыскании резервов дальнейшего развития изучаемых процессов и т.д.;
- этап- резюмирующий, когда требуется формирование обобщающего вывода о качестве управления хозяйственными процессами, экономическими взаимоотношениями и взаимосвязями, их результатами и эффективностью, определение основных направлений, в которых необходимо организовать работу по повышению результативности и эффективности данных процессов, разработка вариантов управленческих решений с расчетным обоснованием каждого из них и выбором наиболее оптимального среди них с учетом принятых в оценку критериев оптимальности управленческого решения. Здесь критерием оптимальности при выборе одного из нескольких предлагаемых управленческих решений может выступать, например, оптимизация вложенных ресурсов, обеспечение сохранности ресурсного потенциала, устойчивое и поступательное развитие хозяйственного процесса, неуклонное соблюдение законодательных, методологических, методических основ управления экономикой предприятия и др.
В настоящее время, в условиях развитой экономики, в век «скоростей» подобного подхода к экономическому анализу явно недостаточно. Крайне важным становится обозначение концептуально иных направлений и аспектов в нем, изначальное, упреждающее (а не «постфактум») определение глобального направления поиска возможностей развития экономики предприятия, выбор основополагающего звена в экономической цепочке формирования результата (результатов) хозяйственной деятельности предприятия, формирование новых целевых установок и др. Иными словами, необходимо формирование современных концепций экономического анализа, отвечающих запросам настоящего времени, сегодняшней рыночной экономики, с опорой на научно-теоретические основы управления хозяйственными процессами и их эффективностью в предприятии. Данный вопрос весьма сложен, обширен и требует отдельного своего рассмотрения. [17, С. 84]
Особого внимания заслуживают и такие понятия в анализе, как методология и методика изучения экономических явлений, хозяйственных процессов. В специальной экономической литературе затруднительно, если не сказать - невозможно, отыскать согласованные между собой определения этих двух понятий. Но без осознания сущности, функционального назначения того или иного инструмента в экономическом анализе мы можем оказаться в положении человека, пытающегося «нарезать хлеб консервным ножом».
Общее определение понятия «Методология», приводимое в специальной литературе, сводится к тому, что это есть общенаучные и научно-теоретические принципы и/или методы познания. В развитие данного определения понятия методологии анализа, как нам представляется, можно было бы добавить, что, по сути, это есть основные, стратегические направления, «дорожные карты» или пути познания, исследования хозяйственных процессов и явлений. В то же время, опираясь на энциклопедическое определение понятия «Метод», можно сказать, что это есть образ того или иного действа, его общий план, некая стратегия его ведения (от греч. Strategia - «войско+веду»), определяемая как искусство управлять, руководить.
В связи с этим общая методология экономического анализа включает в себя всеобщий метод познания - метод материалистической диалектики, представляющий собой основные принципы познания, и общенаучные методы познания, которые, в свою очередь, представляются как общеэкономические и специальные.
Среди специальных методов познания в экономическом анализе наиболее известны и широко применяются: