Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Анализ и способы уменьшения коммерческого риска на примере ООО «Кедр»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Риск присущ практически любой сфере человеческой деятельности. Сейчас все больше внимания уделяется исследованию, прогнозированию, анализу рисков. Умение предвидеть последствия тех или иных действий просто необходимо для нормального функционирования организаций.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования комплексного подхода риску предприятия как одного из необходимых условий эффективной деятельности в конкурентной среде.

При рыночной производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Предпринимательства без риска не бывает. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное - оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли.

Целью работы является анализ понятия и виды коммерческих рисков.

Исходя из поставленных целей, были сформированы следующие задачи:

  • ознакомление с понятием коммерческого риска;
  • рассмотреть виды коммерческих рисков;
  • изучить методы снижения коммерческих рисков;
  • разработать мероприятия по предупреждению наступления рисков и снижению уровня негативного воздействия на примере конкретного предприятия.

Предметом исследования работы является изучение и анализ рисков коммерческих организации.

Объектом исследования является ООО «Кедр».

В работе использованы различные методы исследования, а именно, сравнения и сопоставления, экономического, факторного анализа, финансовые, математические методы, методы стратегических исследований.

Для раскрытия теоретической части курсовой работы были использованы материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области экономики.

Информационной базой для данного исследования послужили данные статистической, финансовой отчетности, учебная и научная литература, отчеты стратегических исследований предприятия за предыдущие периоды.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,


заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1 Общая характеристика коммерческих рисков

1.1 Понятие и причины коммерческих рисков

Экономические связи, которые возникают в процессе функционирования предприятий торговли, сопровождаются рисками, особенно в период глобального финансово-экономического кризиса. Та­ким образом, наличие рисков неизбежно в рыночных условиях хозяйствования, а эффективное развитие предприятий роз­ничной торговли напрямую зависит от их способности адаптироваться к условиям неопределенности коммерческой деятель­ности и минимизировать обусловленные ею риски. Такая способность в значитель­ной степени зависит от понимания руко­водителями предприятий отрасли эконо­мической сущности коммерческих рисков, сфер и источников их возникновения, владения подходами и навыками управле­ния рисками.

К сожалению, опыт практической де­ятельности свидетельствует о том, что суще­ствуют значительные трудности с методиче­ским и организационным обеспечением управления рисками на предприятиях роз­ничной торговли, связанные как с недостат­ком квалифицированного персонала, спо­собного работать в направлении минимиза­ции рисков, так и с несовершенством мето­дологии их исследования.

Отдельные теоретические аспекты управления рисками изложены в научных трудах российских и украинских ученых В.А. Абчука, В.А. Боровковой , Т.А. Бычиковой, В.М. Гранатурова, Г.С. Токаренко и др. Специалисты исследовали вопросы экономической сущности рисков, факторы, которые их обусловливают, определили подходы к их минимизации. Однако анализ существу­ющих научно-методических разработок свидетельствует о том, что они не учиты­вают особенности розничной торговли, не дают системного понимания экономиче­ской сущности коммерческих рисков и их типологии в отрасли[1].

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности вопроса о развитии тео­ретических основ коммерческих рисков, усиливают важность его безотлагательно­го решения.

Как показало исследование, в соот­ветствии с существующими классифика­циями коммерческий риск относится к группе рисков, связанных со сферой (ти­пом) деятельности человека, в состав ко­торой входят также риски политические, научные, медицинские, социальные, фи­нансовые и др. В этом контексте по про­исхождению коммерческий риск обуслов­лен сферой коммерческой деятельности, которая является и причиной, и источни­ком, и объектом риска.


Несмотря на понятный аспект сфе­ры возникновения, подходы к определе­нию сущности коммерческого риска зна­чительно отличаются. Наиболее распро­страненным является подход В.А. Боровковой, в соответствии с кото­рым «риск, который возникает в процессе реализации закупленных товаров и услуг, называют коммерческим (торговым) риском». Автор, с одной сторо­ны, проводит параллель между коммерци­ей и торговлей, что действительно отвеча­ет этимологии приведенных понятий, а с другой - отходит от содержательной нагрузки понятия коммерческого риска, делая ударение не на характеристике дей­ствий как объекта риска (что?), а на месте их возникновения (где?). Кроме этого, до­статочно дискуссионным является автор­ский акцент на возникновении коммерче­ских рисков исключительно во время реа­лизации товаров, который ограничивает сферу коммерческой деятельности только операциями продаж (сбыта).

Аналогичные по содержанию определения коммерческих рисков приво­дят Н.И. Машина, Т.А. Бычикова, В.В. Лукьянова, С.М. Бычкова, В.М. Гранатуров, которые отмечают, что «этот вид рисков наиболее коварный и неопределенный, потому что вытекает из динамики продвижения товара или услуги на рынок» и «возникает в про­цессе реализации товаров и услуг, изго­товленных или приобретенных предприя­тием». Авторы отмечают, что причинами такого риска могут быть сни­жение объемов реализации товаров, по­вышение цен закупки, потери товаров во время их транспортировки, хранения, продаж и т.д.

Принципиально другим является подход, в соответствии с которым коммер­ческий риск рассматривается безотноси­тельно коммерческой деятельности и трак­туется достаточно широко. Так, В.А. Абчук, не сосредотачиваясь на формулировании содержания, отмечает, что коммерческий риск может быть «расчетным, торговым и финансовым».

Аналогичный по широте понятия подход содержится в трудах И.Т. Балабанова, В.С. Ступакова, и В.С. Токаренко, которые рассмат­ривают коммерческий риск как «опас­ность потерь (убытков) во время осу­ществления финансово-хозяйственной де­ятельности». Такие позиции вы­текают из чрезмерно широкого понимания коммерческой деятельности, которое за­креплено и в Хозяйственном кодексе Украины[2].

В соответствии с положениями за­кона, коммерческой или предпринима­тельской деятельностью считается «любая хозяйственная деятельность, которая осуществляется систематически, самосто­ятельно, на собственный риск предпри­нимателя и целью которой является полу­чение прибыли». Разумеется, такая деятельность может быть и в произ­водственной сфере, и в финансовой, и в торговой, что автоматически приводит к отождествлению коммерческих и финан­совых рисков и, с точки зрения автора ис­следования, не отвечает четкости класси­фикации и различным источникам проис­хождения рисков.


Существующий плюрализм мне­ний по поводу сути коммерческого риска не позволяет даже определить общепри­знанный перечень его признаков. Так, пытаясь охарактеризовать особенности коммерческого риска, Ю.И. Продиус делает вывод, что этот риск определяется убытками в коммерческой деятельности в результате принятия ошибочного реше­ния и расходов на его реализацию, ин­фляции, ухудшения финансового поло­жения предприятия, рискованного со­глашения, недобросовестности работни­ков и др. и может быть имущественным, торговым, производственным, транс­портным, маркетинговым, а также инно­вационным. Как можно заметить, в соот­ветствии с этим подходом происходит путаница в определении не только при­чин коммерческого риска, но и его видов, поскольку производственные риски даже по сфере деятельности не могут быть коммерческими.

Коммерческая деятельность в соответствии с ГК РФ осуществляется гражданами и юридическими лицами на свой риск и под свою имущественную ответствен­ность. Коммерческая деятельность неизбежно сопря­жена с риском, так как предпринимателю приходится принимать решения в условиях неопределённости, ко­гда из нескольких возможных вариантов необходимо выбрать один вариант.

В силу разных причин торговое предприятие может не только получить ожидаемую прибыль, но и поте­рять то, что уже имеет. Следовательно, необходимо оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Та­ким образом, риск — это важнейший элемент рыночной экономики, обусловленный постоянными изменениями на рынке товаров и услуг[3].

Слово «риск» испано-португальского происхожде­ния и означает «подводная скала». Риск можно рас­сматривать с двух противоположных позиций. С одной стороны — это вероятность наступления нежелательно­го события, материальная или иная потеря, которая может возникнуть в результате претворения в жизнь выбранного решения. С другой стороны — это предпо­лагаемая удача или благоприятный исход, то есть дей­ствие наудачу в надежде на счастливый случай. («Кто не рискует, тот не выигрывает»).

Основные причины коммерческого риска:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств[4].

Основным видом риска в международной коммерции является транспортный риск, который классифицируют на основе базисных условий поставок товаров. По классификации Инкотермс-2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.

Первая группа ("Е") имеет одно условие - "франко-завод", которое содержит минимум обязанностей для продавца заключается лишь в предоставлении товара для покупателя сто нахождения продавца.

Но вторую группу ("F") включены условия, требующие от продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателем.

В третьей группе ("С") объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара.

Четвертая группа ("D") включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения.

Внешнеторговая деятельность, являясь одним из видов деятельности хозяйствующих субъектов, - одна из форм предпринимательской деятельности в области международного бизнеса, осуществляемая на условиях полной самостоятельности в выборе контрагента, предмета сделки, в определении цены и суммы контракта, сроков поставки, - представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций, обеспечивающих обмен продукцией в материально­вещественной форме.

Сам факт международного обмена, его исключительное пространство осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создает более чем достаточные предпосылки множественности объектов.

В качестве объектов внешнеторговой деятельности выступают прежде всего товары, обращающиеся в международном обмене. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами отличается крупными объемами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило, высокой конкурентоспособностью.